Полезные привычки

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Цель урока: научить говорить "нет" в опасных ситуациях.

Задачи:

  • показать ученикам ситуации, в которых отказ – единственный способ ответственного поведения;
  • познакомить учеников с формами отказа от табака и алкоголя.

Теоретические положения

Одной из причин, по которой подростки начинают курить или употреблять алкоголь, является неумение отказываться. Формирование навыка отказа незнакомым, друзьям, старшим является защитным фактором, предупреждающим употребление психоактивных веществ.

Материалы для урока: доска, мел, рабочие тетради, ватман.

Подготовка урока: подготовка коротких сценок с участием учеников, демонстрирующие ситуации, когда отказаться необходимо.

Ход урока

Наш урок посвящён навыку, позволяющему с честью выходить из опасных для здоровья ситуаций и выбирать ответственные способы поведения.

Бывали ли у вас в жизни случаи, когда кто-то предлагал попробовать сигареты или алкогольные напитки? (ответы детей)

Да, действительно, в вашем возрасте приходится сталкиваться с такими ситуациями.

Что вы чувствовали?

Что говорили?

Соглашались ли вы или отказывались?

Если отказывались, то как? (отказы записываются на доске)

Трудно ли было отказываться?

Кому из предлагавших сигареты или алкоголь труднее отказать (взрослым, сверстникам, старшим братьям и сёстрам)?

Почему одним трудно отказаться, а другим - нет?

(Важность невербального компонента общения в момент отказа – уверенная интонация голоса, поза, мимика, жесты)

Почему важно научиться отказываться от предложения сигарет и алкоголя?

Что такое для вас здоровье? Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. Духовное здоровье – это здоровье нашего разума, а физическое – здоровье нашего тела. Составляющие здоровья должны гармонично развиваться. Здоровье человека – бесценный дар природы. Разрушить здоровье можно, а купить нельзя. Чтобы быть здоровым, необходимо вести здоровый образ жизни, в который входят элементы: двигательная активность; рациональное питание; соблюдение режима труда и отдыха; личная гигиена; психическая и эмоциональная устойчивость; отказ от вредных привычек.

Хотя подростки обычно много знают о вредном влиянии табака и алкоголя на здоровье и социальное благополучие, некоторые из них всё-таки начинают курить и употреблять спиртные напитки. Часто это происходит потому, что они не могут отказать сверстникам, знакомым или членам семьи, предлагающим сигареты и алкоголь.

Утверждение: существуют действенные формы отказа, которым можно научиться.

Работа в группах: Предлагаю вам обсудить варианты отказа от употребления сигарет и алкоголя. Запишите их.

Посмотрите в тетради задание № 16 и выполните его. Каждой группе своя ситуация. (Ребята могут пользоваться вариантами отказа, записанные на доске)

Отказаться, когда предлагают попробовать сигарету или алкогольные напитки, не всегда легко. Помочь тебе в этом могут простые советы.

1. Прочитай и запомни "формулы отказа," приведенные ниже:

Нет, спасибо, я катаюсь на велосипеде.

Нет, спасибо, мне родители не разрешают (будут ругать, расстроятся).

Нет, спасибо, мне не нравится вкус (запах).

Нет, спасибо, я не курю (не пью).

Нет, спасибо, я тороплюсь на урок (в школу, в клуб, на тренировку).

Нет, спасибо. (Уходи, пока говоришь, или дай что-то взамен: жвачку, конфету.)

2. Держись подальше от тех мест, где продают сигареты или алкогольные напитки.

3. Держись с теми, кто не пьет и не курит, особенно в ситуации, когда могут предложить сигареты или алкоголь.

Результаты группового обсуждения ученики представляют в виде короткой ролевой игры с объяснением предпочтительной формы отказа. (Обсуждение результатов)

Какие формы отказа выглядели наиболее убедительно?

Каким образом было легче всего отказаться?

Из истории табака. До XVI века в Европе не знали о табаке. Моряки из Испании - спутники Христофора Колумба привезли его из Америки (12 октября 1492г). Ритуал курения имел у индейцев символический смысл. Противники садились в кружок, вождь раскуривал трубку и передавал ее соседу. Тот после одной - двух затяжек передавал трубку своему соседу, а он своему. И так по кругу шла "трубка мира".

Несмотря на широкое распространение табака в Европе, курение через некоторое время было запрещено в разных странах. В Сант-Яго в 1692г. за курение были замурованы в стены 5 монахов. В Турции курение рассматривалось как нарушение законов Корана: человека избивали и возили на осле по улицам Константинополя, а после пожара состоялись массовые казни курильщиков. В Персии запрещали курение под страхом лишения губ и носа, а торговцев табака было приказано сжечь на костре.

Табак в России. В Россию табак был завезен через Архангельск, еще при Иване Грозном. При царе Михаиле Федоровиче - первом царе династии Романовых - за употребление "зелья табачища" рвали ноздри, били плетьми и ссылали в Сибирь, однако курильщики не переводились. В 16 – 17 веке Москва была деревянная, и из-за частых пожаров курение запретили. Во времена Петра I, внука Михаила Федоровича, курение даже поощрялось. Много сделавший прогрессивного, в данном случае он оказал жителям России плохую услугу.[3].

Из истории алкоголя.

А сейчас послушайте притчу: “Говорят, чтобы уберечь первую виноградную лозу от высыхания, Вакх (бог виноделия) вначале вложил ее в птичью косточку. Но веточка стала расти на глазах. И тогда юноша нашел львиную косточку, которая вместила растение с птичьей косточкой. Но веточка продолжала расти. И тут Вакх увидел на обочине кость осла… Затем, когда вино было готово, Вакх стал щедро угощать им людей. И произошло странное событие: когда гости выпивали по одному бокалу, они веселились и пели, как птички; еще по бокалу – становились сильными и бесстрашными, как львы; но если выпивали больше – превращались в тупых упрямых ослов”.

Еще в древности познакомился человек с необычным веселящим действием некоторых напитков из молока, меда, сока плодов. И не сразу заметили, что на следующий день приходит разбитость, головная боль, дурное настроение. Поэтому с пьянством боролись практически во все времена. В Древней Индии, уличенных в пьянстве, заставляли пить из раскаленного металлического сосуда горячее вино или кипяток до наступления смерти. Каждый римлянин, заставший жену в пьяном виде, имел право убить ее. В Голландии женщин-алкоголичек три раза погружали в воду. Русь была одной из трезвых держав в истории. При Петре 1 были изданы законы, согласно которым опьянение отягощало вину. При Екатерине II пьяниц наказывали розгами. В 1917 году в Красной армии пьянство карается расстрелом. В 1941 году война возвращает людей к трезвости. В 1964-1982 году появляется понятие алкогольной эпидемии, алкоголь стал опасен из-за вырождения нации в России.

Давно известно, что курить и пить вредно. Но почему люди все равно употребляют табак и алкоголь? Что привлекает подростков и взрослых в курении сигарет и употреблении алкоголя, особенно пива?

Причины (мотивы) употребления табака и алкоголя: (записываются на ватмане у доски)

любопытство, желание быть принятым в группе “взрослых сверстников”, быть “крутым”; “легкое” общение, пониженная самооценка, неумение отдыхать без допинга, неумение отказать, просто так, удовольствие, развлечение, пример друзей и взрослых, наличие свободных денег; влияние кино, телевидения, рекламы; баловство, от нечего делать, уйти от проблем.

Меры для предупреждения:

  • Запретить продажу сигарет и алкоголя вообще или до 21 года.
  • Запретить рекламу сигарет.
  • Запрет со стороны родителей.
  • Введение штрафов за курение и распитие алкогольных напитков в общественных местах.
  • Получать достоверную информацию о вреде.
  • Принятие самостоятельного решения: да или нет!

Сценка-миниатюра “Курильщик”

(Двое “учителей” и курильщик Ваня выходят на сцену с разных сторон)

1-й учитель.

Опять, ты Ваня, с сигаретой?
А ну отдай цигарку эту!
Ты что, не знаешь, что она,
До невозможности вредна?

2-й учитель.

Последних пара сантиметров
Вреднее первых раза в три.
Курить вообще предельно вредно -
Ты на плакат наш посмотри!
(Указывает на схему поражения дыхательной системы.)

1-й учитель.

От этой “милой” сигареты
Сосудов спазм, гастрит, колит,
Вся слизистая рта разъета,
И развивается бронхит.

Ванюша.

Вы что стращаете меня?
Как ведьмы злые налетели…
Да, я без этого огня
И встать-то не могу с постели,
Он мне думать помогает,
Мою активность повышает,
А в работе – это первый друг!

2-й учитель.

А ну-ка, брось ее из рук!
Да ты хоть сам-то понимаешь,
Что ерунду нам здесь вещаешь?

1-й учитель.

Отдай, отдай ее, Ванюша,
И нас немножечко послушай.

Ванюша

К тому же фильтр защитит…

2-й учитель.

Ну, как ребенок говорит!
Да фильтр на 25 процентов,
Лишь поглощает никотин,
К тому же с остальным букетом,
Не сможет справиться один.

1-й учитель.

Полоний, скандий и мышьяк,
Угарный газ и аммиак
Цианистая кислота,
В ней бензопирен и СО2

Ванюша.

Да что такое? Прекратите!
Аж, разболелась голова.
Вы, кажется, всерьез хотите,
Совсем свести меня с ума?!

2-й учитель.

Да мы добра тебе желаем,
Хотим помочь, а как не знаем.
Ты расскажи-ка лучше нам,
Как закурил впервые сам.

Ванюша.

Дело было вечером,…
Делать было нечего,
Я с ребятами сидел,
И на девушек глядел,
Что смолили сигаретки,
Как заправские кокетки.
Тут одна и говорит:
“Ну, Ванюша, закури!”
Сигарету предложила,
Зажигалочку включила.
Тут-то бесе меня попутал -
Я, конечно, закурил….
Силы воли не хватило,
Отказать чертовке милой,
Вот, ведь в сети как попал…

1-й учитель.

Друг мой, ты бы лучше взял,
Да и бросил бы курить,
Чтоб здоровью не вредить.

Ванюша.

Я умом-то понимаю,
Что прескверно поступаю…
Мне бы мужества набраться,
И с куреньем распрощаться!
Может, брошу как-нибудь…

Учителя.

Ну, ступай!
В счастливый путь!

Мои аргументы против курения, алкоголя

  1. Я хочу быть здоровым.
  2. Курение и алкоголь разрушает организм.
  3. Нет сигарет и алкогольных напитков, которые не приносят вреда.
  4. Курение и алкоголь приводит к различным болезням.
  5. Сейчас “мода” на курение и алкоголь в большинстве стран прошла

Выводы урока (чтение в рабочей тетради на стр. 24)

Выводы

В ситуациях, опасных для здоровья, необходимо говорить “нет”.

Можно научиться вежливо, но твердо отказываться.

Существует много эффективных способов отказаться.

Вам, молодым, предначертано судьбой жить в XXI веке, да и не только жить, а еще и творить, вершить полезные, добрые, вечные дела.

Впереди ожидает Вас
Дружба и свет любимых глаз,
Шум и радость жизни,
И служение Отчизне.
Новых звезд и открытий блеск,
А не вредных соблазнов треск.
Их не выбираешь,
А то жизнь ты проиграешь!
Благодарность за урок.

Домашнее задание: Вам необходимо выполнить задание в тетради № 17 (содержание задания см. ниже)

Задание 17

  • Возьми интервью у взрослого, который не курит.
  • Задай вопросы анкеты и запиши их в тетрадь. Не забудь поблагодарить!

Анкета

  • Предлагали ли вам курить?
  • Кто?
  • Каким образом вы отказывались?
  • Почему вы не курите?

Итог урока:

Знайте, что главное слагаемое успеха – это то, что вы действительно захотите испытать счастье дышать свободно. Здоровья Вам!

Если ты любишь себя и ценишь свое здоровье, ты скажешь “нет” всему, что может принести тебе вред.

Оценка урока

Нарисуй клоуну такой рот, который соответствует твоему настроению после урока.

Ответь на вопросы:

  • Что тебе больше всего понравилось?
  • Что тебе меньше всего понравилось?
  • Закончи предложения:
  • Я узнал/а.....................
  • Еще я хотел/а бы узнать.

Список литературы

  1. Основы безопасности жизнедеятельности. №2. 1997.
  2. Ерхова Н.В., Климович В.Ю. День здоровья. Профилактика употребления ПАВ. Центр Планетариум. Москва. 2007
  3. Еременко Н.И. Профилактика вредных привычек. Волгоград. Панорама; Москва. Глобус. 2007
  4. Учебное пособие для начальной школы по предупреждению употребления детьми табака и алкоголя. Издание 3-е, улучшенное и дополненное. Рабочая тетрадь для 4-го класса. М.,2000
  5. Пособие для учителей “Полезные привычки”. Допущено Министерством образования и науки РФ, М., 2000.
  6. Романова О.Л. Этиология зависимостей от психоактивных веществ у подростков и теоретические основы их первичной профилактики: Обзор зарубежной литературы, Вопросы наркологии, 3, 1996, 97 -108.
  7. Schinke, S.P., Botvin,G.J., Orlandi, M.A.(1991) Substance abuse in children and adolescents: evaluation and intervention. Sage Publications, USA.
  8. Bandura, F. (1977) Social learning theory/ Englewood Cliffs, NJ: Prentice – Hall.

Презентация