Урок "Права человека" (для 1–4-х классов)

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Классы: 3, 4

Ключевые слова: внеклассная работа, кружок «Мои права», календарь правовых дат, Всеобщая декларация прав человека


Цели урока:

  • подвести детей к пониманию необходимости объединения усилий всех стран по защите прав человека;
  • дать общее представление о понятиях “ООН”, “Всеобщая декларация прав человека”;
  • развивать чувства человеческого достоинства;
  • воспитывать терпимость, взаимопонимание и равенство.

Оборудование:

  • модель “Солнышко” (на доске);
  • таблички для зрительного восприятия;
  • календарь правовых дат;
  • коллаж с рисунками детей к статьям Всеобщей декларации прав человека и сами статьи;
  • костюмы для инсценирования отрывков из сказок;
  • ширма для представления кукольного театра.

Ход урока

1. Организационный момент. Активизация интереса детей.

Календарь правовых дат

2001 – 2010 гг. – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты.
1 июня – Международный день защиты детей.
4 июня - Международный день детей – жертв агрессии.
24 октября – День Организации Объединённых наций.
20 ноября – Всемирный день прав ребёнка.
10 декабря – День прав человека.
12 декабряДень Конституции Российской Федерации.

- Сегодня 10 декабря. Если посмотреть на Календарь правовых дат, то можно увидеть, что эта дата связана с Всеобщей декларацией прав человека.

Что такое “декларация”, когда и почему она появилась, что такое “право”, “ООН”. Об этом мы сегодня и поговорим на уроке.

2. Разминка-игра “Меня зовут… Я люблю…”

- Меня зовут Таисия Ивановна. Я люблю путешествовать по разным городам и знакомиться с ними.

(Дети называют своё имя и говорят, что они любят в жизни)

3. Беседа “Права человека: Всеобщая декларация прав человека”.

- Все мы разные, у нас разные вкусы, неодинаковые внешности, у каждого человека есть что-то своё, что отличает от остальных людей. Но мы понимаем друг друга, у нас есть что-то общее. Общее – это права.

Права человека есть у всех людей.

- А что такое права?

(Права человекаохраняемая и обеспечиваемая государством возможность что-то делать, осуществлять то, что разрешено законом и соответствует природе человека).

- Права никто не даёт, человек получает их от рождения. Все мы люди, все равны, а значит у нас у всех одинаковые, равные права.

Все основные права записаны в документе - Всеобщая декларация прав человека.

- Что такое декларация?

(Декларация международно-правовой документ, в котором провозглашаются какие-либо принципы. Являются лишь рекомендациями, пожеланиями.)

- “Ребята, давайте жить дружно!” - сказал Кот Леопольд, когда познакомился с содержанием Всеобщей декларации прав человека.

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные Вопросы:

- Что люди могут делать и чего не могут?

- Что они обязаны делать и чего не обязаны?

- На что они имеют право и на что не имеют? И так далее.

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху.

И люди взялись за решение этих Главных Вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путём международных переговоров и, к сожалению, в битвах и войнах, не говоря уже о самых заурядных драках…

И, конечно же, поиск ответов на Главные Вопросы не мог оставить в стороне искусство и литературу.

Буратино и Царевна-лягушка, Гулливер и Дон Кихот, князь Гвидон и Том Сойер занялись решением вопросов о Правах Человека.

И вместе с ними тысячи и тысячи других литературных героев…

И правильно сделали! Без этого они были бы нам совершенно неинтересны!

Каких ещё литературных героев вы знаете, права которых были нарушены? (Ответы детей)

В конце концов людям удалось решить Главные Вопросы, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека.

4. Модель “Солнышко”

- Сегодня нашу встречу с вами на уроке освещает солнышко. И не случайно.

- Какое значение имеет солнышко для всех жителей нашей планеты? (Ответы детей).

- И сегодня это доброе и ласковое солнышко поможет нам понять, что же самое важное для человека, что он должен ценить и беречь…

- Как вы думаете, что для нас является самым ценным, самым дорогим? (Открывается лучик со словом “жизнь”)

Вывод: человек имеет право на жизнь.

- Не менее важным, подсказывает солнышко, является … (здоровье)

Вывод: человек имеет право на охрану здоровья и медицинское обслуживание.

- Без чего человек не может быть по-настоящему счастлив? (Без семьи, без друзей; открывается слово “семья”)

Вывод: каждый человек вправе иметь семью, жить в семье.

- Что же ещё является значимым для человека? (Родина).

Люди во все времена, не жалея жизни, здоровья, сражались за свою родину, защищали её.

Вывод: человек имеет право быть гражданином своей страны.

- Как вы понимаете слова “честь и достоинство”?

Вывод: человек имеет право на защиту чести и достоинства.

- Открываем последний лучик, читаем слово “мир”.

- Почему мир является одним из важнейших условий для жизни человека?

Да, действительно, война может лишить человека всего, включая его жизнь. Поэтому уважающие себя народы заботятся о сохранении мира на Земле. Так появилась Организация Объединённых Наций (табличка).

5. Знакомство с Организацией Объединённых Наций.

- Что такое нация? (Исторически сложившаяся общность людей, живущих на одной территории, имеющих свой язык, свою культуру, свой национальный характер.)

- О чём вам говорит год 1945?

- Только что закончилась Великая Отечественная война – Вторая мировая война.

В ходе этой войны фашизмом были истреблены миллионы людей, на оккупированной им территории были ликвидированы права человека, права целых народов. Чтобы восстановить свободу и независимость, права народов, порабощённых фашизмом, и была в 1945 году создана Организация Объединённых Наций (ООН) (табличка).

25 октября - День Организации Объединённых наций. Главная цель этой организации – поддержать мир во всём мире.

Центр ООН находится в Соединённых Штатах Америки, в городе Вашингтоне. Каждый год сюда съезжаются представители всех стран-членов ООН. Они обсуждают самые важные вопросы, связанные с защитой мира на Земле, развитию дружеских отношений между народами.

6. Знакомство с Всеобщей декларацией прав человека.

- Одним из направлений деятельности ООН является защита прав человека. Поэтому в 1948 году ООН был принят очень важный документ - Всеобщая декларация прав человека (табличка).

В ней были названы важнейшие права и свободы, которые должны принадлежать каждому человеку только потому, что он – человек.

10 декабря – День прав человека.

Физкультминутка “Хлопай-топай”

- Какие действия вредят вашей репутации (“топай”), а какие, наоборот, укрепляют уважение к вам (“хлопай”)

  • Работа в саду.
  • Посещение концерта.
  • Посещение кружка, секции.
  • Помощь другу.
  • Нарушение обещания.
  • Отдых в санатории.
  • Драка.
  • Невыполнение домашнего задания.
  • Признание своих ошибок.
  • Грубость в разговоре, поведении.

7. Знакомство с декларацией (театрализованное информационно-познавательное представление).

Декларация. Я, Всеобщая декларация прав человека, обещаю помогать людям всегда, везде, всюду! Или, иначе, защищать их законные права! Все мои слова и мысли будут изложены в официальных документах, которые разойдутся по всем странам, ведь эти сведения необходимы каждому человеку в жизни! Да будет так!

Когда вы станете чуть старше, вы подробнее со мной познакомитесь, а пока что я хочу познакомить вас с наиболее понятными для вас моими помощниками - Статьями Декларации.

Ну что же, Статья 1, мы с большим нетерпением тебя ждём.

(Звучит песня “Пусть всегда будет солнце!” муз. А. Островского, сл. Л. Ошанина)

Статья 1. “Все люди рождены свободными и равными в своих правах. Все люди наделены разумом и должны относиться друг к другу по-братски”.

Декларация. А теперь вас ожидает встреча со Статьёй 2. Встречаем её, друзья!

Статья 2. “Каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашёнными данной Декларацией, независимо от:

  • национальности, языка, расы, пола, религии;
  • социального происхождения, политических убеждений, богатства или бедности;
  • величины и мирового значения его страны”.

(Звучит “Песня Красной Шапочки”, муз. А.Рыбникова, сл. Ю.Энтина.

Появляется Красная Шапочка, а потом дорогу ей переходит Волк)

Волк. Здравствуй, Красная Шапочка!

Красная Шапочка. Здравствуйте, господин Волк!

Волк. Куда идёшь?

Красная Шапочка. К бабушке.

Волк. А где живёт твоя бабушка?

Красная Шапочка. Надо идти вон по той дороге!

Волк. Понятно! Ну, всё, удачи тебе, Красная Шапочка, а я побежал. У меня дела!

(Злорадно смеётся и убегает.)

Декларация. Что же ты наделала, деточка? Зачем показала Волку дорогу? Он же может съесть твою бабушку, а затем тебя, и тем самым нарушит ваши права!

Красная Шапочка. А что делать?

Декларация. Для начала послушать мою Статью 3.

Статья 3. “Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу”.

Красная Шапочка. Уважаемая Статья 3, помогите мне, пожалуйста!

Статья 3. Пойдём, Красная Шапочка, Волка догоним и постараемся его образумить!

Красная Шапочка. Спасибо Вам большое! Пойдёмте!

(Звучит песня “Бу-ра-ти-но”, муз. А.Рыбникова, сл. Ю.Энтина.

Появляется Буратино, потом выходит Карабас Барабас со своей плёткой-семихвосткой.)

Карабас. Ах ты, негодный мальчишка! Пустоголовая деревянная болванка! Как ты смел помешать моему гениальному представлению!

Буратино. Но, уважаемый сеньор Карабас Барабас…

Карабас (грозно). Молчи, глупая кукла, я сейчас брошу тебя в огонь для растопки моего очага!

Декларация. Но-но, уважаемый сеньор Карабас Барабас! Не смейте этого делать!

Карабас (возмущённо). Это почему это?!

Декларация. Да потому, что вы нарушаете права Буратино! И сейчас об этом вам расскажет Статья 4.

Статья 4 (строго). “Никто не должен содержаться в рабстве или подневольности. Рабство и работорговля запрещается во всех видах!”

Декларация. Так что, уважаемый, мы вынуждены просить вас покинуть этот зал!

(Карабас Барабас, бурча себе что-то под нос, уходит со сцены.)

Буратино. Огромное вам спасибо!

Декларация. Пожалуйста! Обязательно изучайте свои права!

Буратино. Конечно же! Ой! Я, кажется, в школу опаздываю!

(Звучит русская народная мелодия. Появляются Баба Яга и Ивашка.)

Баба Яга. А ну-ка, Ивашка, сядь ко мне на лопату!

Ивашка. Зачем это?

Баба Яга. Как это, зачем? Я тебя зажарить хочу и съесть!

Ивашка. Ой-ёй-ёй! Спасите! Помогите! Съесть, зажарить хотят! Люди добрые, из беды меня выручите!

Декларация. Не беспокойся, милый Ивашка, выручим обязательно! Вот сейчас Статью 5 встретим и послушаем!

Статья 5. “Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному обращению!”

Декларация. Вам всё понятно, Баба Яга?

Баба Яга. Понятно, понятно! Ухожу я от вас! Тоже мне, знатоки прав!

Ивашка. Вот спасибо, люди добрые! Думал всё, мне конец, съест Баба Яга!

Статья 5. Пойдём-ка, дружок, будем с тобой изучать Декларацию прав человека!

Ивашка. С удовольствием!

Декларация. Ну, вот вы и познакомились со мной и некоторыми моими помощницами! Но это ещё не всё! У меня статей-помощниц всего 30! Со всеми, конечно, за один урок невозможно познакомиться. Но одну из них, очень важную, я всё-таки хочу вам представить!

Статья 29. Первое! “Каждый человек имеет обязанности перед обществом!”

Второе! “Права и свободы каждого человека ограничены лишь в той мере, которая необходима для обеспечения прав и свобод других людей”!

Третье! “Осуществление этих прав и свобод не должно противоречить целям и принципам Организации Объединённых Наций”!

Декларация. А что такое обязанность? (Обязанность - круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения.)

- Надеюсь, что наша встреча с вами принесёт вам какую-то пользу в будущем!

8. Показ кукольным театром сказок “Заюшкина избушка” и “Колобок”.

- Какие права были нарушены в этих сказках?

Итог. Каждый человек имеет право на то, что является самым важным для него:

  • на жизнь и её охрану;
  • на охрану здоровья;
  • охрану чести и достоинства;
  • право жить в мире;
  • право жить в родной стране и в случае необходимости пользоваться её защитой.

Литература

Антонов В.В. Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека. Пособие для учителя.

Методические рекомендации по проведению 10 декабря 2008 года урока “Права человека” (Актуальные документы Министерства образования РФ).

Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Ваши права. Книга для учащихся начальных классов.