Элективный курс по физике "Я знаю! Я докажу!"

Разделы: Физика


Скажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и я запомню,
Дай мне действовать самому, и я научусь!
(Китайская мудрость)

Пояснительная записка.

Данный элективный курс является одним из предметно-ориентированных курсов, которые могут быть предложены учащимся IX классов с целью их самоопределения относительно дальнейшего способа образования. Он рассчитан на 16 часов.

Главное место в предлагаемом курсе занимает эксперимент, роль которого в школьной физике очень велика. На проводимых занятиях инициировать познавательную активность ребят позволяют занимательные опыты, где учащиеся выступают в роли физиков – теоретиков и физиков – практиков. Для того, чтобы элективный курс был интересным и соответствовал задуманной логике его изложения, каждое занятие педагог должен начинать словами « Докажите, что….» или « Правда ли, что…», тем самым ставя проблему перед учащимися (Приложение 1). После чего ребятам предлагается сформулировать свои гипотезы, догадки, идеи в решении поставленной проблемы. Для проверки правильности своих суждений они проводят эксперименты.

При обучении школьников используются методы проблемного изложения, частично-поисковый, эвристической беседы.

В процессе разработки этого материала было уделено большое внимание реализации возможности максимальной самостоятельности ребят при исследовании физических процессов и явлений, так как одной из главных целей преподавания физики является пробуждение интереса учеников к природным явлениям и желанию их объяснить.

Цель курса:

  • расширить и углубить знания учащихся по физике через проведение школьниками экспериментальных работ;
  • создать условия для формирования коммуникативной культуры при выполнении заданий в группах.

Задачи:

  • развитие познавательной активности учащихся при изучении физики;
  • показать практическую значимость предмета;
  • сформировать умение четкого построения алгоритма выполнения эксперимента;
  • развить у учащихся умение прогнозировать результаты эксперимента и аргументированно защищать выдвинутую гипотезу;
  • развить у школьников умение критически и творчески мыслить;
  • сформировать умения учащихся правильно составлять отчёт о проделанной работе;
  • способствовать профессиональному самоопределению учащихся.

Форма работы: групповая.

Содержание курса

 №

Тема занятия

 часы

Содержание занятия

1.

Методы научного познания природы

1 ч.

Рассказ о научных методах познания природы и роли физического эксперимента

2.

Самые красивые физические эксперименты

1 ч.

Рассказ учителя об интересных экспериментах, проводимых учёными – физиками

3.

Стакан ползёт [1]

Учащимся предлагается провести эксперимент по теме «Давление газа», объяснить его, составить отчёт.

4.

Сухим из воды [1]

1 ч.

Учащимся предлагается провести эксперимент по теме «Атмосферное давление», объяснить его, составить отчёт.

5.

Только что было [1] 

1 ч.

Учащимся предлагается провести эксперимент по теме «Электромагнит», объяснить его, составить отчёт.

6.

Плавает ли железо? [1]

1 ч.

Учащимся предлагается провести эксперимент по теме «Выталкивающая сила», объяснить его, составить отчёт.

7.

Площадь неправильной фигуры [7]

1 ч.

Учащимся предлагается провести эксперимент по теме «Физические величины и их измерение», объяснить его, составить отчёт.

8.

Мощность прыжка [2]

1 ч.

Учащимся предлагается провести эксперимент по теме «Механическая работа и мощность», объяснить его, составить отчёт.

9.

Странные выключатели [6] 

1 ч.

Учащимся предлагается провести эксперимент по теме «Электрическая цепь», объяснить его, составить отчёт. Задание с использованием интерактивной доски

10

Измерение электризации [1]

1 ч.

Учащимся предлагается создать прибор электроскоп. Объяснить принцип действия. (Рисунок 1)

11

Весы из палки [1]

1 ч.

Учащимся предлагается провести эксперимент по теме «Выталкивающая сила», объяснить его, составить отчёт. (Рисунок 2)

12

Ракета из воздушного шарика [1]

1 ч.

Учащимся предлагается провести эксперимент по теме «Реактивное движение», объяснить его, составить отчёт.

13

Разработка проекта как итог элективного курса.

Учитель объясняет технологию создания проекта, сообщает учащимся тему проекта. (Создание прибора, демонстрация явления).

14

Работа над проектом

Учащиеся создают проекты.

15

Работа над проектом

Учащиеся составляют отчёт о проекте.

16

Защита проектов

Учащиеся защищают свои проекты.

Рисунок 1

Рисунок 2

Литература.

  1. Гальперштейн Л. Забавная физика. - М.: Дет. лит., 1993.
  2. Камин А.Л. Физика. Развивающее обучение. Книга для учителей. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003.
  3. Лукашик В.И. Сборник школьных олимпиад по физике: кН. Для учащихся 7-11 кл. – М.: Просвещение, 2007.
  4. Перельман Я.И. Занимательная физика. – М.: Наука, 1976.
  5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998.
  6. Тульчинский М.Е. Сборник качественных задач по физике. – М.: Просвещение, 1965.