Урок изобразительного искусства в 6-м классе (по программе Б.М. Неменского) по теме "Изображение предметного мира - натюрморт"

Разделы: МХК и ИЗО


Цель: показать значение и место натюрморта в искусстве, познакомить учащихся с многообразием форм изображения мира вещей в истории искусства.

Задачи:

  • образовательные: -дать определение понятию «натюрморт»; -расширить знания учащихся о жанре натюрморта; -сформировать умения в создании композиции натюрморта в ходе практической работы;
  • развивающие: -развивать приемы работы в технике аппликация; -развивать творческие способности, изобразительные навыки;
  • воспитательные: - воспитывать эстетическую восприимчивость.

Оборудование:

  • Зрительный ряд.
  • Презентация по теме урока.
  • Материалы. Цветная бумага, ножницы, клей.
  • Словарь: натюрморт.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Приветствие.
2.Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке вы познакомитесь с одним из красивейших жанров изобразительного искусства - натюрмортом, узнаете об особенностях его композиционного решения. Вам предстоит самим создать натюрморт, состоящий из плоских предметов.

III. Изучение нового материала.

Художники всегда любили изображать что-то необычайное, фантастическое, но гораздо больше во все времена их волновало изображение окружающей жизни. Изображая ее события и ее повседневное течение, художники раскрывают нам жизнь своего времени.

Окружающие вещи, предметы обихода изображались во все времена. В древности их изображения обычно служили для характеристики человека, обозначали его положение и род занятий. Слайд 2. ЯСТВА. Фрагмент настенной росписи. Древний Египет

В росписях Древнего Египта или Месопотамии мы видим жезлы царей, оружие воинов, ритуальные предметы мифических персонажей — богов и героев, а также предметы быта — различные сосуды и чаши, корзины сборщиков плодов, принадлежности писца и строителя, музыкальные инструменты и предметы мебели.

Это были рисунки-обозначения, ясные и понятные для современников. Они создавались в соответствии с системой изображения своей эпохи.
Мастера Древней Греции создавали прекрасные произведения, но их живопись разрушилась от времени и до нас не дошла.

Однако мы знаем, что в поздний период своей истории древние греки добивались такой техники передачи изображаемого, что порой их творения казались живыми. Сохранилась легенда о соревновании двух знаменитых древнегреческих живописцев. Сначала победил Зевксис: он так убедительно написал виноградную гроздь, что птицы пытались склевать ягоды. Но вскоре он сам был введен в заблуждение Паррасием, когда попытался отдернуть нарисованную тем занавеску.

Слайд 3. ВАЗА С ФРУКТАМИ. Фрагмент настенной росписи. Древний Рим. II в.

В Древнем Риме большую популярность приобрело украшение стен. Стены вилл, жилых домов и общественных зданий покрывали росписями и мозаиками, достигая большой достоверности в изображении. Римляне любили изображать пиршества, блюда с плодами, рыбу, растения, птиц, проявляя тонкую наблюдательность, а иногда наделяя предметы символическим смыслом.

Слайд 4. Натюрморт. Фрагмент фрески из Геркуланума, середина I в. н.э.

На стене дома древнеримского города Геркуланума, разрушенного в I веке н.э. Извержением вулкана Везувий, была найдена фреска, представляющая собой самый настоящий натюрморт. С большим мастерством изобразил художник веточку с фруктами и стеклянный сосуд с водой, на тонких стенах которого играют световые блики.

Каждая эпоха, каждый народ имели свои излюбленные предметы, свои поводы и причины для их изображения.

Искусство Средневековья было сосредоточено на сюжетах религиозного характера, его мастеров не интересовала материальность вещей. Искусство стремилось к противопоставлению внешнего как поверхностного и внутренней, духовной жизни.

В иллюстрации к книге арабского писателя Абу Мухаммад аль-Касим аль-Харири из Басры, жившего на рубеже Х1-ХП веков приведено изображение свадебного пира, на котором в явном виде присутствуют элементы натюрморта.

Слайд 5. Макамат (Сборники) ал-Харири. Свадебный пир, около 1225-1235 г

Слайд 6. Якопо де Барбари. Натюрморт с куропаткой и железными рукавицами, 1504. Старая пинакотека. Мюнхен

Историю натюрморта как жанра станковой живописи, и в частности его типа 'ЧготреГоеП" ("обманка"), открывает "Натюрморт" итальянского художника Якопо де Барбари (1504), в котором главное внимание уделено иллюзионистически - точной передаче предметов. ___________

Слайд 7. Караваджо. ВАЗА С ФРУКТАМИ. Масло. Италия. XVI в.

Слайд 8. А. ван Бейерен. НАТЮРМОРТ С ОМАРАМИ. Масло.
Голландия. XVII в

В период Возрождения у художников вновь появился интерес к материальному миру. Но в качестве самостоятельного жанра натюрморт появился в западноевропейском искусстве только в конце XVI -начале XVII в. Натюрморт превратился в картину, на которой изображены только вещи, цветы и плоды, а изображение человека отсутствует.

Слайд 9.
А.Матисс. КРАСНЫЕ РЫБКИ. Масло. Франция. XX в

Хотя НАТЮРМОРТ - неподвижная, «мертвая натура» (так переводится это слово), он состоит из предметов, которые являются частью живой, окружающей нас действительности. Собранные вместе предметы могут отражать духовный мир человека.

Натюрморт может и просто радовать глаз игрой красок, давать душевный отдых. В Музее изобразительных искусств в Москве находится натюрморт Анри Матисса «Красные рыбки». Что может быть бесхитростнее? Красные рыбки плавают в аквариуме, и все. Но композиция пробуждает в нас чувство радости, пробуждает нашу активность и темперамент.

Слайд 10. М.С. Сарьян. НАТЮРМОРТ. Масло. Россия. XX в

Вещи, которыми мы пользуемся, в натюрморте образуют свою среду, как бы переносятся в иное измерение. Их значение в композиции, их смысловая нагрузка возрастают. Сочетания простых предметов могут выражать самые разные и сложные чувства.

IV.Практическая работа.

Слайд 8.

Создайте натюрморт в технике аппликации. Научитесь располагать предметы на всей плоскости листа так, чтобы это было выразительно и интересно. Придумайте, как разместить предметы на листе. Возьмите цветную бумагу, ножницы и клей.

Подберите красиво бумагу по цвету и определите, каким будет фон. Вырежьте несколько цветных силуэтов простых домашних предметов (кувшин или ваза, кружка, миска или тарелка, круглое блюдо или кухонная доска), а также силуэты нескольких фруктов. А теперь составьте из них натюрморт.

Какой из предметов станет композиционном центром? Вспомните, что такое ритм. РИТМ- это чередование соизмеримых между собой элементов. Ритмические соотношения могут быть бесконечно разнообразны: сложны и вариативны, а иногда очень просты. Где в вашем построении натюрморта на бумаге будет пауза? Предметы могут перекрывать друг друга, быть один на фоне другого. Когда все детали найдут свое место, подклейте силуэты предметов за уголки, не передвигая.

V. Итог урока.

Учитель. Над чем вы сегодня работали?

Ученики. Над натюрмортом.

Учитель. Натюрморт может многое рассказать зрителю, напомнить про солнце, про лето или другое время года, пробудить радость или грусть.

Иоганн Вольфганг Гете писал: «Цвета действуют на душу: они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают или волнуют, печалят или радуют». Попробуйте подтвердить эти слова своими работами, созданными сегодня, проанализируйте изображенное на них, полагаясь на правила выполнения натюрморта.

Радуют или печалят они вас?

VI. Домашнее задание: подобрать открытки, вырезки из журналов, газет с изображением натюрмортов.

Список литературы:

1 .Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М.Неменского.

2. Л.А.Неменская. «Изобразительное искусство: искусство в жизни человека» учебник для 6 класса, под редакцией Б.М. Йеменского.

3. Искусство натюрморта. Изд-во Олма -Пресс, 2005.

Приложение