Однородные члены предложения. Закрепление (5-й класс)

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цель:  - закрепить  знания  учащихся  о  признаках  однородных  членов предложения,  постановке  знаков  препинания  и  выразительном чтении  предложений  с  однородными  членами. 

Оборудование:  

  • карточки с записями  текстов,  карточки – информаторы;
  • распечатки  материалов  для самостоятельной  работы  учащихся;
  • таблицы,  схемы.
  • Презентация

ХОД УРОКА.

 I. Организационный  момент.
- Здравствуйте – какое  удивительное  слово,  особенное.  Когда  мы  произносим  его,   не  только  приветствуем  друг  друга,  но  и  желаем  здоровья.
Поэтому  чаще  говорите: «Здравствуйте!» ( все  вместе) - это  слово  обладает  оздоровительной  силой.  В  нем,  как  и  в  слове - здоровье,  много  звуков,  которые  заряжают  бодростью. (Слайд 1)

II. Работа  над  эпиграфом  урока.

Знание – броня  от  всех  бед  и  напастей. (Слайд 2)

- Какой  перед  нами  жанр  УНТ? ( пословица)
- Для  чего  создавали  люди  пословицы? ( народная  мудрость,  учить  последующие  поколения)
- Чему  учит  нас  эта  пословица?
Вывод: - Эта  пословица  будет  эпиграфом  нашего  урока.

Ш. Запись  числа  и  эпиграфа  урока. (Слайд 3)

- Открыть  тетради  и  записать  число    и  эпиграф  урока.
(комментатор)
- Докажите,  что  перед  нами  предложение.
- Разобрать  предложение  по  членам  предложения.  ( сам -но)
- Назовите  грамматическую  основу. Охарактеризуйте  её.
- Назовите  второстепенные  члены  предложения.
- Чем  интересны  второстепенные члены  предложения? ( их  несколько)
- Как  называются  такие    члены  предложения? (однородными)

IV. Определение  темы  и  целей  урока. (Слайд 4)

 - Вот  вы  и  определили  тему  сегодняшнего  урока.
- Запишите  тему  урока  в  тетрадь.
-  Исходя  из  темы, определите  цели  урока.
Вывод:  – Сегодня  на  уроке  повторим  понятие  «однородные  члены  предложения»,  закрепим  умение  находить  их  в  тексте,  расставлять  знаки  препинания  при  них,  поучимся  использовать  однородные  члены  предложения  в  своей  речи.
- В  конце  урока  увидим,  достигли  ли  поставленных  целей. (Слайд 5)

 

V. Разъяснение  хода  работы ( карта  учёта  знаний).

  Внимательно  послушайте,  как  следует  далее  работать.  Найдите  на  своем  столе  листок  контроля.  Сюда  вы  будете  заносить  все  оценки,  которые  ставить  будете  сами  себе.  В  конце  урока  лист  с  оценками  вы  сдадите  учителю,  чтобы  серить  с  учительской оценкой.  (Слайд 6)

Фамилия,  имя  ученика

№ задания Выполнено  верно  Допущены 1-2 ошибки Выполнено  неверно
1      
       
       
       
       
       
       
       
       

VI. Закрепление  темы: « Однородные  члены  предложения».

1. Нахождение  в  тексте  однородных  членов  предложения. (Слайд 7)

 ЗАДАНИЕ: - Задание: « Подобрать  примеры  предложений  с  однородными  членами», -  один  из  учеников  выполнил  так: ( тексты  на  столах  и  проектор)
1) Хороши,  чисты  русские  снежные  зимы.
2) Скрылись  подо  льдом  большие  и  малые  реки.
3) Необыкновенны  русская  зима,  яркие  зимние  дни,  лунные  ночи!
4) Крепок  ночной  мороз,  потрескивают  в  лесу  стволы  деревьев.
5) Зайцы  ночами  бегают  по  полям,  откапывают  хлебную  озимь,  оставляют  на  снегу   следы.

  -   Чтобы  дать  ответ  на  вопрос: «Правильно  ли  выполнено  задание?»,  что необходимо     вспомнить? (алгоритм  нахождения  однородных  членов  предложения)  

АЛГОРИТМ – совокупность  действий,  правил  для  решения  данной  задачи. (Слайд 8)

- Пойти  и  рассказать  алгоритм  нахождения  однородных  членов предложения( 1  ученик  рассказывает)

ЗАДАНИЕ:  - Записать  номера  предложений,  которые  ученик  подобрал  правильно,  устно  доказать.         
Вывод:- Какие  члены  предложения  называются  однородными?

ОЦЕНКА: - Кто  справился  с  заданием,   ставим  «+».

3. Орфографическая  минутка.Игра  «Разведчики».

1) Хороши,  чисты  русские  снежные  зимы.
2)  Скрылись    подо   льдом    большие    и   малые    реки.
3) Необыкновенны  русская  зима,  яркие  зимние  дни,  лунные  ночи!
4) Крепок  ночной  мороз,  потрескивают  в  лесу  стволы  деревьев.
5) Зайцы   ночами  бегают  по  полям,  откапывают  хлебную  озимь,  оставляют  на  снегу  путаные  следы.
Задание:  Найти  за  1  минуту  как  можно  больше  слов  с  безударной  гласной  в  корне слова,  проверяемой  ударением.
Вывод: - Как  проверить  безударную  гласную  в  корне  слова?

4. Пунктуация  при  однородных  членах  предложения. (Слайд 9)
- Появляется  текст  с  выделенными  красным  шрифтом  запятыми.

1) Хороши,  чисты  русские  снежные  зимы.
2)  Скрылись    подо   льдом    большие    и   малые    реки.
3) Необыкновенны  русская  зима,  яркие  зимние  дни,  лунные  ночи!
4) Крепок  ночной  мороз,  потрескивают  в  лесу  стволы  деревьев.
5) Зайцы   ночами  бегают  по  полям,  откапывают  хлебную  озимь,  оставляют  на  снегу  путаные  следы.

- Посмотрите  на  предложения  и  скажите,  что  изменилось?
- Как  вы  думаете,  на  что  я  хочу  обратить  ваше  внимание?
- Какой  раздел  русского  языка  изучает  постановку  знаков  препинания?
Пунктуация – раздел  русского  языка,  изучающий  постановку  знаков  препинания.
(Слайд 10)
-  Кто  догадался,  какое  задание  предстоит  выполнить?
(расставить  знаки  препинания  при  однородных  членах  предложения)

Физкультминутка. (Слайд 11)

  ЗАДАНИЕ: Игра  «Крестики – нолики». (Слайд 12)
- Для  начала  проверим  себя.  Все  знают  игру «Крестики – нолики». Учитель  читает  утверждение,  учащиеся  знаком  «Х» обозначают  правильное,  знаком  «О» - неправильное,  все  отметки  производятся  по  часовой  стрелке.
(утверждения  поочередно  появляются  на  экране  через  проектор).

1. 2. 3.
4. 5. 6.

а) Однородные  члены  предложения  всегда  разделяются  запятыми. 
б) Однородные  члены  предложения  не   разделяются  запятыми,    когда  они  связаны  одиночным  союзом  И,  ИЛИ,   ЛИБО.
в)  Между  однородными  членами  всегда  ставится    запятая,  если  они  соединены  союзами.
г) Между  однородными  членами  запятая  ставится,  если  они  не  соединены  союзами.
д) Между  однородными  членами  предложения  запятая  ставится,  если  они  соединены  союзами  А,  НО.
е)  Верна  ли  постановка  знаков  препинания  в  схеме?    ○,  и  ○
- Правильность  ответов  проверим  по  таблице.  Поднимите  руки,  кто  выполнил  правильно. (Слайд 13)

1.

О

2.

Х

3.

О

4.

Х

5.

Х

6.

О

ОЦЕНКА: -  Кто  справился  с  заданием,  поставить  знак  «+»  в  листке  контроля  в  соответствующей  графе.

VII.  Групповой   контроль  знаний  с  применением  компьютерной  программы  «Фраза»,  дифференцированные  задания.
ЗАДАНИЕ : - Чтобы  узнать  результаты  усвоения пунктуации  при  однородных  членах  предложения,  разделимся  на  две  группы.
1  группа  работает  с  компьютерной  программой  «Фраза».
- Алгоритм  работы  с  электронным  учебником – тренажёром   есть  у  каждого,  просмотрите  его,  прежде  чем  приступать  к  выполнению  заданий.
Алгоритм работы с электронным учебником-тренажером.

  1. Запустить  программу  «Фраза».
  2. Выберете  5  класс.
  3. Выберете  тему: «Однородные  члены  предложения».
  4. Выполните задание и получите  оценку.
  5. Поставьте  оценку в листок  контроля.

- Вторая  группа  внимательно  прочтите  предложения. (Слайд 14)

 Разноуровневое  задание. 

1. Списать  по  выбору  предложение  и  расставить  знаки  препинания.
2. Списать  по  выбору  предложение,  расставить  знаки  препинания и      подчеркнуть  однородные  члены  предложения.
3. Списать  по  выбору  предложение, построить  схему  однородных  членов    предложения.
А) Бор  глухо  и  сонно  гудит  в  отдалении.
Б) Деревья,  кусты  и  трава  на  земле  покрылись  каплями  росы.
В)  Осенью  солнце  не  греет  но  блестит  ярче  летнего.
Г)  Я  вижу  родные  поля  лес  просёлок.
Д)  В  любом  лесу  могут  встретиться  сыроежки  с  красными   желтыми  или  белыми  шляпками.

2  группа  работает  по заданиям,  выбранным  по  уровню  сложности.
- Алгоритм  выбора  по  уровню  сложности  есть  у  каждого,  прежде  чем  приступить  к  выполнению  задания,  ознакомьтесь  с  ним.
ПЕРЕХОД  ГРУПП.

2  группа  работает  с  компьютерной  программой  «Фраза».
- Алгоритм  работы  с  электронным  учебником – тренажёром   есть  у  каждого,  просмотрите  его,  прежде  чем  приступать  к  выполнению  заданий.

- Внимательно  прочтите  предложения.
1  группа  работает  по заданиям,  выбранным  по  уровню  сложности.
- Алгоритм  выбора  по  уровню  сложности  есть  у  каждого,  прежде  чем  приступить  к  выполнению  задания,  ознакомьтесь  с  ним.
ИТОГ:   -Показывается  правильность  выполнения  карточки  через  проектор. Учащиеся  сравнивают.
- Поднимите  руки  те,  кто  выполнил  задание  на  «5».
- Поставьте  оценки  в  листки  контроля.

5. Употребление  однородных  членов  предложения  в   речи. (Слайд 15)
- Послушайте  загадку  и  отгадайте,  о  чем  идет  речь.

Пушистая  вата
Плывет  куда – то.
Чем  вата  ниже,
Тем  дождик  ближе.
(Облака)

- О  чем  идет  речь?
- Как  определили? ( помогли  слова)
- Какой  раздел  русского  языка  изучает  словарный  запас  языка?

 ЛЕКСИКА – раздел  науки  о  языке,  изучающий  словарный  запас  языка. (Слайд 16)

- Словарный  запас  должен  быть  и  у  людей,  чтобы  речь  привлекала  красотой,  правильностью.
- Какова  роль  однородных  членов  предложения  в  тексте?
(устраняют  однообразное  повторение  одних  и  тех  же  слов).

Составление  рассказа. (Слайд 17)м,  как  вы  умеете  использовать  в  своей  речи  однородные  члены  предложения.
-  Представьте,  что  вы  облако,  каждый  из  вас  приготовил  дома  рисунки  по этой  теме.    А  сейчас  опишите,  что  вы  чувствуете,  видите. З – 4 предложения. Условие:  в  предложениях     употреблять   однородные  члены.
(звучит  музыка,  показ  слайдов  с  рисунками  учащихся,  учащиеся  пишут)
ПРОВЕРКА: - Кто  хотел  бы  зачитать  свое  сочинение – миниатюру?
ОЦЕНКА:  - Кто  справился,  поставить  знак  «+»,  кто  не  написал,  продолжите  дома.

СДАЧА  ЛИСТКОВ  КОНТРОЛЯ.
- Обратимся  к  вашим  листкам  контроля. Поднимите  руки  те,  кто  работал  сегодня  без  единой  ошибки.
- Поднимите  руки  те,  кто  допускал  по  1-2  ошибки.  (Необходимо  повторить  тот  материал, где  допускались  ошибки)
- Поднимите  руки  те,  кто  большее  количество  заданий  не  выполнили. 
- В  конце  урока  сдадите  листки  контроля  вместе  с  тетрадями,  чтобы  я  могла   оценить  вашу  работу.

 VIII. ИТОГ  УРОКА.
СЛАЙД (  с  целями  урока)
- Обратимся  к  целям,  которые  ставили  в  начале  урока,  какие  из  них  достигнуты?
Игра  «Оратор».
- А  сейчас  я  вас  попрошу  проявить  ораторское  искусство.
-Кто  такой  оратор?

СЛАЙД: ОРАТОР  - тот,  кто  произносит  речь,  а  также  человек,  обладающий  даром  говорить  речи.
ЗАДАНИЕ: - Убедить  своего  соседа    за  1  минуту  в  необходимости  изучения  данной  темы: «Однородные  члены  предложения».
ИТОГ: - Поднимите  руки  те,  кого  смогли  убедить.  Заслушивается  2  убеждения.

IX.Д/З:  - алгоритм  знать; - упр. 190.