Опыт литературно-лингвистического анализа образца медитативной прозы. Миниатюра В.П. Астафьева "Свеча над Енисеем" (11-й класс)

Разделы: Русский язык

Класс: 11


Переход на профильное обучение ставит перед словесниками сложные творческие задачи: создание условий для самоопределения, самореализации, развития личности подрастающего поколения.

«Существует предположение, что XXI век будет временем торжества гуманитарного знания и гуманитарных наук» [1]. Ведь, по мнению М.М.Бахтина, – «это науки о человеке в его специфике, а не о безгласной вещи… Человек в его человеческой специфике всегда выражает себя (говорит), то есть создаёт ТЕКСТ… Всякий истинно творческий текст всегда в какой-то мере свободное откровение личности» [2].

Развитие чувства языка – одна из самых главных задач в обучении русскому языку. Этому способствует работа с текстом в старших классах:

  • через текст школьники приобщаются к национальной культуре;
  • осуществляется функциональный подход к изучению различных разделов лингвистики;
  • формируется представление о языковой системе реализации межуровневых и межпредметных связей курсов русского языка и литературы;
  • появляется возможность личностно- ориентированного подхода в преподавании русского языка.

Важнейшим методическим средством, служащим на уроках русского языка основой для создания обучающей и развивающей речевой среды, является текст.
В современной школе существует достаточно большой выбор программ базовых курсов русского языка для 10–11-х классов и элективных курсов, допущенных и рекомендованных Министерством образования Российской Федерации, в которых важное место занимает комплексный анализ текстов различных стилей, типов речи, жанров. Он позволяет представить текст во всём его стилистическом многообразии.

Важнейшие направления в анализе текста – структурный, функциональный анализ, анализ смысла на структурно-функциональном уровне.

В журнале Русский язык в школе», в № 3 за 2007 год, была опубликована программа элективного курса Л.Д.Беднарской «Анализ текста. Теория и практика» (X–XI классы) [3]. Он полностью обеспечивается материалами учебника В.В.Бабайцевой «Русский язык.10–11 классы », допущенный Министерством образования Российской Федерации. В рамках этого курса в одиннадцатом (филологическом) классе был проведён двухчасовой урок, посвящённый анализу образца медитативной прозы.

Цели и задачи урока: повторение понятия «медитативная лирика»; сообщение о писателе В.П.Астафьеве и сборнике миниатюр «Затеси»; комплексный анализ текста «Свеча над Енисеем» В.П.Астафьева с элементами литературоведческого анализа; знакомство с особенностями медитативной прозы; попутное повторение: орфографические и пунктуационные разборы; совершенствование навыков комплексного анализа текста; развитие связной монологической речи; работа по совершенствованию практической грамотности учащихся; нравственное воспитание. Тип урока – практический семинар. Используемые технологии – информационно-компьютерные.

Оборудование: доска, текст миниатюры В.П.Астафьева «Свеча над Енисеем», материалы для интерактивной доски(тексты сообщений учащихся, графические иллюстрации); пособия: В.В.Бабайцева «Русский язык. Учебник для общеобразовательных учреждений филологического профиля.10–11 классы», А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова «Русский язык 10–11 класс. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10–11 классов общеобразовательных учреждений»; песня группы «Машина времени» «Пока горит свеча».

Занятие начинается с анализа записи темы урока: «Анализ образца медитативной прозы».

– Все ли слова в данном предложении вам понятны? Объясните лексическое значение слова « медитативный».
– Это слово встретилось в названии темы предыдущего урока – «Медитативная лирика». Медитативная лирика (от латинского maditatio – «размышление») – вид лирической поэзии, передающий раздумья поэта о тех или иных жизненных вопросах.
– Подберите синоним к прилагательному «медитативный».
– Философский.

Ставлю перед учащимися цели и задачи урока:

1. Анализ образца медитативной (философской) прозы.
2. Знакомство с особенностями данного жанра прозы.

Как будем анализировать текст? – спрашиваю ребят.
– Проведём анализ по плану, предложенному в пособии В.В.Бабайцевой «Русский язык.10–11 классы» [4].

Работаем с планом анализа текста: указываем ключевые этапы работы.

– Что ещё следует добавить?
– Определение основной мысли текста.
– Как вы считаете, это универсальный план анализа текста?

Ребята полагают, что каждый текст индивидуален – и анализ его может проводиться с разной степенью полноты, а также может быть дополнен литературоведческими или иными сведениями.

– Итак, будет вместе искать наш путь анализа данного текста. На дом ученики получили для ознакомления миниатюру В.П.Астафьева «Свеча над Енисеем». (Приложение 1). Откройте этот текст. Начнём с анализа заглавия: В.П.Астафьев. Сборник миниатюр «Затеси». «Свеча над Енисеем». Что вы знаете об авторе текста?

Ученица выступает с сообщением о Викторе Петровиче Астафьеве, используя интерактивную доску. Проецируется портрет.

«Астафьев Виктор Петрович (1924– 2001). Родился в 1924 году в селе Овсянка под Красноярском. Рано осиротев, воспитывался в детдоме, окончил школу ФЗО. Осенью 1942 года ушёл на фронт: был шофёром, артразведчиком, связистом. Получил тяжёлое ранение. Демобилизовался в 1945 году.
В 1961 году закончил Высшие литературные курсы. Лауреат Государственных премий СССР и России.
Автор книг: «Царь-рыба»(1976) романа «Прокляты и убиты (1992–1994), повестей «Кража», «Звездопад», «Пастух и пастушка», «Людочка» и других.
Произведения Астафьева переведены на все основные языки мира. В 1998 году вышло в свет пятнадцатитомное собрание сочинений писателя» [5].

Нужны ли эти сведения в анализе текста?

Ученики считают, что они могут быть использованы во вступительной части.

– Сожмите текст, запишите информацию о писателе.

Один из учеников выполняет задание на интерактивной доске. Его запись анализируется, правится, дополняется классом и становится образцом вступления:

«Астафьев Виктор Петрович (1924–2001) – русский писатель, фронтовик, лауреат Государственных премий СССР и России. Он автор таких произведений, как: романов «Царь-рыба», «Прокляты и убиты», повестей «Кража», «Звездопад» и других, а также сборника миниатюр «Затеси».

Следующий этап работы – лексико-семантический анализ.

– Что такое миниатюра?
– Миниатюра – короткий рассказ.
– Какое место книга «Затеси» занимает в творчестве В.П.Астафьева? (На интерактивной доске обложка сборника «Затеси»).

Группа учащихся рассказывает, что в творчестве В.П.Астафьева книга «Затеси» занимает своеобразное, уникальное место. «Память, память, что ты делаешь со мной?! – писал Виктор Петрович Астафьев в «Оде русскому огороду».– Всё прямее твоя дорога, всё морочней образ земли, и каждая дальняя вершина чудится часовенкой, сулящей успокоение. И реже путника встречь, которым бы хотелось бы поклониться, а воспоминания, необходимые живой душе, остаются осенним листом» [6].
«Воспоминания… Книга «Затеси» – это размышления писателя о времени, о жизни, о себе» [7].
Работаем над лексическим значением слова «затеси»: слушаем сообщение ученицы, подготовленное дома с использованием словарей. Текст выводится на интерактивную доску: Из «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля узнаём, что слово «затесь» произошло от глагола «затесать» – «зарубать или делать на деревьях затеси, метки, зарубки». Зарубки делают для памяти. Для Виктора Астафьева затеси– это воспоминания, размышления, которые он хотел донести до читателя.
Сам автор пишет так: «А затесь – сама по себе вещь древняя и всем ведомая – это стёс, сделанный на дереве. Делали его первопроходцы, таёжники для того, чтобы белеющая на стволе мета была видна издали и ходили по тайге от меты к мете, часто так получалась тропа, затем дорога, и где-то в конце возникало зимовье, заимка, затем город и село».
Следовательно, для Виктора Астафьева затеси– это воспоминания, размышления, которые он хотел донести до читателя. Не случайно книге предпослан эпиграф: « Всё превращается в землю, а воспоминания в золото».

Вывод: слово «затеси» многозначное: 1. простореч. зарубки на дереве для памяти; 2. перен. воспоминания, размышления.

Выразительно читаю текст миниатюры «Свеча над Енисеем», прошу поделиться впечатлениями от прочитанного. В качестве индивидуального домашнего задания ещё одна группа учеников готовила лексические комментарии к тексту, которые представила классу:

«Распочинает». Разговорный вариант глагола несов. вида начинать во втором лексическом значении: « проявить первые признаки какого-либо действия или состояния».
«Прожелтина». Слово образовано приставочно-суффиксальным способом от прилагательного «жёлтый». Приставка про- имеет следующее значение: «частичное проявление качества, названного производящим словом»: «прожелть»- примесь жёлтого цвета, употребляется в просторечье. В.Астафьев использует авторское слово «прожелтина».
«Вековать». Глагол употребляется в народном выражении «век вековать»:проводить всю жизнь.
«Приморилась». Просторечная авторская форма, образованная с помощью приставки при- со значением «неполного действия» от глагола умориться, то есть устать, измучиться.
«Бобылка». Женская форма от слова бобыль. Бобыль (устар.). Безземельный одинокий крестьянин-бедняк.
«Зазимиться». Авторское слово, которое можно заменить таким предложением: «Скоро наступит зима».
«Вещунья». Образовано от слова «вещун» (устар.) – То же, что и предсказатель. Однокоренное слово – «вещий», то есть предвидящий будущее, пророческий (высокое).
«Плечастая» (скала). Просторечная форма от прилагательного плечистый. Суффикс – аст указывает на изобилие, чрезмерность названного признака с оттенком фамильярности.

Текст сообщения был выведен на интерактивную доску, остальные учащиеся сделали выписки в тетради.

– Определяем тему текста.
– Свеча над Енисеем.
– Что такое перифраза?
– Перифраза – описательный оборот.
– Можно ли заглавие текста назвать перифразой?

Учащиеся считают, что можно.

– Почему?
– Словосочетание свеча на ветру заменяет слово «берёза».

Прошу выписать на обычной доске и в тетрадях ключевые слова и словосочетания, которые отражают тему текста, охарактеризовать их. Наши записи: свеча над Енисеем, берёза, дерево, свечка восковая, деревце, вещунья, бобылка, свечечка, свеча вечности.

По мнению ребят, это синонимы, так как в условиях контекста они рисуют образ берёзки над Енисеем.

Прошу найти рамку текста.

– Начало текста (первое предложение) – описание берёзы, одиноко растущей на скале (пейзажный) план. Последнее предложение – призыв к свече вечности гореть и не гаснуть над миром в храме природы (философский план).

Делаем вывод, что в тексте соединились два плана: пейзажный и философский. Такую композицию мы встречали в лирике, например, в стихотворении Ф.И. Тютчева «Как неожиданно и ярко…». Картины природы в миниатюре В.П. Астафьева рождают философские раздумья.

– Определим основную мысль текста.
– Это размышления о быстротекущем времени, о жизни, в которой каждое впечатление рождает сложную цепь рассуждений и ассоциаций.
– Какие слова и словосочетания в ряду ключевых слов связаны с основной мыслью текста?
– Свеча вечности – поэтический оборот.
– Можно ли его назвать образом-символом?
– Свеча – символ бесконечности мира, бытия человека.

Итак, рамка текста связана с темой и основной мыслью текста.

– Определите тип речи. Обоснуйте свой выбор.
– Это описание с элементами повествования. Описание: изображение дерева путём перечисления его признаков. Общее представление о предмете, отдельные признаки предмета, авторская оценка – вывод – заключение. Повествование: рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности. В тексте большое количество глаголов: растёт, помню, распочинает, светится – наст. вр., нашёл, приморилась, не хватило, ужалась – прош. вр., красуйся, зажигайся, гори – глаголы в форме повелительного наклонения.
– Определите способ связи предложений в тексте.
– Параллельная связь.
– Укажите стиль текста, обоснуйте свой выбор, опираясь на материалы пособия А.И.Власенкова и Л.М. Рыбченковой « Грамматика. Текст. Стили речи».
Дети считают, что текст относится к художественному стилю речи. Для поиска доказательств они используют материалы раздела «Художественный стиль речи» данного учебника [8].
– Вы знаете, что для текстов художественного стиля речи характерно использование средств образной выразительности. Вы уже нашли в «Свече над Енисеем» перифразу. Какие ещё тропы, фигуры речи есть в тексте?
– Эпитеты, например: «Благодатная осень», «плечастая скала».
– Риторические обращения ,например: «Свечечка, родная, не зажигайся…».
– В тексте очень много риторических умолчаний: практически в каждом абзаце.
– Сравнительный оборот, например: «Последним пламенем, словно ярким вскриком, в конце лета заявит она о себе…».

Замечу, что в тексте органически сочетается высокая и просторечная лексика: ещё раз перечитаем выписки, сделанные во время лексического комментария.
Дома ученики работали с деформированным текстом миниатюры, один из учеников получил задание подготовить домашнюю работу в электронном виде. Она выводится на интерактивную доску, сопоставляется с авторским вариантом текста. Проводятся орфографические и пунктуационные разборы, анализируется авторская пунктуация.
Подведём итоги работы и обратимся к жанровым особенностям текста. Предлагаю классу ответить на вопрос: «Можно ли миниатюру Виктора Астафьева «Свеча над Енисеем» отнести к медитативной (философской) прозе?».

– Это образец медитативной прозы, потому что в тексте соединены эпическое и лирическое. Прослеживаются ассоциативные связи, которые характерны для лирики, но включают в себя элементы повествовательной структуры эпоса.

– Можно говорить о хронотипе (пространственно-временной организации текста) и о наличии лирического героя.

Таким образом, текст «Свеча над Енисеем» – это образец философской прозы.

Попробуем построить ассоциативный ряд к образу горящей свечи.

Приведу пример самого интересного рассуждения: «В тексте подняты проблемы вечности и бесконечности жизни на земле. Берёзка над Енисеем – символ гармонии между временами года, летом и осенью.

Лирический герой завершает текст словами, обращёнными к дереву: «Гори и не гасни над Енисеем, над миром, в храме природы негасимым жёлтым огоньком, свеча вечности!».

Так рождается параллель: свеча горит – жизнь продолжается – есть надежда, что можно изменить мир. Помните, как у Бориса Пастернака в «Зимней ночи»: «Мело, мело по всей земле \ Во все пределы. \ Свеча горела на столе, \ Свеча горела».

И ещё одну интересную философскую параллель мы нашли у современного поэта и музыканта Андрея Макаревича.

Прослушивание композиции (фрагмент) «Пока горит свеча».

Итак, свет не меркнет, пока горит свеча».

Домашнее задание: подготовка к написанию сочинения-рассуждения по типу части С ЕГЭ по тексту В.П.Астафьева «Свеча над Енисеем».

Литература:

1. Пахнова Т.М. «Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды».– «Русский язык в школе».– 2000.– № 4.– с.3.
2. М.М.Бахтин. «Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках»\\ Литературно-критические статьи.– М., 1986.– С.477.
3. Беднарская Л.Д. Программа элективного курса «Анализ текста. Теория и практика. (X–XI классы).– «Русский язык в школе». – 2006. – №3. – С. 124–128.
4. Бабайцева В.В. «Русский язык. Учебник для общеобразовательных учреждений филологического профиля. 10–11 классы». – М: Дрофа, 2008. – С. 437–438.
5. Астафьев В.П. «Затеси». – «Роман-газета». – 2002. – №5. – С.1.
6. Астафьев В.П. «Ясным ли днём».– «Роман-газета» – 2002. – №16.– С.57.
7. Кузнецова М.С. «О времени, о жизни, о себе». Над страницами книги В.П. Астафьева «Затеси».– «Уроки литературы».– 2004. – №9. – С.13.
8. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи». Учебник для 10– 11 классов общеобразовательных учреждений. – М: Просвещение, 2002. – С. 310–311.