Конспект урока чтения во 2 классе по УМК " Чтение и литература" (автор-составитель О.В. Джежелей)

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить с фрагментами из жизни С.А.Баруздина, его произведением; совершенствовать навыки чтения, умение анализировать и пересказывать текст; развивать речь, память, внимание; вызвать чувства сопереживания и уважения.

Оборудование:

  • учебник “Чтение и литература” 2 класс, часть 2. Автор - составитель О. В. Джежелей;
  • презентация к уроку;
  • задание для любителей чтения:
  • прочитать произведения С. Баруздина и ответить на вопросы литературной викторины.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Дети читают отрывки из стихотворений С.В.Михалкова и отвечают на вопросы:

  • Над чем посмеивался поэт в своих произведениях?
  • Что советует С.В.Михалков?
  • Кого мы должны уважать?

III. Объяснение нового материала.

1. Рассказ учителя о Сергее Алексеевиче Баруздине.

По всей стране, в кругу друзей
Гремит торжественная дата –
Великий славный юбилей
Побед советского солдата.
Проходят дни, идут года,
И сыновья отцов сменяют.
Но над тобою никогда
Салют победы не смолкает.

Мы живем в преддверии великого праздника, 9 мая – День Победы в Великой Отечественной войне. Многие писатели и поэты посвятили свои произведения героям войны. Люди нелегких мужественных биографий отстаивали в сражениях не только счастье людей, но и природу, и все то, чем она богата и прекрасна. Это люди, сражавшиеся, как сказал поэт: “ради жизни на земле”.

Сегодня мы познакомимся с произведением писателя, поэта, участника Великой Отечественной войны. В своих произведениях он рассказывает нам о том, что сам видел, за что сам боролся и отважно сражался. Он очень любил животных, природу. (портрет писателя) Это Сергей Алексеевич Баруздин – известный писатель, автор многих книг для детей и юношества. Когда началась война, Сергею Алексеевичу Баруздину было всего 15 лет – на фронт его не взяли. Но бороться за победу можно было не только на фронте. Он оставил школу, пошел работать рабочим на типографию. После смены вместе со взрослыми копал траншеи. В 17 лет его все-таки взяли в армию – рядовым артиллерийской разведки.

Сергей Алексеевич оборонял Москву, брал Берлин, освобождал Прагу. Вернулся в Москву бывалым воином. Его рассказы и повести познавательны, они раскрывают мир наших четвероногих и пернатых друзей, его произведения повествуют о хороших людях, проявляющих свои характеры и душевные качества в общении с миром животных, с природой.

2) Первичное чтение рассказа.

  • Прочитайте ключевые слова.
  • О чем будем читать? Кто герой рассказа?

Поздняя осень. Последний год войны.

Дежурство в лесу. Шорох листьев.

Фыркает и чихает. Теплое молоко.

Прожил в машине. Выпустили на волю.

(Дети высказывают свои предположения о содержании текста.)

  • Прочитайте название произведения.
  • Простуженный ёжик.
  • О ком мы будем читать?
  • О еже.

(Дети читают текст про себя, обмен впечатлениями после чтения)

  • Понравился рассказ? Чем?
  • Что случилось с ёжиком?

(Ответы детей)

  • Все ли понятны вам в тексте слова?

(Учитель объясняет непонятные слова)

оказия – редкий, необычный случай, неожиданность. “Что за оказия?”

пост – часовой или группа бойцов, ведущая наблюдение; место, пункт, откуда ведется наблюдение; “Через два часа меня должен был сменить на посту другой солдат”.

3) Повторное чтение рассказа вслух учащимися “по цепочке”

4) Анализ произведения по вопросам.

  • Когда произошел случай, описанный С.А.Баруздиным?
  • Опишите словесно шорох, услышанный автором.
  • Каким автор увидел ёжика? Расскажите подробно, используя слова из текста.
  • Как лечили ёжика? Прочитайте отрывок из рассказа.

IV. Физминутка (по выбору учителя)

V. Подготовка к пересказу.

  1. Рассматривание иллюстраций, соотнесение их с текстом.

2) Самостоятельное чтение рассказа учащимися. Задание перед чтением: самостоятельно разделить текст на логически законченные части, выделить главное в каждой из них.

3) Пересказ текста по плану:

    1. Дежурство в лесу.
    2. Живая листва.
    3. Ёжик.
    4. Простуженный ёжик.
    5. Теплое молоко.
    6. Выпустили на волю.

VI. Итог урока.

  • О чем вы думали, размышляли, читая рассказ?
  • Какими были люди, которые защищали нашу Родину от врагов в грозные годы войны?
  • Какие люди достойны уважения?
  • О ком стоит помнить каждому гражданину страны?

(Ответы детей, после ответов учитель зажигает свечи, минута молчания.)

Никогда мы не забудем
Их геройские дела,
Честь и слава этим людям
И великая хвала…

(Сергей Владимирович Михалков)

  • Что вам этот урок дал для жизни?
  • Что на вас произвело наибольшее впечатление?
  1. Домашнее задание.

(по выбору учащихся, 3-е задание можно дать группе учащихся)

  1. Подготовить пересказ.
  2. Найти и прочитать рассказ С.А.Баруздина “Сложное поручение”.
  3. Прочитать другие произведения С. А. Баруздина и ответить на вопросы литературной викторины.

 Задания для тех, кто любит читать.

В мире книг

Найди и прочитай произведения Сергея Алексеевича Баруздина:

Про Светлану. Рассказы.

Шаг за шагом. Стихи.

Шел по улице солдат. Рассказ о нашей армии.

Сказка о трамвае. Стихи.

Твои друзья – мои товарищи. Стихи, рассказы, повести.

Рассказы о животных.

Страна, где мы живем. Рассказы.

Вежливый бычок. Рассказы и повесть.

Рави, Шали, Снежок и другие.

Литературная викторина по произведениям С.А.Баруздина.

  1. О каком виде транспорта С.А.Баруздин написал сказку?
  2. Как зовут героиню рассказов С.А.Баруздина?
  3. Название колхоза, в котором Светлана работала медицинской сестрой.
  4. Необычный больной Светланы.
  5. Напиток храбрости.
  6. Киргизское имя Светланы.
  7. Имена индийских слонят.
  8. Кто обезвредил страшный клад?
  9. С врагом идут сражаться лесные солдаты. Кто они?
  10. Название деталей для автомата, которые делала мама Алеши в годы войны.
  11. Смола сосен, попавшая в море тысячи лет назад; а в морской воде она становится чудесным камнем. Это камень…
  12. Главный город России.
  13. В семье Прохоровых – братья двойняшки Ваня и Саня. Как звали их отец и мать.
  14. Какое животное является символом города Катманду?
  15. Независимое государство в Индии на южном склоне Гималаев.
  16. Друг Наташи, который жил в ванной.
  17. Животные, которые любят слушать классическую музыку.
  18. Бело-розовая птица с огромным желтоватым клювом
  19. Кого поил теплым молоком солдат Ахметвалиев?
  20. Какая птица пугает своим криком полевых мышей?
  21. Дальневосточный подарок, который стал жить в лесах Подмосковья?
  22. Каких птиц считала Галя на уроке чтения?
  23. “Глаза у нее карие, грудка серая – снизу светлее, сверху чуть темнее, а клюв с крючком. Лапы черные. И пестринки по бокам. Славная птаха!” какую птицу описал Сергей Баруздин?
  24. У какого зверька есть хвост – зонтик?
  25. Как зовут героиню рассказа, которая сама себя покусала?
  26. Какая птица пронзительно кричит: “Зи-зи! Цит! Зи-зи! Зи-зи!”
  27. Вежливое домашнее животное?
  28. Какое двухметровое несчастье поселилось в квартире?
  29. Кого забраковал режиссер фильма?
  30. Кто доставлял почту в деревню Озерки?

Ответы

  1. Сказка о трамвае.
  2. Светлана.
  3. Колхоз “Москва”
  4. Птица перепелка.
  5. Кумыс (лошадиное молоко).
  6. Сейдеш.
  7. Индийские слонята – Рави и Шали.
  8. Минёры.
  9. Партизаны.
  10. Петушки.
  11. Камень – янтарь.
  12. Город Москва.
  13. Человеки.
  14. Символ города Катманду – козел.
  15. Государство Непал.
  16. Крокодил Топ-топ.
  17. Олени.
  18. Пеликан.
  19. Простуженный ёжик.
  20. Филин.
  21. Бурундук.
  22. Вороны.
  23. Мухоловка.
  24. У белочки.
  25. Собака топка.
  26. Королёк.
  27. Маленький бычок.
  28. Удавчик.
  29. Медведь.
  30. Лошадь Машка.