Урок русского языка в 3-м классе "Роль приставок"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: Развивать умение осознавать структуру слова, позволяющую глубже понять его лексическое значение; уточнить знания учащихся о морфемах и о способе образования новых слов; упражнять детей в определении приставок, учить их делать сомостоятельные выводы по теме; развивать память, логическое мышление.

Оборудование: таблица „Состав слова”.

Ход урока

І. Вступительное слово учителя

1. Мы продолжаем изучать тему “Состав слова”.

А сегодня будем работать как сотрудники лаборатории НИИ. Вам предстоит серьезная исследовательская работа, в результате которой вы выявите и подтвердите очень важные лингвистические, т. е. языковые закономерности. Прежде чем сделать шаг к практическому усвоению словообразовательных умений, давайте начнем с теории.

2. Актуализация знаний

Мы знаем, что слово делится на морфемы.

У. – Что такое морфема?

Д. – Эта значимая часть слова;

У. – Почему значимая?

Д. – Она несет информацию о слове.

У. – На какие виды делятся морфемы?

ІІ. Работа над темой

1. Повторение знаний о составе слова

Теперь мне помогут консультанты. Они дают определение, а вы узнаёте , какая это морфема.

1к. – Это главная, значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов (корень).

2к. – Это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. (суффикс)

3к. –Это изменяемая, значимая часть слова, которая служит для образования форм слова и связи слов в предложении. (окончание)

4к. – Это значимая часть слова, котороя стоит перед корнем и служит для образования новых слов. (приставка)

У. – Какие определения морфем почти одинаковые за исключением небольшой детали?

Д. – Это определение приставки и суффикса. Они различаются только местоположением от корня.

2. Постановка проблемы

У. – Если две значимые морфемы служат для образования новых слов и с одной из них мы уже познакомились на предыдущих уроках, то какую морфему мы будем исследовать на сегодняшнем уроке?

Д. – Это морфема - приставка.

3. Доказательство роли приставки в слове

У. – Итак, поговорим о роли приставок.

У. – А так уж важно знать из каких частей состоит слово? И если важно, то для чего?

Д. – Чтобы грамотно писать, знать ошибочноопасные места.

У. – Прочитайте предложение (на доске) “Если знаешь части слова, то напишешь их толково.”

У. – Как понимаете слово – толково? (грамотно)

У. – Спишите.

У. – Есть ли в этом предложении слово с приставкой. Кто нашел это слово?

Д. – Это слово „напишешь”.

У. – Назовите в этом слове приставку. Назовите корень в этом слове? Выделите корень и приставку.

У. – От данного корня образуйте родственные слова с приставками, которые вы знаете.

У. – Вот вам подсказка:

У. – Где стоит приставка? Запишите в строчку все эти слова. Выделите приставку.

– Какие в этих словах приставки – одинаковые или разные?

– Что меняется в слове с изменением приставки? (Смысл, значение слова).

–Докажите это на примере слов -

дописать – доделать начатое.
переписать – заново сделать.

У. – Делаем вывод:

Д. – Если приставка изменяет значение слова, то она служит для образования новых слов.

Итак, первый вывод нашего исследования:

Приставка – это:

  1. значимая часть слова;
  2. стоит перед корнем;
  3. служит для образования новых слов.

У. – Оказывается, что не только корень, но и маленькая приставочка может быть говорящей.

ІІІ. Закрепление знаний о роли приставки

Игра:

Я буду называть вам только приставки, а вы попробуете догадаться, что с ними нужно сделать, к какому слову подключить (ой, нет,) приставить.

Представьте, что вы стоите перед телевизором. Я говорю “в”

– Что вы сделаете?

Д. – Включим телевизор.

У. – А если я скажу “пере”?

Д. – Переключим.

“Вы” – выключим.

У. – А теперь мы сидим на стуле на расстоянии друг от друга. Если я скажу “подо” (двинься) что вы сделаете?

Д. – Сядем близко.

“Ото” (двинься) подальше. “Пере” (двинься) – что сделаете?

Д. – Поменяем место.

У. – Какой вывод можно сделать из этой игры?

Д. – Каждая приставка несет определенный смысл.

– Благодаря этому мы понимаем друг друга.

У. – В русском языке много приставок. Попробуйте их вспомнить и написать в тетрадь..

О, от, под, пере, до, на, под, над, при, пре, с, за, раз, из, воз, без.

– А теперь отдохнем.

ІV. Физминутка

У. – Встали. Внимательно слушаем слова, которые я буду произносить. Если я скажу слово, в котором есть приставка, вы поворачиваетесь лицом друг к другу и обмениваетесь хлопками. Если скажу слово, в котором нет приставки – присядьте.

Делать, сделать, написать, писать, подписать, ввез, отвез, вывез, привез, занес, перенес.

У. – Вот вам новая задача.

– Прочитайте поговорку: (написано на доске)

„Друг друга поддерживать – победу одерживать”.

У. – Как понимаете её?

– Найдите слова с приставками. Какие эти слова? Какие в них приставки? Как пишутся приставки с корнем?

Д. – Слитно.

У. – Спишите поговорку. Выделите приставку и корень.

– К какой части речи относятся слова с приставками ? (к глаголу).

– На следующем уроке мы узнаем, что у глагола никогда нет предлогов.

Второй вывод

Д. – приставки с корнем пишутся слитно.

V. Итог урока

У. – Итак, подошло к концу наше исследование. Вспомните, какие результаты мы получили.

У. – Что такое приставка?

– Приведите примеры.

– А что говорят ученые?

– Откройте учебник и прочитайте правило.

Д. – Мы сделали правильные выводы.

У. – Вам понравился урок?

Д. – Да.

У. – Спасибо за работу.