Урок алгебры в 7-м классе по теме "Взаимное расположение графиков линейных функций"

Разделы: Математика


Тема урока: Взаимное расположение графиков линейных функций.

Цель урока:
  1. Развитие способностей анализировать, проводить сопоставление, обобщать, выдвигать гипотезы, строить доказательства, проводить наблюдения, планировать деятельность.

  2. Воспитание культуры речи; построение плана ответа; формирование умений осуществлять взаимосотрудничество, взаимоконтроль.

  3. Рассмотреть взаимное расположение графиков линейных функций; научиться по внешнему виду определять взаимное расположение графиков линейных функций; формирование умений задавать формулами линейные функции, графики которых параллельны или пересекаются.

Ход урока:
  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Введение нового материала.
  4. Формирование умений.
  5. Домашнее задание.
  6. Тест по изученной теме.
  7. Подведение итогов. Выставление оценок.
  1. Организационный момент.
    Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим говорить о линейной функции и о прямой пропорциональности. Рассмотрим взаимное расположение графиков линейных функций; научимся по внешнему виду определять взаимное расположение графиков линейных функций.

  2. Актуализация знаний. Устная работа.
  3. Учащиеся отвечают на вопросы учителя:
    1. Сформулируйте определение понятия «функции».
    2. Что называется областью определения функции?
    3. Что называется областью значений функции?
    4. Дайте определение графика функции.
    5. Какую функцию называют линейной функцией?
    6. Что является графиком линейной функции?
    7. Как построить график линейной функции?
    8. Какую функцию называют прямой пропорциональностью?
    9. Что является графиком прямой пропорциональности?
    10. Как построить график функции у = кх?
    11. Как расположен в координатной плоскости график функции у = кх, при к > 0 и при
      к < 0? Как называется к?

    1. Устная работа
      Рисунок 1Рисунок 2Рисунок 3Рисунок 4Рисунок 5

      a)График какой функции, изображенной на рисунках мы не изучали?
      b)На каком рисунке изображен график прямой пропорциональности? Ответ обоснуйте.
      c)На каком рисунке у графика линейной функции положительный угловой коэффициент?
      d)На каком рисунке у графика линейной функции отрицательный угловой коэффициент?


    2. Функции заданны формулами: Указать те из них, графиком которых является прямая, проходящая через начало координат.

    3. Принадлежат ли графику функции, заданной формулой точки
      А(-4; 2) и В(4; 1).

    4. График функции у = 2х проходит через точку, ордината которой равна 10. Чему равна абсцисса этой точки?
    5. График функции у = 7х проходит через точку, абсцисса которой равна 4. Чему равна ордината этой точки?

  4. Введение нового материала
    Учитель: Что представляют собой графики линейных функций? (прямые). Каково может быть взаимное расположение прямых на плоскости?(параллельны, пересекаются, совпадают). Значит и графики линейных функций либо параллельны, либо пересекаются. либо совпадают. Выясним как это определить по внешнему виду.
    Работа по группам. На группу дана карточка. Задача учащихся: построить графики предложенных им функций и определить их взаимное расположение.

    Образцы карточек:
    1 группа: у = 2х + 1; у = 2х - 3; у = 2х
    2 группа: у = х - 2; у = - 4х + 1;
    3 группа: у = - 3х; у = - 3х - 1; у = - 3х + 2
    4 группа: у = 4х + 2; у = - 2х + 2; у = х + 2
    После выполнения заданий начинается фронтальная работа учителя с классом. Представители разных групп рассказывают о своих результатах, высказывают предположения; формулируют правило, как внешнему виду определить взаимное расположение графиков линейных функций.
    На доске вывешиваются плакаты с изображениями графиков, которые должны были получится у учащихся.
    Рисунок 6 Рисунок 7Рисунок 8Рисунок 9.

    Учитель: Действительно, высказанные вами (учащимися) предположения верны. Графики двух линейных функций, заданных формулами вида у = кх + в пересекаются, если коэффициенты при х различны, и параллельны, если коэффициенты при х одинаковы. Запишем вывод в тетрадях.
    у = кх + в и у = к1х + в1
    1. Если к ≠ к1, то графики пересекаются
    2. Если к = к1, в ≠ в1, то графики параллельны
    3. Если к = к1, в = в1, то графики совпадают
    Учитель: Посмотрите на 4 рисунок, что в нем примечательного?
    4. Если к ≠ к1, в = в1, то графики пересекаются в точке с координатой (0; в).

  5. Формирование умений
    №335(устно), №342(а), №338, №343 (Учебник Алгебра-7 класс под редакцией С. А. Теляковского; Авторы: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и другие. Москва «Просвещение», 2000 год).

  6. Домашнее задание
    п.15, №337(устно), №339, №342(б)

  7. Тест по изученному материалу с целью определения уровня первичного осмысления материала.

    Вариант 1 Вариант 2
    1. Не выполняя построения, определите взаимноерасположение графиков линейных функций у = 2х – 4 и у = 2х + 4.

    a) пересекаются;
    b) параллельны;
    c) совпадают.

    1. Не выполняя построения, определите взаимное расположение графиков линейных функций у = 2х – 4 и у = 2х + 4.

    a) пересекаются;
    b) параллельны;
    c) совпадают.

    2. Не выполняя построения, определите взаимное расположение графиков линейных функций у = 0,5х + 8 и у = 1/2х + 8.

    a) пересекаются;
    b) параллельны;
    c) совпадают.

    2. Не выполняя построения, определите взаимное расположение графиков линейных функций
    у = 6х + 8 и у = х + 6.

    a) пересекаются;
    b) параллельны;
    c) совпадают.

    3 . Не выполняя построения, определите взаимное расположение графиков линейных функций у = 5х + 4 и у = 5х - 8.

    a) пересекаются;
    b) параллельны;
    c) совпадают.

    3. Не выполняя построения, определите взаимное расположение графиков линейных функций
    у = 0,5х и у = 0,5х + 8.

    a) пересекаются;
    b) параллельны;
    c) совпадают.

    4. Поставьте вместо знака * такое число, чтобы графики линейных функций у = 8х + 12 и у = * х – 3 были параллельны.

    a) 12;
    b) -3;
    c) 8.

    4. Поставьте вместо знака * такое число, чтобы графики линейных функций у = 21х + 1 и у = * х – 3 были параллельны.

    a) 21;
    b) -3;
    c) 1.

    5. Поставьте вместо знака * такое число, чтобы графики линейных функций у = 6х + 2 и у = * х – 3 пересекались.

    a) 6;
    b) -3;
    c) Другой ответ.

    5. Поставьте вместо знака * такое число, чтобы графики линейных функций у = 6х + 2 и у = * х пересекались.

    a) 6;
    b) 2;
    c) другой ответ.

    6. Поставьте вместо знака * такое число, чтобы графики линейных функций у = х + 5 и у = * х + 5 совпадали.

    a) 1;
    b) 5;
    c) другой ответ.

    6. Поставьте вместо знака * такое число, чтобы графики линейных функций у = 3х + 5 и у = * х + 5 совпадали.

    a) 5;
    b) 3;
    c) другой ответ.

    Выполняем самопроверку:
    вариант 1:

      1 2 3 4 5 6
    A           X
    B X   X   X  
    C   X   X    
  8. вариант 2:

      1 2 3 4 5 6
    A   X   X    
    B     X   X X
    C X