Воспитание и обучение – две важнейшие функции школы в становлении и развитии гражданской позиции личности

Разделы: Классное руководство


В последние годы в обществе распространено такое мнение, что с распадом СССР - школа мало обращает внимание на такое направление воспитания как гражданское и тесно связанное с ним патриотическое воспитание. Отчасти это связано с тем, что из учебников изъяты произведения идейно - политического характера.

Однако с этим можно поспорить: Да, конечно, изъяты произведения: о гражданской войне, о становлении Советской республики. Но остались высокохудожественные произведения о родном крае. Кроме того появился курс Москвоведения, а в других регионах России изучают краеведение и не факультативно как раньше, а с обязательным включением этой дисциплины в учебный план. Да и в учебниках литературного чтения грамотный учитель такие тексты, на которых можно воспитывать любовь к родному краю и показать величие нашей Родины. Но прежде чем вести разговор о воспитании гражданина, попробуем определить это понятие. "Быть гражданином значит пламенно желать процветания своему Отечеству" - говорил Виссарион Григорьевич Белинский. Но желать процветания можно лишь тому, что знаешь и любишь. Следовательно, наша задача показать, что есть Отечество и зажечь пламя любви к нему. Поэтому современные первоклассники также как и 10 - 20 лет назад, приходя в 1 класс, знакомятся с понятием Родина, родной край, может быть другими средствами, но так же с самого первого учебного дня и с самой первой учебной книги. И по прежнему актуальны слова песни "С чего начинается Родина - с картинки в твоём букваре:". Хотя на этой картинке совсем не обязательно должна быть Красная площадь с Мавзолеем. А может быть изображена картина природы или нарядные дети идущие в школу. Беседа по этим картинкам направлена на знакомство ребёнка с малой родиной, формирования чувства прекрасного, чтобы ребёнок осознал, что ему приятно иметь такую малую родину.

На современном этапе развития начальной школы мы возвращаемся к наследию Ушинского, которое изложено им в частности в учебниках для начальной школы "Родное слово", "Детский мир". В них великий педагог включил рассказы о родной природе, о сезонных изменениях, о труде людей, и вообще о том мире, который окружает ученика, для того чтобы он почувствовал себя частью этого мира. Чувствовал что всё, что ему необходимо, ему даёт природа и труд людей. И постепенно формируется чувство благодарности ребёнка, а с этого начинается гражданское воспитание маленького человека. Ушинский всегда подчёркивал, что в воспитании младших школьников велика роль экскурсии и всё что мы можем показать ребёнку мы должны сделать это как можно раньше: познакомить с жизнью природы и с народным творчеством.

Продолжая традиции Ушинского учителя нашей начальной школы, систематически организуют разнообразные экскурсии. Знакомят детей и с жизнью природы в лесу, и с экспонатами разных музеев "Дарвиновского", "Биологического", "Зоологического" и других. Дети посещают обсерваторию, дельфинарий, Ботанический сад, зоопарк. Все эти экскурсии направлены на то, чтобы показать детям красоту природы и чтобы постепенно формировать у него любовь и бережное отношение к ней. А это является первым слагаемым гражданского воспитания. "Охранять природу - значит охранять Родину" - говорил Михаил Пришвин.

Важным направлением воспитательной работы нашей начальной школы является тесное сотрудничество с государственным историко - краеведческим музеем. С первого по четвёртый класс дети знакомятся с несколькими циклами экскурсий данного музея. Эти циклы посвящены народной игрушке, народным праздникам, устному народному творчеству и истории нашего края начиная с мезозойской эры до современного города и перспектив его развития.

Учащихся настолько увлекает познавательная деятельность, предложенная музейным педагогом, что они вместе со своими учителями и родителями активно участвуют в создании народного костюма, своими руками делают народные игрушки, составляют семейное генеалогическое древо, участвуют в народных праздниках: Рождество, Масленица, Благовещенье. И всё это формирует у детей не равнодушное отношение к окружающему миру, к тому, что они познают. И вот это неравнодушие, эта активная позиция - второе слагаемое гражданского воспитания. Кроме того, вся эта работа сплачивает коллектив и привлекает родителей к нашей системе воспитательной работы.

Гражданскому воспитанию младшего школьника уделяется внимание не только в воспитательном процессе, но и в учебном. И ведущая роль здесь принадлежит урокам литературного чтения, окружающего мира. Где воспитание маленького гражданина идёт другими средствами: через анализ художественных произведений и знакомство с научными статьями. На уроках окружающего мира мы беседуем о древней Москве, её зодчестве, о старинных ремёслах. Знакомим с государственной символикой, её происхождением и значением. Эта работа направлена на формирование у ребёнка чувства гордости за свой родной город, главный город страны. В дальнейшем это чувство перерастает в чувство любви ко всей большой Родине, не только к её столице.

На уроках чтения мы знакомим детей с произведениями устного народного творчества, которые помогают ученикам осознать их связь с прошлым своего народа, с прошлым своей культуры. Произведения классической литературы, посвященные картинам природы, описанию родного края, дают образы художественной речи, приобщают ребёнка к богатству и красоте родного языка. Кроме того любовь к родному краю выраженная в художественном слове не может оставить ребёнка равнодушным и формирует в его душе восхищение и родной природой, и родным языком, и произведением, которое ребёнок прочитал, и уважение к его создателю.

Большую роль в гражданском воспитании играет знакомство учащихся с произведениями современной детской литературы. Например, с рассказом Евгения Пермяка "Чужая скамейка". Суть рассказа в том, что мальчик, ровесник наших детей, научившись столярному ремеслу от деда и отремонтировав скамейку у себя во дворе, не остался равнодушным к "чужой" сломанной скамейке. Отремонтровав и покрасив её он не сказал об этом никому даже своему деду.

Этот рассказ формирует активную жизненную позицию, воспитывает неравнодушных к окружающему миру маленьких граждан. После работы над этим рассказом приятно замечать, как дети без напоминаний закручивают, кем то оставленный кран, выключают на время перемены свет в классе, убирают в столовой не только свою, но и оставленную кем то посуду. Вот из таких мелочей складывается постепенно активная жизненная позиция.

Подводя итоги, назову ещё раз несколько ступенек, поднимаясь по которым ребёнок становится гражданином:

  1. Показать красоту родного края, родного языка, формировать чувство прекрасного.
  2. Формирование чувства благодарности к родной природе и к труду людей.
  3. Воспитание неравнодушного человека, обладающего активной жизненной позицией. Который будет не только процветания своему Отечеству по слову Белинского, но и вкладывать все свои силы ума и таланта в процветание своего Отечества, а не в процветании своего кармана в чужом Отечестве.

Ибо по - прежнему актуальны слова Ивана Андреевича Крылова написанные почти 200 лет назад: " Кто с пользою Отечества трудится, тот с ним легко не разлучиться,

А кто полезным быть способности лишён, чужая сторона тому всегда приятна".