Формирование коммуникативной компетенции через экскурсионно-краеведческую деятельность

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство


Притча

Это произошло давным-давно. В одном городе жил мудрец. Все люди города обращались к нему с вопросами, и на все он давал свой мудрый ответ. Как-то один человек решил перехитрить мудреца. Поймал он бабочку, легко зажал ее в свой кулак и пошел к мудрецу. Думает: “Спрошу я: какая у меня в руке бабочка – живая или мертвая? Если мудрец, скажет, что живая, то я зажму сильнее кулак, придавлю ее и покажу, что вот, мол, мертвая. А если мудрец скажет, что мертвая, то выпущу ее, пусть летит”. Так и сделал: поймал человек бабочку и пошел к мудрецу. Пришел и говорит: “Мудрец, ты у нас все знаешь, тогда скажи, живая у меня в руке бабочка или мертвая?” Мудрец подумал и сказал: “Все в твоих руках”. (слайд № 1)

Можно сказать, что воспитание подрастающего поколения находится в наших руках.

В настоящее время в связи с ориентацией на поликультурное образование в мире в целом, и в России, в частности, возникает необходимость обратиться к изучению культуроведческих основ. При этом возникает задача воспитания  личности, осознающей себя культурно-историческим субъектом.

Целью образования становятся не просто формирование знаний и умений, а определённых качеств личности.

Развитие деловых и личных контактов, расширение и укрепление экономических и культурных  связей между народами выдвигают перед школой на первый план задачу – воспитание человека, главным достоянием которого являются общечеловеческая культура и общечеловеческие ценности. Конец XX века начало XXI века с мощной компьютеризацией, спутниковым телевидением и стремительным развитием электронных средств коммуникации постепенно стали превращать планету Земля в «коммуникативную и поликультурную коммунальную квартиру», в которой все страны и народы находятся в большой зависимости друг от друга, и без их способности сотрудничать друг с другом и находить совместные решения глобальных проблем перспективы развития человечества весьма проблематичны. Вот почему на пороге нового тысячелетия достаточно быстро возникли идеи об обучении межкультурному общению.

Эта задача непосредственно связана с проблемой взаимопонимания людей, их духовной связи и поиска общих путей осуществления прогресса. Одним из путей решения данной проблемы может быть гуманизация  образования, то есть приобщение учащихся к культурному наследию и духовным ценностям своего народа и других народов мира.

Образование – это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей. Содержание образования черпается и пополняется из наследия культуры. Если содержанием образования становится культура, то инструментом формирования компетенции становится культуроведение.

Культура- понятие необыкновенно широкое и исторически изменчивое.

Наиболее близким является  определение Сепира, согласно которому культура может быть кратко определена «… как цивилизация, взятая в той мере, в какой она воплощает в себе национальный дух».

Если учесть, что любой опыт приобретается человеком только в деятельности, а не в процессе симуляции, то способность к межкультурной коммуникации может стать результатом лишь интенсивной познавательной деятельности учащегося. Важен поиск выхода за пределы классной комнаты, школы - организация проектной работы, туризм, экскурсионная работа.

Коммуникативная компетенция – это способность и готовность к адекватному взаимодействию в ситуациях межкультурного общения.

Мы понимаем термин компетенция (от лат. Competentis- способный) как совокупность знаний, навыков, умений, формируемых в процессе обучения.
Под именем языка мы преподаём культуру (Кащук С.М.)

Целеполагающей основой преподавания национальной культуры является формирование ключевых компетентностей учащихся – способности и готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. В культуроведении нет готовых решений, догм, оно проблемно заострено, апеллирует к интеллекту, поднимает обучение на качественно новый уровень. Краеведение в настоящее время, по определению академика Д. С. Лихачёва, — «самый массовый вид науки».

Применение материала о народной культуре разнообразно: это использование жанров устного народного творчества; использование изделий декоративно-прикладного искусства как средства наглядности с целью развития связной речи школьников. Выбор произведений народной культуры в качестве дидактической основы и средства формирования культуроведческой компетенции определен их важным воспитательным потенциалом.

Формирование культуроведческой компетенции – процесс достаточно длительный.

Любовь к родине, народу, истории своей страны важно прививать с детства. Экскурсионная работа способствует развитию у учащихся любознательности, познавательных интересов, собирательской активности, увлечению наукой.

Чтобы работа была эффективной, обогащала знания учащихся, необходимо спланировать ее так, чтобы были учтены интересы и запросы различных категорий учеников.

Изучение родного края  мы рассматриваем как систему, в которой могут развиваться несколько направлений: географическое, историческое, литературное, природоведческое, экологическое и др. Все они являются элементами единого комплекса и тесно связаны между собой как по содержанию, так и по форме.

Познание родной культуры должно носить системный, плановый характер. Его содержание, тематика, формы и методы определяются с учетом возрастных особенностей учащихся.

Изучение Москвы немыслимо без экскурсионной деятельности. Дети должны знать свой город, чтобы полюбить его. В связи с профильным обучением в старших классах, связанных с профессией гида – переводчика, экскурсионную работу необходимо начинать уже с первого класса. Перед педагогами встаёт вопрос, как построить экскурсии соответственно возрасту детей.  В этой работе используются следующие методы: объяснительно- иллюстративный; инструктивно-репродуктивный; проблемное обучение (проблемное изложение, частично-поисковый, научно-исследовательский); сопоставление обучающих моментов с интересами и потребностями учащихся.Мы по-разному относимся к прошлому. Но главное - мы обязаны его знать, обязаны помнить. Но и прошлое будет жить только тогда, когда есть традиции его сохранения.

Игра-викторина со зрителями. (слайд № 14 -22)

Ответы на вопросы викторины:

  1. 20
  2. Нулевой меридиан или нулевой километр дорог России
  3. Дом – музей художника Васнецова
  4. улица Венецианова
  5. Тверской бульвар (872 м)
  6. Славянский бульвар, 177 станция

Приложение 1.