Мастер-класс "Использование инновационных технологий в образовательном процессе"

Разделы: Начальная школа


Цель: распространение опыта работы учителя по использованию инновационных технологий.

Оборудование: конверты с заданиями.

Ход мастер-класса

I. Вступление.

С 1998 года я работаю по системе развивающего обучения Л.В. Занкова.

От традиционной системы она отличается дидактическими принципами:

  • Обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности.
  • Ведущая роль теоретических знаний.
  • Быстрый темп прохождения учебного материала.
  • Осознание процесса учения.
  • Целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся класса, в том числе и слабых.

В 1996 году я прошла курсы повышения квалификации по теме “Современные образовательные технологии”. Познакомившись с адаптивной системой Николая Петровича Капустина, в основе которой лежит технология развивающего метода, я увидела, что развивающая система Занкова и АСО Капустина не противоречат друг другу, а гармонично накладываются одна на другую.

Цель развивающей системы научить всех и научить хорошо. Достичь этой цели помогают тренажи Всеволода Николаевича Зайцева.

Мы сталкиваемся с тем, что нагрузка на детей возрастает, дети мало двигаются, поэтому я считаю, что невозможно представить урок без применения здоровьесберегающих технологий.

Таким образом, в процессе моей работы сложилась собственная методика, представляющая собой гармоничное сочетание вышеназванных технологий.

Практическое применение этих технологий я попытаюсь вам показать.

II. Основная часть.

Развивающая система по АСО предполагает наличие на уроке следующих элементов.

  1. Организация парной и групповой работы.
  2. Рефлексия и самоконтроль на каждом этапе урока.
  3. Высокая мотивация и эмоциональная сопричастность.
  4. Наличие самостоятельного и творческого задания.

Сейчас попробуем на практике отработать каждый из этих элементов.

1. Групповая и парная работа предполагает, что дети могут сидеть как обычно и работать в паре, или по 4, 5 человек в группе – это зависит от цели урока.

- Повернитесь друг к другу, улыбнитесь друг другу. Скажите друг другу добрые слова.

- Что сейчас произошло? (каждый из вас активно общался.)

Посмотрите, как можно работать в паре с использованием технологии Зайцева на уроке математики. На уроке я использую карточки-сорбонки. (См. Приложение) Договоритесь, кто будет учеником, кто учителем. Поднимите руки учителя, возьмите красный конверт, достаньте карточки. Поднимите руки ученики. В течение 30 секунд ученики должны дать ответ на все 10 карточек. Внимание, начали. Стоп. Учителя запомните, сколько ошибок допустил ученик, или нет ошибок. Меняемся ролями. Ещё 30 секунд. Запомните, сколько ошибок допустил ученик, или нет ошибок.

После этого проводится рефлексия – это значит, ребёнок должен оценить свою работу сам или дети должны оценить друг друга. Для этого необходимы критерии. В данном случае это будет количество правильных ответов за 30 секунд. Давайте обсудим.

Нет ошибок “5”, 1 ошибка “4”, 2 ошибки “3”. Обсудите, кто получил “5”, “4”, “3”.

- Какова цель самоконтроля? (каждый ребёнок получил оценку)

- В чём особенность карточек?

  • Таблицу умножения повторил каждый ребёнок;
  • Карточки концентрируют внимание только на тех элементах таблицы, которые ещё не освоены;
  • Карточки раскрепощают память в процессе игры, что обеспечивает более лёгкое запоминание;

- Когда вы работали друг с другом, вы волновались?

Таким образом, созданы комфортные условия при проведении устного счёта, при проверке таблицы умножения.

Работу в парах можно организовывать и на других уроках. Цель, которую я ставлю, вовлечь всех детей в активную познавательную деятельность в течение всего урока.

2. Следующий элемент адаптивного урока – работа в группах. Работая в группах, мы рассмотрим особенности учебника математики под редакцией И.И. Аргинской 2класс, по развивающей системе Занкова.

На уроке, работая в группе, каждая группа получает карточку-задание. Задание для каждой группы одинаковое. Отводится на работу определённое время – 10минут. Вырабатываются специальные требования. По команде учителя группы начинают работу, по команде заканчивают. Первые, закончившие работу, начинают отвечать, остальные внимательно слушают так как должны дополнить ответ, а не повторить то, что сказала первая группа, или исправить, или согласиться с ответом. Главное в работе не повторять ответы.

- Возьмите жёлтый конверт. Достаньте карточку. Познакомьтесь с заданием. Даю 5 минут. Группа, которая выполнит задание первой, поднимет руки.

Карточка.

  1. Откройте стр. 47 №115;
  2. Прочитайте задачу.
  • Раньше в нашей стране были такие монеты: 1к, 2к, 3к, 5к.
  • Теперь их собирают коллекционеры.
  • Маше подарили для коллекции монеты, всего на 6 копеек. Сколько и каких монет ей могли подарить?
  1. Откройте стр. 51 №125;
  2. Прочитайте задачи.
  • Маше подарили для коллекции 6 копеек несколькими монетами. Какие монеты она могла получить?
  • Маше подарили для коллекции 6 копеек четырьмя монетами. Какие монеты она могла получить?
  1. Откройте стр. 55 №133;
  2. Прочитайте задачи.
  • Девочке для коллекции дали 6 копеек тремя монетами. Какие это могли быть монеты?
  • Девочке для коллекции подарили 6 копеек тремя разными монетами. Какие это могли быть монеты?
  1. Сравните задачи.
  2. Почему эта задача повторяется в учебнике несколько раз?

- Какие варианты ответов?

Задача усложняется, видоизменяется, идёт развитие логического мышления учащихся. Здесь работает один из принципов “Обучение на высоком уровне трудности, с соблюдением меры трудности”. Работа в группе помогает ребёнку, который не может справиться самостоятельно с заданием, справиться с заданием в сотрудничестве с детьми.

Физминутка.

“Вновь у нас физкультминутка”
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.

Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.

Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.

3. Переходим к третьему элементу адаптивной системы.

“Высокая мотивация, эмоциональная сопричастность”.

Как это происходит?

- Перед вами была поставлена проблема.

- Ребёнок чувствует себя в группе комфортно.

Цель этого этапа, обеспечить познавательную активность каждого ребёнка. Каждый ребёнок получает оценку. Всё это приводит к высокой мотивации и эмоциональной сопричастности. Ребёнку на уроке комфортно. 

4. Следующий элемент АСО. “Наличие самостоятельной и творческой работы”. (Творческая работа может быть совершенно любая)

Работаем в группах. Соберите треугольник, чтобы получилось слово.

Проверьте, что должно получиться. Поставьте оценку за работу в группе.

Сколько оценок получил каждый из вас на уроке. Можно выставить итоговую оценку.

5. Будет ли такой урок здоровьесберегающим? Откройте синий конверт, достаньте карточку.

Критерии здоровьесберегающего урока.

  • Комфортная обстановка на уроке.
  • Познавательная активность на каждом этапе урока, для каждого ребёнка.
  • Смена видов деятельности.
  • Эмоциональная разрядка на уроке.
  • Наличие физминутки.

Поставьте + или – напротив каждого из критериев. Соблюдались ли критерии на таком уроке?

III. Заключение.

Уважаемые коллеги, большое спасибо за активную работу, помощь и поддержку. Искренне надеюсь, что наше занятие заинтересовало вас, и вы сможете некоторые элементы АСО использовать на своих уроках.

Приложение