Создание здоровьесберегающей среды на уроках начальной ступени образования

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является школа, т.к. более 70 % времени его бодрствования связаны со школой. Школа - один из первых социальных институтов, с которым сталкивается человек в процессе своего биологического и социального становления. В последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей. Все это заставляет не только задуматься, но и бить тревогу, поскольку через школу проходит все население, и на этом этапе социализации личности формируется индивидуальное здоровье детей, а значит и всего общества. Малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса, несбалансированное питание, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, неблагополучная экологическая ситуация являются главными причинами этому.

Проанализировав данные медицинского работника нашей школы, оказалось, что за период обучения у 35% детей начальной школы ухудшилось состояние здоровья. У 22,5% школьников оказались изменения опорно-двигательного аппарата, у 16,5% ухудшилось зрение. 10 человек болели в течение года 4 раза. По наблюдениям и проведенным в конце года тестам оказалось, что у 10 человек тревожное состояние, 3 ребенка проявляет агрессию по отношения к одноклассникам. Поэтому возникла необходимость изменить условия и организацию учебно-воспитательного процесса. Для сохранения и восстановления здоровья детей выбрана технология раскрепощенного развития детей, разработанная физиологом В.Ф. Базарным, отличительной чертой, которой является то, что основное внимание обращено главным образом, на учащихся начальной школы. Цель эксперимента апробировать здоровьесберегающую технологию и проанализировать динамику развития ребенка в начальной школе.

Положительного результата, добиться можно только решая проблему комплексно, через развитие и сохранение здоровья всех участников образовательного процесса.

В практике существует множество определений понятия "здоровье". Я в своей деятельности руководствуюсь определением данного понятия, предложенным ВОЗ: "Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков".

1. Соматический компонент - включает в себя генотип, обмен веществ, уровень физического развития, функционирование систем организма.

2. Социально-личностный компонент - включает в себя социально обусловленные свойства психики человека, обеспечивающие выполнение различных социальных ролей, социальную адаптацию.

3. Индивидуально-психический компонент - включает в себя состояние психической сферы, душевного комфорта.

4. Духовно-нравственный компонент - включает в себя комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система нравственных ценностей.

Гипотеза.

Если использовать комплекс спортивно-оздоровительных мероприятий в ходе внеклассной, урочной и внеурочной работы в начальной школе, то снизится заболеваемость среди учащихся, стабилизируется уровень нервно-психического напряжения; увеличится залог счастливой и благополучной жизни ребёнка.

Объект.

Система образования в младшем школьном звене через здоровьесберегающие технологии.

Предмет.

Пути и способы сохранения и укрепления здоровья учащихся в процессе создания здоровьесберегающей среды в образовательном процессе.

Этапы реализации программы:

1. Подготовительный 2004-2005 учебный год.

  • Анализ и обобщение психолого-педагогической, специальной и методической литературы.
  • Выполнение творческих заданий, учебных и научных исследований.
  • Составление блока диагностик по обеспечению здоровьесберегающих технологий.

2. Основной 2005-2006, 2006-2007 учебные года.

  • Разработка и апробация физкультурно-оздоровительной программы, направленной на повышение двигательной активности и улучшения состояния здоровья школьников "Создание здоровьесберегающей среды на уроках начальной ступени образования"
  • Проведение специальных профилактических мероприятий, направленных на предупреждение патологии опорно-двигательного аппарата, острых заболеваний и эмоционального напряжения.
  • Формирование умений младших школьников управлять своим физическим и психическим состоянием.
  • Промежуточная диагностика состояния здоровья.
  • Отработка и коррекция программ проекта.

3. Заключительный 2007-2008 учебный год.

  • Продолжение работы над программой проекта.
  • Заключительная диагностика учащихся начальной школы.
  • Выводы, обобщение результатов эксперимента.
  • Распространение опыта по проекту.

Цели и задачи:

Управленческие:

  • Создание условий, позволяющих избежать переутомления учащихся.
  • Разработка комплексных мероприятий, направленных на сохранение здоровья ребёнка в условиях массового обучения.

Личностные:

  • Активизация защитных сил организма учащихся.
  • Выработка устойчивой правильной осанки.
  • Укрепление и развитие зрительного анализатора, профилактика близорукости.
  • Формирование готовности и умения вести здоровый образ жизни.
  • Чтобы данная программа была рациональной, необходимо хорошо знать здоровье детей, следить за изменениями в состоянии их здоровья, видеть проблемы, поэтому я 2 раза в год провожу мониторинг состояния здоровья учащихся.

Мониторинг проводится по трем направлениям:

  • физическое здоровье учащихся (соблюдение ЗОЖ, данные медицинских осмотров, двигательная активность);
  • психическое здоровье учащихся (оценка уровня тревожности, развитие познавательных процессов, самооценка);
  • социальная адаптация учащихся (оценка уровня комфортности).

Необходима комплексная работа по сохранению и укреплению здоровья

ПРОГНОЗИРУЕМАЯ МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА:

  1. Физически, нравственно, духовно здоровая личность.
  2. Осознание необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности как условий благополучного существования человека.
  3. Правильная организация своей жизнедеятельности.
  4. Стойкий интерес к познавательной и двигательной деятельности.
  5. Устойчивый интерес к регулярным занятиям физическими упражнениями.
  6. Потребность в самостоятельной двигательной активности.
  7. Самоконтроль, личностное саморазвитие.
  8. Творческая продуктивность.

ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ:

  • Снижение ОРЗ у учащихся.
  • Положительная динамика психологического состояния.
  • Стабилизация заболеваний "близорукость" и "дальнозоркость"
  • Снижение заболеваний опорно-двигательной системы.
  • Повышение приоритета здорового образа жизни.
  • Повышение уровня самостоятельности и активности школьников в двигательной деятельности.
  • Повышение уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения;
  • Повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников
  • Поддержка родителями деятельности школы по воспитанию здоровых детей.

ПРИНЦИПЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ:

Важнейший из принципов здоровьесберегающих технологий "Не навреди!" Да, важно дать школьнику максимальный объём знаний, но важно уметь соблюдать оптимум для каждого ученика, в каждых конкретных условиях.

Принцип сознательности - нацеливает на формирование глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.

Принцип систематичности и последовательности - проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Регулярность, планомерность, непрерывность в учебно-воспитательном процессе на протяжении всего периода обучения в общеобразовательной школе обеспечивает принцип системности.

Принцип активности - предполагает в учащихся высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативности и творчества. Двигательная активность школьников в течении дня не соответствует двигательному оптимуму и совершенно недостаточна для нормального развития растущего организма, поэтому соблюдение принципа активности в педагогической практике современного педагога позволяет организовать занятия таким образом, чтобы не вредить здоровью детей.

Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья школьника в процессе обучения.

СИСТЕМА МЕРОПРИЯТИИЙ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ОЗДОРОВЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Современные школьники, как и взрослые, не считают свое здоровье важнейшей жизненной ценностью. Важно, чтобы и взрослые и дети владели знаниями способов, средств и факторов, укрепляющих здоровье, имели потребность применять эти знания в жизни, заботились о своем здоровье и здоровье окружающих людей, с этой целью проводятся - уроки здоровья. (приложение 1)

Задачи данного этапа:

  • научить ребенка методам эмоционального сенсорного восприятия и оценки себя и окружающего мира;
  • научить ребенка практическим методам самостоятельного принятия решений, ориентированных на собственное здоровье;
  • познакомить с основами безопасного поведения в самых различных ситуациях.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ:

Первое направление предусматривает профилактику близорукости.

Известно, что основной объем информации дети получают через зрительный анализатор. При этом установлено, что эффективность зрительного восприятия повышается в условиях широкого пространственного обзора. Отличительной особенностью методики обучения детей в режиме "зрительных горизонтов" является то, что дидактический материал размещается на максимально возможном от детей удалении.

В различных участках класса на стене фиксируются (либо подвешиваются) привлекающие внимание яркие зрительные сигнальные метки. Ими могут служить красочные картинки. Располагать их нужно в 4- х углах. Картинки целесообразно подбирать с таким расчетом, чтобы вместе они составили единый зрительно-игровой сюжет, например, из известной сказки.

Один раз в две недели картинки меняются на новые. С целью повышения эффективности упражнений по активизации чувства координации и равновесия, выполнять их нужно только в положении "стоя". Под счет 1, 2, 3, 4; 4, 3, 2, 1; 2, 1,4, 3 и т.д. дети быстро поочередно фиксируют взгляд на указанных зрительных метках, сочетая при этом движения головой глазами и туловищем. Продолжительность - 1 -1,5 минуты.

Режим дальнего зрения (зрительные горизонты должны быть раздвинуты как можно шире; в школе необходимо освободить окна от штор, что мешает глазу ребёнка).

img5.jpg (19380 bytes)

  • Упражнения для тренировки зрения
  • Расширение периферического зрения
  • Глазодвигательная гимнастика
  • Упражнения для снятия утомления зрения .

Вторым направлением предусмотрены профилактика и коррекция психоневрологических нарушений. Во всех классах введен курс занятий, направленных на развитие различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и ее эмоционально-личностной сферы). На таких занятиях дети обучаются выражать свои эмоции, обучаются выразительным движениям для того, чтобы научиться преодолевать барьеры в общении, лучше понимать себя и других, снимать психическое напряжение, создавать возможности для самовыражения, Специальные игровые занятия направлены на совершенствование внимания, памяти, воображения. Такие занятия проводятся психологом школы.

Третье направление включает правильность организации режима учебного процесса. Ведь если в режиме не учитывается динамика работоспособности в течение дня и недели, то это ведет к развитию ранней утомляемости и переутомления, уменьшает эффективность урока и увеличивает время на приготовление домашних заданий. Поэтому при составлении расписания учитывается работоспособность детей в каждый из дней, каждый из уроков и трудность предметов.

Четвертое направление предусматривает проведение внеклассных, дополнительных и самостоятельных занятий физическими упражнениями, соревнования, игры, турниры, походы и конкурсы, содействующие физкультурному образованию, здоровью, и удовлетворяющие биологическую потребность детей в движении.

Пятое направление предусматривает формирование осанки. Значение красивой осанки трудно переоценить: здоровый позвоночник, правильно сформированная грудная клетка, хорошо развитые мышцы являются не только признаком стройной и красивой фигуры, но и залогом физического здоровья и психологического благополучия. Формирование осанки - процесс длительный, начинающийся с первого года жизни и завершающийся только к 20-25 годам.

Хорошую осанку, как и любую другую привычку, можно и нужно воспитывать. Но, без посторонней помощи, без положительного примера, без постоянного контроля со стороны взрослых ребенок вряд ли сможет выработать привычку правильно держать свое тело. Много труда нужно вложить в маленького человека, чтобы он вырос здоровым и красивым, сильным и умным. Для профилактики и коррекции нарушений осанки используется корригирующая гимнастика, позволяющая формировать правильную осанку и стабилизировать имеющиеся функциональные нарушения позвоночника.

Учебные занятия в классах проводятся в режиме смены динамических поз, для чего использую специальную мебель с наклонной поверхностью -конторки. Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть - стоит за конторкой. Организм ребенка сам тянется к, тому, что для него желательно. Дети меняют позу через 15-20 минут или по своему желанию занимают свободное место, меняя позу.

  • Гимнастика до занятий
  • Физкультминутки
  • Правильная посадка за партой

Шестое направление предусматривает профилактику плоскостопия:

  • Комплекс упражнений
  • Ходьба по неровной поверхности
  • Ходьба по массажным коврикам

Практические советы доктора медицинских наук Владимира Филипповича Базарного помогают мне в создании здоровьесберегающей среды на уроках и внеклассных мероприятиях.

1. Ребёнок должен как можно больше двигаться.

Обязанность взрослых - не ограничивать естественную свободу детей. Помните, движение что воздух. Нет воздуха - мы задыхаемся. Нет движения - тело увядает, мысль не работает, психика угасает.

2. Не усади!

Для обеспечения сообразного природе ребёнка режима работы необходимо не усаживать его с раннего детства за стол, а предоставить ему возможность работать, жить, в режиме телесной вертикали. Для этого следует использовать рекомендуемые нами конторки.

3. Никакой преграды глазу ребёнка!

Ребёнку необходим режим дальнего зрения, его зрительные горизонты должны быть раздвинуты как можно шире.

4. Да здравствует рукотворчество!

Ребёнок должен постоянно творить свой мир своими руками (лепка, рисование, конструирование и т.д.)

5. "Нам песня строить и жить помогает:"

Если вы хотите, чтобы Ваш ребёнок вырос здоровым, психически устойчивым, нравственно защищённым, пусть он как можно чаще поёт!

6. Образы управляют миром.

Ребёнок должен постоянно совершенствоваться в художественно-образной речи.

Вывод

Применение в учебном процессе здоровьесберегающих технологий способствует:

  • Созданию положительного эмоционального фона и атмосферы психологического комфорта, ситуаций успеха, укрепляющих уверенность в своих силах;
  • Повышение уровня успеваемости и эффективности учебного процесса (см. приложение 2);
  • Сохранению и укреплению физического здоровья детей (см. приложение 2);
  • Умению давать более распространенные ответы на вопросы анкеты (приложение 3)
  • Позволяет привлечь дополнительные средства родителей и спонсоров, путем включения родителей в общую задачу улучшение здоровья детей.

Я считаю, что школа не должна подменять собой поликлинику, а, прежде всего, содействовать сохранению здоровья своими методами, такими как строгим соблюдением санитарно-гигиенических условий обучения, нормированием учебных нагрузок, применять образовательные технологии с учетом возрастно-физиологических возможностей ребенка, организовать благоприятный эмоциональный и психологический фон занятий. Школа должна сформировать потребность у учащихся и педагогов в сохранении, укреплении и развитии здоровья.