Театрализованное представление по мотивам русских народных праздников, традиций "Возвращение к истокам"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство

Классы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: Рождество, Масленица, Пасха, Троица


На сцене висит солнце; стоит стол, на столе самовар и угощение для Коляды; макет березы.

Действующие лица:  
Иван, Марья, Хозяин, Хозяйка, Дети, Скоморохи, Коляда,

Девушки.

Педагог: Добрый день девочки и мальчики, добрый день уважаемые гости! Мы очень рады приветствовать вас на нашем представлении.

Издавна на Руси справлялось множество обрядовых праздников, и значение их было очень велико. После распространения на Руси христианской веры многие языческие обряды сохранились в форме увеселений, обычаев, традиций… наиболее распространенными обрядами были: колядование, святочные гадания – святки. Праздник в народной среде представляли в образе крутящегося колеса – колеса времени (показывает на солнце). Какие народные праздники, ребята, знаете вы? В какое время года их празднуют? Вы слышали что-нибудь о празднике Семик (летние святки)? Давайте вместе посмотрим, как  проходили праздники и узнаем, что такое Семик.

На фоне песни Д.Тухманова «Россия»  на сцену выходят Иван и Марья, в руках у Марьи каравай.

Марья: Добрый день, гости дорогие. Звать-величать меня Марья.

Иван: Здравствуйте! Я - Иван. Рады приветствовать вас в нашей родной школе.

Марья: Хлеб да соль вам гости дорогие (кланяется ).

Иван:

Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину!

Марья:

Буднично, потрескивая сухо,
Ладанка дымилась так ужо…
И шептала бабка – повитуха:
«Даст господь – все будет хорошо!»

Иван:

Так рождалась жизнь! А с нею песня.
Чистый свет, живительный родник.
Шли они рука об руку вместе –

Марья, Иван (по очереди):
Любовь, жизнь, песня – так народ привык!

На сцену выходят девочки в народных костюмах, они баюкают кукол и исполняют колыбельную песню на стихи А.Майкова.

Спи, дитя моё, усни!
Сладкий сон к себе мани:
В няньки я тебе взяла
Ветер, солнце и орла.

Улетел орёл домой;
Солнце скрылось под водой;
Ветер, после трёх ночей,
Мчится к матери своей.

Ветра спрашивает мать:
«Где изволил пропадать?
Али звёзды воевал?
Али волны всё гонял?»

«Не гонял я волн морских,
Звёзд не трогал золотых;
Я дитя оберегал,
Колыбелечку качал!»

(На фоне музыки.)

Иван: Очень точно подметил Н.В.Гоголь « Под песни баб пеленается, женится, хоронится русский человек»

Марья: Фольклорное богатство народа – это его духовное богатство. В нем отражены не только широта и щедрость русского характера, но и тайна его непобедимости.

Иван: Чувство личности, чувство человеческого достоинства немыслимо без национального самосознания, основанного на ощущении духовной связи с родным народом.

Марья: Другая существенная  глубинная идея русского национального сознания – идея семьи как частицы единого рода. Не случайно с древних времен наши мудрые предки наставляли своих питомцев хранить веру, почитать старших, служить государству и главное – учили, как нести все эти чувства в семью, как строить свой «внутренний храм» и семейный дом.

Иван: В народной жизни будни чередовались с праздниками и были наполнены их ожиданием. На праздник собираются все, и все в нем участвуют.

Марья: Для нас символичным является совпадение начала учебного года и православного новолетия.

(Звучит песня «Коробейники» и на ее фоне говорит Иван.)

Иван: Окончив жатву, убрав последнюю копну с поля, праздновали на Руси праздник «Осенины». Дети забирали последний сноп себе, делали из него маленькие снопики и обходили дворы.

Выходят дети в русских народных костюмах, в руках у них колоски.

Дети (говорят по очереди):

Осень, осень на порог.
Осенинщикам - пирог!
За наше терпение
Всем угощение!
Мы пирог поели – еще захотели.
Осень, осень
Сноп последний носим.
Приходи с ливнем,
С хлебом обильным,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С толокой, обмолокой,
Золотым венцом.

Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят:

Хлебушко, расти,
Времечко, лети!
До новой весны,
До нового лета,
До нового хлеба!

Исполняется песня «Коробейники».

Звучат колокольчики, слышен скрип полозьев.

Марья:

Введенье пришло,
Зиму в избу привело,
В сани коней запрягло,
В путь-дорожку вывело.

Иван:

Лед на речке вымело,
С берегом связало,
К земле приковало.

Марья:

Малых ребят, красных девчат
На сани усадило,
По ледянке с горки прокатило.

Иван: Начинались традиционные зимние праздники.

На сцене за столом сидят Хозяин с Хозяйкой.

Хозяйка:

Ай во боре, во боре
Стоит сосенка на горе.

Хозяин:

 Ой, Овсень, ой коляда,
Приходите к нам сюда!

Коляда:

Скок на крылечко,
Бряк во колечко
Дома ли хозяйка?

Хозяйка:

Просим в избу:
Красному гостю – красное место.

Коляда исполняют колядки:

Коляда-Маледа
Накануне Рождества.
Тетенька, добренька,
Пирожка-то сдобненька
Не режь, не ломай,
Поскорей подавай!
Двоим-троим,
Давно стоим.
Печка-то топиться,
Пирожка-то хочется.
Коляда-коляда,
Соломенная борода!
Ты, хозяин-мужичок,
Открывай сундучок,
Подавай пятачок

Сею, сею, посеваю,
С Новым годом поздравляю!
Счастье будет вам горой!
Урожая воз большой!
Уродись у вас пшеничка,
И горох, и чечевичка.
На столе всегда пирог,
Легких вам всегда дорог!
С новым годом, с новым счастьем
Хозяин и Хозяюшка!
Жить вам вместе лет до двести!

Хозяин и Хозяйка угощают Коляду козулями, а они зрителей.

Звучит «Комаринская», на сцену мальчик выносит карусель (шест, к которому привязаны разноцветные ленты, за ленты держатся дети) и начинает раскручиваться вместе с детьми. Выбегают два скомороха.

1 Скоморох:

Здравствуйте, гости,
Милости просим!

2 Скоморох:

Масленицу широкую открываем,
Веселье начинаем!

1 Скоморох:

Улыбайтесь во весь рот
Все, кто масленицу ждет!

2 Скоморох:

А для доброго люда
Настроено повсюду

1 Скоморох:

Каруселей расписных,
Лотков для угощений.

2 Скоморох:

Масленица-кривошейка
Встретим тебя хорошенько:

1 Скоморох:

С блинами, с каравайцами,
С вареничками,

2 Скоморох:

С сыром, маслом, калачом
И с печеным яйцом.

(Исполняется песня «Ой, Масленица-кривошейка».)

1 Скоморох:

Наша Масленица дорогая
Ненадолго к нам пришла.

2 Скоморох:

Мы думали – на 7 недель,
Оказалось – на 7 дней.

1 Скоморох:

Обманула, провела
Нагуляться не дала!

2 Скоморох:

Ты прощай, прощай,
Наша Масленица.

1 Скоморох:

Ты прощай, прощай
Наша широкая.

2 Скоморох:

Идет матушка Весна –
Открывайте ворота.

Звучат пасхальные песнопения.

Марья:

Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес…
Христос воскрес! Христос воскрес!

Иван:

С полей уж снят покров снегов,
И реки рвутся из оков,
И зеленеет ближний лес…
Христос воскрес! Христос воскрес!

Марья:

Вот просыпается земля,
И одеваются поля,
Весна идет, полна чудес!
Христос воскрес! Христос воскрес!

Иван:

Звонко капают капели
Возле нашего окна.
Птицы весело запели,
В гости пасха к нам пришла.

Марья: Пасха считалась «праздником праздников» и всегда отмечалась торжественно и весело.

Иван: В пасхальную ночь в церковь шли все. Около церквей зажигались костры, цветные фонарики. В полночь начинался крестный ход – обход церкви с крестом, иконами и хоругвями.

Марья: Одним из символов праздника является яйцо, символ зарождающейся жизни.

Иван: Пасха – семейный праздник, но в гости ходили обязательно – христосоваться.

Показывают этот обычай (чокаются яйцами и целуются три раза).

Марья:

Хвалите Господа с небес
И славьте, человеки!

Иван:

Воскрес Христос! Христос воскрес!
И смерть попрал вовеки!

Слышен шум леса, кукушка. Иван выносит макет березы на середину сцены.

Марья: Праздник цветения молодой растительности называли наши древние предки Семик. Семик – седьмой четверг весеннего полнолуния, а также этот период назывался  «русальная» или «гряная» неделя.

Иван: Семик продолжался неделю. Чествовали и славили цветущую землю. Береза была символом расцветшей природы, ее красоты.

Марья: В первые дни праздника девушки шли в рощу «завивать» березки, исполняя при этом песенки-заклинания:

Как в семик венки
Ой, завивали,
Что во троицу,
Ой, развивали.

На сцену выходят девушки в руках у них венки. Девушки исполняют танец-хоровод «Во поле береза». В конце танца девушки попарно целуются через венок и вешают его на березу.

Девушка 1:

Ой, березка моя зелененькая,
Кудреватая, веселенькая,
Близ тебя, березонька, -
Трава шелковая.

Девушка 2:

Под тобой, березонька, -
Вода ключевая.
На тебе, березонька, -
Соловьи поют.

Девушка 3:

Вокруг тебя, березонька, -
Красны девушки хоровод ведут.
Хоровод ведут, да песни поют.

Исполняется песня «Утушка луговая».

Звучит музыка песни «Россия, Русь, храни тебя, храни». На сцену выходят все участники представления.

Хозяйка: Необозримый простор полей, звон колосьев тугих, синева чистого неба, пение высоко парящего жаворонка.… Это – Россия.

Скоморох: А вот деревенская церквушка, блеск куполов над храмом, звон колоколов.… Это – Россия.

Марья:

Россия! Русь!
Куда я не взгляну…
За все твои страдания и битвы…
Люблю твою, Россия, старину,
Твои леса. Погосты и молитвы.

Иван:

Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шепот ив у омутной воды
Люблю навек. До вечного покоя.
Россия! Русь!

Все участники: Храни себя! Храни!

Участники делают глубокий поклон.

Педагог: Вот и закончилось наше представление (см. Приложение 1). Ребята, вы теперь знаете, что такое Семик. Да, без корней не живет и не растет дерево. Знание исторических корней, понимание прошлого своего народа помогает нам любить своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относится к другим народам. Ребята, дома  предлагаю вам сделать поделки, нарисовать рисунки, которые ассоциируются у вас с данной темой и пополнить нашу выставку.

Литература

1. Ворошилова О.В. Русские фольклорные традиции. Волгоград: Учитель,2007.

2. Гурбина Е.А., Гурко М.В., Левина С.А. Технология 9кл. Волгоград: Учитель,2007.

3. Опарина Н.А. Уроки в начальной школе. Москва: Начальная школа,2005.

4. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Осенние праздники, игры и забавы для детей. Москва: ТЦ Сфера,1999.

5. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Зимние праздники, игры и забавы для детей. Москва: ТЦ Сфера,1999.

6. Рябцева И.Ю., Жданова Л.Ф. Приходите к нам на праздник. Ярославль: Академия развития,2000.

7. Шер Н.С. Родные поэты. Москва: Детская литература, 1986.