Интерьер и гигиена жилища

Разделы: Технология


Тема: Интерьер и гигиена жилого дома:

  1. Композиция в интерьере.
  2. Характерные особенности жилища.
  3. Коллекции, домашняя библиотека, картины.
  4. Виды уборок жилого дома.
  5. Веник – оберег хакасского жилища.
  6. Генеральная уборка кабинета технологии.

Цель: Познакомиться с особенностями жилища, с видами уборок жилого дома, с видами украшений интерьера, продолжить развитие экологического сознания, совершенствовать навыки культуры труда, развивать самостоятельность, продолжить воспитание аккуратности на примере народного творчества.

Тип урока: Приобретение новых знаний, их закрепление и применение.

Вид урока по форме проведения: комбинированный.

Межпредметные связи: краеведение, ОБЖ, экология.

Методы обучения: словесный.

Оформление классной доски: В центре - тема урока “Интерьер и гигиена жилого дома”, слева от центра - зашифрованная пословица:

Е 11 Н 2 Т 12 К 23 А 6 Н 21 Б 17 Д 10
З 16 О 24 Е 20 Т 28 М 26 Е 9 С 4 В 19
Е 27 Я 14- Я 32 А 3 С 31 М 25 Е 29 К 7
Т 5 Т 30 В 8 А 18 И 15 У 1 И 22 С 13

(У нас так ведется – изба веником метется).

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие учителя, проверка явки учащихся и их готовности к уроку.

2. Сообщение нового материала.

Жилой дом для каждого из нас – это место, куда мы возвращаемся после трудового дня. От того, какая обстановка в доме, зависит очень многое, и каждый старается сделать так, чтобы было уютно и удобно в нем.

Запишите в тетради тему урока: “ Интерьер и гигиена жилого дома”. Сегодня вы узнаете о понятии “композиция”. Кто-нибудь знает, что означает это слово, может вы с ним уже встречались на каком-нибудь уроке? (на уроках ИЗО, цельная основа рисунка, замысла).

Запишите определение: “Композиция интерьера - особое расположение и соотношение его составных частей: мебели, светильников, бытового оборудования”. Композиция позволяет создать индивидуальный облик жилого интерьера, ведь все люди абсолютно разные, и каждый старается обставить свой дом по своему вкусу и своим интересам.

При выборе или оформлении жилища особое внимание уделяют основным качествам интерьера. Запишите: “1. Качества интерьера: а) функциональные – разделение помещения по назначению; б) гигиенические – обеспечение нормальных гигиенических условий; в) эстетические – гармония вещей и пространства”

А теперь поговорим о том, как можно украсить интерьер. Каждая коллекция является предметом гордости семьи и ее стараются выставить на обзор и украсить ею интерьер. Домашним заданием было приготовить небольшие сообщения из жизни вашей семьи по теме “Коллекционирование”. Послушаем эти выступления.

Мы очень благодарны девочкам, которые рассказали о своих коллекциях. Запишите в тетради: “3. Декоративное украшение интерьера дома: а) коллекции; б) картины; в) домашняя библиотека”.

Но в доме может быть богатая обстановка, прекрасный дизайн, но все это со временем меркнет, если своевременно не приводить в порядок и не поддерживать чистоту. Как часто мы убираемся дома? (Каждый день, 2 раза в неделю). Все это правильно.

Продолжим запись в тетради: “4. Различают виды уборки: а) ежедневную (сухую); б) еженедельную (влажную); в) сезонную (генеральную)”

Девочки приготовили небольшие выступления по теме “Виды уборки” и мы их очень внимательно послушаем.

1-я учащаяся: Я расскажу вам о ежедневной уборке. Ежедневную уборку проводят регулярно. Любую уборку начинают с проветривания. Утром, встав с постели, не нужно торопиться заправлять ее, пусть она проветрится. Вещи за собой раскладывают по своим местам, обязательно вытирают пыль, подметают или пылесосят полы. Пищу не нужно оставлять открытой, посуду следует мыть сразу, не оставлять за собой.

2-я учащаяся: Влажную уборку проводят 1-2 раза в неделю. Чистят мягкую мебель, ковры с помощью пылесоса. Сырой тряпкой протирают батареи, подоконники и двери, чистят дверные ручки, моют комнатные растения. Полы моют с моющим средством.

3-я учащаяся: Генеральную уборку проводят 3-4 раза в год. Порядок наводится во всех помещениях квартиры и, если есть балкон, то и на нем. Обметают стены и потолки от пыли, чистят вентиляционные решетки. Из шкафов вынимают вещи, протирают влажной тряпкой внутренние стенки, полки, ящики, проветривают в течение нескольких часов. Не забудьте навести порядок в письменных столах. Моют и вытирают люстры, посуду, мелкие предметы, книги пылесосят, их корешки протирают. Постельные принадлежности проветривают, выколачивают матрацы, мягкую мебель и ковры. Моют подоконники, рамы, окна, батареи, двери, полы.

Спасибо, девочки, за ваши выступления. Итогом выступления учащихся будет шутливое стихотворение:

“Утром пыль вскричала:
- СОС!
И попала в пылесос”.

Перечислите, чем можно собрать пыль? (салфеткой, веником, пылесосом).

О чем эта загадка:

Хлопотун Егорка
Взялся за уборку:
В пляс по комнате пошел.
Оглянулся чистый пол? (веник).

А теперь задание, данное на доске. В таблице закодирован эпиграф нашего урока. Нужно самостоятельно определить шифр к заданию и выполнить его. Кто первым выполнит задание, запишет то, что получилось, на доске.

Мы привыкли относиться к венику, как к инструменту борьбы с мусором. А вы знаете, что к нему не всегда было такое отношение, и он считался оберегом жилища? Я предлагаю вам узнать о том, как относились хакасы к венику, из книги Бутанаева В.И. “Традиционная культура и быт хакасов”, открыв ее на странице 67.

3. Закрепление изученного материала.

Как внимательно вы прочитали текст, определит тест.

1. Из чего изготавливали веник хакасы?

А) из колючего кустарника; б) из лиственных деревьев.

2. Где находился веник в хакасском жилище?
А) за печкой; б) у двери на площадке; в) у двери у порога.

3. Куда выносили грязь хакасы?
А) на улицу; б) в помойную яму; в) в ведро.

4. Почему нельзя веник передавать в руки другого хозяина?
А) станут родственниками; б) станут друзьями; в) станут врагами.

5. Продолжить предложение: “Кто отрубит верх веника, у того ребенок станет…”.
А) плаксивым; б) несчастливым; в) немым.

6. Если веник хотели выбросить то, что делали?
А) разрезали его; б) ломали его; в) связывали его.

4. Практическая часть.

4.1. Вводный инструктаж. Прочитайте в учебнике “Технология” на странице 230 задание к практической работе.

Что нужно сделать в практической работе? (провести генеральную уборку в классе).

Для вас на доске записано распределение заданий каждой бригаде и заранее подготовленные списки бригад:

1-я бригада – вымыть столы и стулья кабинета;

2-я бригада – вымыть подоконники и батареи;

3-я бригада – вымыть шкафы, зеркала, полочки для цветов;

4-я бригада – вымыть стены и классную доску.

Давайте подумаем, какую технику безопасности нужно соблюдать при выполнении практической работы? (беречь руки от порезов, при выполнении работы на высоте нужно быть осторожным и обязательно кто-то должен страховать).

Запомните, чистота зависит не от количества использованной воды, а от качества сделанной работы.

4.2. Текущий инструктаж. (Проводится по мере выполнения работы). Следить за выполнением техники безопасности.

4.3. Заключительный этап. По окончании работы каждая бригада должна отчитаться за проделанный фронт работы перед учителем.

5. Заключительный этап.

Я предлагаю вам высказать мнения о том, что вы узнали сегодня на уроке.

Попробуйте оценить практическую работу, которую вы выполняли. Назовите положительные и отрицательные моменты генеральной уборки.

Учитель подводит итоги, объявляет оценки и информирует о домашнем задании.