Программа предпрофильного курса по физике для 9-х классов "Качественные задачи по физике в основной школе"

Разделы: Физика


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом Министерства образования России от 18.07.02 № 2783, сформулированы цели профильного обучения, среди которых - создание условий для дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ.

В целях ориентации школьников на выбор профиля обучения на старшей ступени предусматривается введение в 9-х классах основной школы предпрофильной подготовки. Для этого в базисном учебном плане выделяется 2 часа в неделю на специально организованные краткосрочные (от месяца до полугодия) курсы. Их цель - самоопределение учеников относительно профиля обучения в старших классах. Условно выделяют два типа курсов:

  • предметные;
  • межпредметные.

Основная задача предметных курсов - обеспечить глубину и прочность базовых знаний учащихся по основам наук. Именно они создают фундамент, на котором строится профильная “надстройка”. Предметные курсы по физике можно разделить на несколько групп, одной из которых являются курсы по решению физических задач. В данной программе предлагается один из вариантов организации предметного курса по решению качественных задач. Качественные задачи по физике создают условия для:

  • углубления и закрепления знаний учащихся;
  • повышения интереса учащихся к физике;
  • активизации восприятия ими материала;
  • проверки знаний и практических навыков учащихся.

Решение качественных задач способствует:

  • приобретению учащимися общеучебных умений (освоение способов анализа информации, приемов конструирования сообщения, способов
    совместной деятельности, и т.д.);
  • умению анализировать физические явления;
  • развитию логического мышления, смекалки, творческого воображения;
  • умению применять полученные теоретические знания для объяснения явлений природы;
  • подготовке учащихся к практической деятельности (обучение их решению учебных и жизненных проблем, умению учиться).

Качественные задачи - это задачи, на которых проверяется не натасканность ученика, а подлинное понимание им материала.

Таким образом, очевидна необходимость введения предметного курса по физике по решению качественных задач.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Содержание учебного материала

Всего часов

1.

Механика 5

2.

Тепловые явления. Молекулярная физика. 4

3.

Основы электродинамики. 3

4.

Оптика. 2

5.

Экскурсия. Подведение итогов. 2
Итого 16

Ведущая задача данного курса - способствовать осознанному решению учащимися качественных задач путем обучения их отдельным действиям, входящим в процесс решения качественных физических задач.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. МЕХАНИКА.

Основная цель - формировать умения решать специально подобранные задачи, иллюстрирующие особенности применения законов механики.

Изложение начинается с введения словосочетания “качественные задачи”. Ученикам сообщается, что качественные задачи появились в методической литературе свыше 200 лет назад. Однако среди методистов-физиков нет единодушного мнения об их наименовании и определении, потому что некоторые качественные характеристики явления находят свое объяснение в соответствующих количественных соотношениях. Но этот термин подчеркивает главную особенность всех задач такого типа - внимание в них акцентируется на качественной стороне рассматриваемого физического явления. Решаются такие задачи путем логических умозаключений, базирующихся на законах физики, математические вычисления при этом не применяются.

Далее рассматриваются особенности формулирования задач такого типа: ситуации описываются на житейском языке (частично или полностью). Следовательно, алгоритм решения качественных задач должен включать этап переформулирования текстов с житейского языка -на физический.

Для развития познавательной активности учащихся рекомендуется первые занятия посвятить решению качественных задач на основе текстов из сказок, поэтических и научно-популярных текстов, а также занимательным вопросам и задачам.

Тема 2. ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ. МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА.

Основная цель - формирование умений объяснять явления природы, реализация межпредметных связей с географией, биологией, химией.

Основное внимание следует уделить объяснению причин явлений, связи обучения с жизнью, развитию умений учащихся объяснять явления природы. Здесь положительное воздействие на развитие творческих способностей

учащихся может оказать использование художественных текстов на занятиях по физике. При этом важно придерживаться определенных методических требований, а именно, цитируемые тексты должны

  • быть связанными с конкретными вопросами курса физики,
  • отражать основной, а не второстепенный или дополнительный материал,
  • быть кратким,
  • способствовать созданию положительной мотивации к изучению физики (показывать значимость знаний по физике для жизни каждого человека).

Тема 3. ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОДИНАМИКИ.

Основная цель - ознакомление учащихся с фундаментальными понятиями и законами электродинамики, вооружение их методами научного познания в единстве с усвоением знаний и умений. Для активизации познавательной деятельности учащихся наряду с фундаментальными физическими понятиями и законами должны быть эксперимент как метод познания и метод построения моделей (гипотез).

Тема 4. ОПТИКА.

Основная цель - способствовать формированию умений решать качественные задачи с применением законов света и навыков практического применения основных законов и понятий в оптических приборах.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ урока

Содержание учебного материала

Кол-во часов

Методические рекомендации

ФОНД

  Механика

5

   

1-2

Прямолинейное равномерное движение. Относительность движения. Прямолинейное неравномерное движение.

2

[1] № 12-14, 17-19, 44-45, 54; [8] №2; Общеклассная и парная работа

3

Криволинейное движение.

1

[12], с.59; [1] № 66,69,74;[5]с.21;[6] с.49-58; Парная и групповая

4-5

Законы динамики. Силы в природе.

2

[1] 89,90,96,101, 105,115,123,131, 143; [12] с.58; [7] №8,13,16-17; [12],с.58; [6] с.28-48; Общеклассная и групповая
  Тепловые явления. Молекулярная физика.

5

   

6-7

Тепловые явления.

2

[1] № 467, 475, 478.479, 481, 484, 485, 491, 509, 511, 512; [3]. №86, 87; [11] c.58-60, № 3, 4, 14, 19, 20; там же с.99 № 2, 8 Парная

8

Взаимодействие атомов и молекул в веществе. Взаимные превращения жидкостей и газов.

1

[1] № 562-566, 569, 574, 579, 622,625,628; [12] с.58; Общеклассная и парная

9

Поверхностное натяжение в жидкостях.

1

[l] № 652, 654, 677,680, 687, 692, 693, 703, 705; [7] № 136-139; Групповая и индивидуальная
  Основы электродинамики.

3

   

10

Электростатика.

1

[l] №794, 801, [11]c.59 №12, там же с.99 № 5; Общеклассная

11-12

Электрический ток в газах. Виды разрядов. Молния.

2

[l] № 1061, 1062, 1064-1066, 1079-1084; [9] № 59; [6]с.189-194; Парная и индивидуальная
  Оптика.

2

   
13-14 Световые явления. Отражение и преломление света

2

[l] № 1422, 1430, 1432, 1433, 1445, 1451, 1455, 1465, 1478,1481, 1503, 1504, 1509, 1525; [3] №166, 167; [7] №288; [11] c.58 №7,15; [l2], c. 58; Групповая
15-16 Экскурсия. Составление проектов по материалам экскурсии.

2

Предлагаемые темы проектов: составление задач на заданное

- явление,
- по рисунку,
- фотографии.

Общеклассная и индивидуальная

К ЗАНЯТИЮ 1.

При решении качественных задач применяются следующие приемы: эвристический, графический и экспериментальный. Эти приемы могут применяться в сочетании друг с другом.

НАЗВАНИЕ ПРИЕМА

СУЩНОСТЬ ПРИЕМА

ПРЕИМУЩЕСТВА

Эвристический Постановка и разрешение ряда взаимосвязанных качественных вопросов, ответы на которые содержатся либо в условии задачи, либо в известных ученику физических законах. Учит анализировать физические явления, описанные в задаче, обобщать данные условия с содержанием известных физических законов.
Графический Заключается в том, что позволяет получить ответ на вопрос задачи в процессе исследования соответствующего графика, чертежа, рисунка и т.п. Наглядность и лаконичность решения. Развивает мышление учащихся, формирует точность и аккуратность.
Экспериментальный Получение ответа на вопрос задачи на основании опыта, поставленного и проведённого в соответствии с её условием. Способствует развитию исследовательских умений, любознательности учащихся, их активности, формированию практических умений и навыков работы с физическими приборами.

ЛИТЕРАТУРА

  1. М.Е.Тульчинский. Качественные задачи по физике. М.: Просвещение, 1972.
  2. Методика факультативных занятий по физике. Пособие для учителя/под ред. О.Ф.Кабардина, В.А. Орлова. М.: Просвещение, 1988.
  3. И.Ш.Слободецкий, Л.Г.Асламазов. задачи по физике. М.: Наука, 1980.
  4. О.Ф. Кабардин, В.А.Орлов, А.В.Пономарёва. Факультативный курс физики.8 класс. М.: Просвещение, 1985.
  5. Я.И. Перельман. Занимательная физика. Кн.1. издательство “Наука”, 1972.
  6. Я.И.Перельман. Занимательная физика. Кн .2. изд. “Наука”, 1976.
  7. М.Е. Тульчинский. Занимательные задачи-парадоксы и софизмы по физике. М.:Просвещение, 1971.
  8. Г.П. Макеева, М.С. Цедрик. Физические парадоксы и занимательные вопросы. Минск “Народная асвета”, 1981.
  9. П.В. Маковецкий. Смотри в корень. Сборник любопытных задач и вопросов. М.: Наука, 1984.
  10. Г.А. Вайзер. Моделирование решения качественных физических задач/Материалы докладов республиканской научно-теоретической конференции “Модели и моделирование в методике обучения физике”. Киров, 2000.
  11. Библиотека учителя физики. Межпредметные связи курса физики в средней школе/под ред. Ю.И. Дика, И.К. Турышева. М.: Просвещение, 1987.
  12. В.И. Петрухин. Качественные задачи на основе поэтических и научно-популярных текстов// Физика в школе. - 2004. -№3. –с.58-60.
  13. С.А. Тихомирова. Гуманитаризация физического образования // Физика в Школе.-1996. - №6. – с.39-46.
  14. .В.А. Орлов. Элективные курсы по физике и их роль в организации профильного и предпрофильного обучения // Физика в школе. -2003. - №7.-С.17-19.