Реализация личностно-ориентированного обучения на уроке химии по теме "Физические и химические явления". 7-й класс

Разделы: Химия

Класс: 7


Задачи:

1.Познакомить учащихся 7 класса с физическими и химическими явлениями, признаками отличия физических явлений от химических.

2.Продолжить формирование общеучебных умений и навыков, развивать умения учебного труда: наблюдать за ходом эксперимента, развивать умение работы с дополнительной литературой, делать выводы, осуществлять самоконтроль.

3. Воспитывать личностные качества, обеспечивающие успешную творческую и исполнительскую деятельность: наблюдательность, увлеченность, сообразительность, уважительность, умение объективно оценивать результаты своего труда.

Оборудование: стеклянные трубочки, полоска бумаги, спиртовка, спички, мрамор, соляная кислота, газоотводная трубка, известковая вода, парафин, гидроксид натрия, фенолфталеин, набор пробирок, сульфат меди (II), гидрокарбонат натрия, шерстяная нить, перо птицы, тигельные щипцы, бенгальская свеча или стружка магния, аэрозольный дезодорант.

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Оргмомент (Самоопределение цели) Ребята у меня возникла проблема при объяснении опытов, и я думаю, что вы поможете мне ее разрешить  
Учитель показывает опыты:

. горение бумаги
. сгибание стеклянной трубочки
. вытягивание стеклянной трубочки
. взаимодействие мрамора с соляной кислотой
. пропускание углекислого газа через известковую воду
. плавление парафина
. гидроксида натрия с соляной кислотой в присутствии фенолфталеина

Наблюдают за проведением опытов и полученным результатом
? Ребята, что вы сейчас наблюдали? - бумага сгорела

- стеклянная трубка изменила форму

- мрамор растворился, выделился газ

- известковая вода помутнела

- парафин расплавился

- фенолфталеин изменил окраску

? А как все, перечисленное можно назвать одним словом? - Явления
Учитель на доске записывает уточненную тему урока “Явления физические и химические”

? А какие явления, происходящие в природе, вы можете привести?

Явления, происходящие в природе, бывают самые различные. Как и те опыты, которые вы посмотрели

- дождь

- снег

- туман

- пожары

- горение бензина

. . .

2,3. Актуализация знаний, фиксация затруднения деятельности ? Как вы думаете, почему произошли различные явления? ? ? ?
? А что вам необходимо знать, чтобы объяснить происходящие явления?

Запишите в тетрадь вопросы, на которые необходимо найти ответ.

Каждый ученик фиксирует в тетрадке то, что он хотел бы узнать:

. почему идет дождь, снег

. что такое плавление

. почему одно вещество сгорело (бумага), а другое поменяло форму (стеклянная трубка)

. почему растворился мрамор

. почему выделился газ

. почему помутнела известковая вода

. . .

Ну, что ребята, мнений у вас много. Давайте выясним основные проблемы и затруднения.

Озвучим их и зафиксируем на доске. Постарайтесь внимательно слушать друг друга и не повторяйтесь.

Учитель на доске фиксирует основные затруднения, при этом акцентирует внимание учащихся на главных моментах, окультуривает высказывания учащихся. (Записывает все высказывания, разделяя на две группы).

Итак, вы согласны, что тема урока : “Физические и химические явления”

- признаки химических явлений

- признаки физических явлений

4,5.Построение проекта выхода из затруднения. Первичное закрепление во внешней речи. Когда идет дождь, снег, плавится стекло – что в этом случае происходит с веществом? - вещества изменяют агрегатное состояние

- вещества изменяют форму

Физические явления – явления, при которых изменяется агрегатное состояние или форма

В этом случае не образуется новых веществ.

? Но, когда образуются новые вещества?

когда сгорает бумага (бумага, а стал серый пепел)
Почему? -образовалось другое вещество
Химические явления – явления, при которых идет образование новых веществ.

? А в каких еще случаях, из увиденных опытов идет образование новых веществ?

-мрамор растворился и выделился газ

- углекислый газ вызвал помутнение известковой воды

Правильно! Давайте попробуем вместе сформулировать признаки, по которым будем судить о химических явлениях.

Опыт: в раствор сульфата меди(II) добавим несколько капель раствора щелочи

? Что наблюдали?

? А где мы это уже сегодня наблюдали?

- осадок из синего цвета

- при пропускании углекислого газа через известковую воду выпал осадок белого цвета

Правильно! Молодцы! Это и есть признак химического явления – выпадение осадка.

Опыт: пробирку с гидроксидом меди(II) осторожно нагреваем в пламени спиртовки до получения черного осадка

? Что произошло?

- осадок из синего превратился в черный цвет

- изменилась окраска

? А были ли еще сегодня опыты, в которых произошло изменение окраски? - бумага сгорела, стала черной

- фенолфталеин изменял свою окраску под действием щелочи

Хорошо! Так какой еще признак химического явления обнаружили? - изменение цвета
Опыт: к пищевой соде добавляем раствор соляной кисло.

Что наблюдаем?

-выделяется газ
Опыт: внесите в пламя шерстяную нить или перо птицы. Ощущается запах паленой шерсти

? Что ощущаете?

-появление запаха
Опыт: зажгите бенгальский огонь или осторожно внесите в пламя спиртовки с помощью тигельных щипцов магниевую стружку (яркий свет и высокая температура)

? Что увидели?

-наблюдение яркого света и выделение тепла
А где еще наблюдали такие признаки?

Молодцы! Запишите данные признаки в тетрадь.

- при горении бумаги

. выпадение осадка или растворение осадка

. изменение цвета

. выделение газа

. появление запаха

. выделение тепла иногда света

Опыт: нажмите на головку аэрозольного дезодоранта, почувствуется запах лимона, аромат цветов или . . .

? Какое явление наблюдали сейчас? Почему?

- химическое, ведь появился запах

- физическое, ведь запах просто выпустили из бутылки

? Так кто прав? - физическое, так как здесь не образуется новых веществ, а только распыляются вещества, распространяется запах
Молодцы!

? Можно ли по одному признаку судить какое явление произошло?

- да

- нет

- наверное, нужно еще посмотреть, а что произошло с самим веществом

Правильно, нужно учитывать признаки химических явлений, но и не забывать о самих веществах.

Вы согласны, что в природе происходит много различных явлений как физических, так и химических?

Приведите примеры из различных источников физических и химических явлений.

- да
Выберите себе один источник информации и в течение 3-5 минут работайте в группах.

В группах выберите одного человека, который выскажет мнение всей группы по окончании работы.

- учебник

- справочники

- энциклопедия

- пособие для учащихся

- учитель

- . . .

Учащиеся работают в группах, оформляя свои находки в удобной для них форме

Физические:

- кипение чайника

- таяние льда

- растворение сахара в воде

- . . .

Химические:

- горение дров

- скисание молока

- горение бензина

-ржавление железа

- . . .

Молодцы!

? Ребята, а как вы думаете, вам все известно о физических и химических явлениях?

- да

- нет

- не знаю

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Оцените свои знания с помощью теста. На работу с тестом вам дается 5 минут.

Вариант – 1 выписывает физические явления

Вариант- 2 выписывает химические явления

Учащиеся индивидуально работают с заданием
  Проверьте свой результат работы с тестом, оцените себя

(Вариант-I-1, 4, 6, 7, 9, 12, 14, 16, 17, 18.

Вариант-II -2, 3, 5, 8, 10, 11, 13, 15, 19, 20.)

Ребята кто справился с тестом на 4 и 5? Поднимите руки. Все кого устраивает оценка, сдайте работу учителю.

Учащиеся проводят самопроверку и самооценку знаний на уроке

Учащиеся по желанию сдают работу учителю

7. Включение в систему знаний и повторение Все ли приведенные явления вы смогли отнести к физическим или к химическим?

Какие из приведенных явлений у вас вызвали затруднения?

Обсуждение работы с тестом, поиск ответов.

- . . .

- . . .

8. Рефлексия деятельности. (Итог урока) Ребята, вам комфортно было на уроке?

Поднимите тот смайлик, который отражает ваше настроение на сегодняшнем уроке.

. . . , что тебе больше всего понравилось?

. . ., что нового ты узнала на уроке?

. . ., что не понравилось тебе на уроке?

Домашнее задание: привести различные примеры физических явлений, применяемых для разделения смесей в быту и народном хозяйстве.

Учащиеся поднимают смайлики. Некоторые учащиеся кратко поясняют свой выбор смайлика

Тест

1.Превращение в белый порошок кусочка бесцветного стекла при сильном измельчении в ступке.
2. Старинные монеты покрылись зеленоватым налетом.
3. Образование глюкозы в зеленом растении.
4. Морской прилив.
5. Очистка воды хлорированием.
6. Ветер.
7. Горение электролампочки.
8. Процесс дыхания растений.
9. Высыхание дождевых луж.
10. Лесной пожар.
11. Почернение изделий из серебра.
12. Замерзание воды.
13. Скисание молока.
14. Конденсация воды.
15. Горение бенгальских огней.
16. Плавление льда.
17. Испарение бензина.
18. Солнечное затмение.
19. Горение древесины.
20. Ржавление железа.

Лист самоконтроля

Ф.И.____________________________________________

Класс ___________________________________________

Вариант – I – физические явления

________________________________________________

Вариант – II – химические явления

________________________________________________