Дифференциация звуков [П], [ПЬ] и [Б], [БЬ]

Разделы: Начальная школа


Цели:

1. Фонетическая: уточнить и сравнить артикуляции и звучание звуков [П], [ПЬ] и [Б], [БЬ].

2. Фонематическая: выделять звук из начала и середины слова, развивать фонематический анализ и синтез слов со звуками [П], [ПЬ] и [Б], [БЬ].

3. Лексическая: уточнить и расширить словарный запас.

4. Воспитывающая: аккуратность, взаимовыручку, самостоятельность.

Оборудование: карточки с буквами (А, О, У, Ы, Э) в красных домиках, письмо от гостей, фишки, зеркала, карточки для характеристики звуков, индивидуальные карточки, карточки со звуками Б, П в зелёных и синих домика, карточки с буквами П, Б.

Ход занятия:

  1. Организационный момент

— Здравствуйте, ребята.

— Начинаем наше занятие с кинезиологических упражнений, которые направлены на развитие умственных способностей.

1. “Колечко”

Поочередно, соприкасаем пальцы руки от мизинца к большому пальцу, на подушечки и обратно, с напряжением.

2. “Кулак—ребро—ладонь”

Начинаем с ладони, положили руку на стол, сжали в кулак, положили на ребро, проговариваем, ускоряя темп.

3. “Лезгинка”

Начинаем с левой руки – в кулак (повернуть к себе), большой палец в сторону; правая рука соприкасается с мизинцем левой руки; одновременно меняем движения; ускоряя темп.

4. “Ухо - нос”

Начинаем с левой руки – за кончик носа; правой – за противоположное ухо; хлопок; меняем на зеркальное положение.

— Эти упражнения помогут справиться с дальнейшими трудностями на занятии.

II. Повторение пройденного

— На прошлом занятии мы закончили работать с гласными буквами и звуками. А сейчас повторим всё, что мы о них знаем.

— Сколько гласных букв в русском языке? (10)

Прочитайте эти буквы:

А, О, У, Ы, Э

Я, Ё, Ю, И, Е

— Сколько гласных звуков вы знаете? (6)

— Произнесите эти звуки? (А, О, У, Ы, Э, И)

— Почему их назвали гласными? (они поются, нет преграды, только голос)

— Что помогает произносить звуки? (органы речевого аппарата)

— Наши речевые аппараты сейчас поработают. Каждый из вас расскажет четко, внятно, не торопясь, свой стишок про гласные звуки и покажет, как правильно эти звуки нужно произносить.

Звуки гласные мы знаем,

Без труда их различаем:

[А], [У], [О], [Ы], [Э], [И] –

Вот такие все они.

Нет для них нигде преграды,

Петь мы эти звуки рады.

Вызываем по порядку

Наши звуки на зарядку.

[А]! Пошире рот открой!

Не ленись и громче пой!

Удивленно тянет он:

“А...” Забывчивый какой!

[У] надул капризно губки,

Их он вытянул, как трубки.

Вот какой он привереда –

Будет дуться до обеда!

[И] — улыбка, весельчак,

Он смеется звонко так!

На язычке широком

Скачет мимо окон!

Вот в задумчивом сомнение

[Э] высказывает мнение:

“Э-э-э... Не знаю, что сказать.

Может, лучше помолчать?”

Округлив большие губы,

[О] прикрыл немного зубы,

Язык поглубже оттянул,

Спинку выгнул.

“О-о-о...” — вздохнул.

[Ы] хоть гласный, но тихоня,

Все зевает он спросонья:

“Ы-ы-ы... Поспать еще часок...

Или, может, выпить сок?..”

— Молодцы! Вы все хорошо рассказали стихи про гласные звуки. Они очень важны, потому что помогают нам читать, и служат для образования слога.

III. Сообщение новой темы занятия

1. Письмо от Петрушки

— Дети, я получила письмо. Послушайте, что в нём написано:

— Дорогие дети! Мы шли к вам в гости, а по дороге встретили колдунью, которая заколдовала нас. Появимся мы тогда, когда вы отгадаете загадку колдуньи, чары её развеются:

В гости к нам идут друзья,
Их водой разлить нельзя,
Две веселые игрушки,
Догадались кто? … (Петрушки)

—Слышите, кто-то стучит… (заходят дети в костюмах Петрушки)

Петрушки в гостях у ребят

В гости к вам пришли Петрушки,

Принесли мы вам ПАМПУШКИ,

ПИРОГИ и ПЫШКИ.

— Кушайте, мальчишки!

И девчонок не забыли,

Им подарки накупили:

ПИРОГИ и ПЛЮШКИ.

—Кушайте, подружки!

Угощения на славу

На столе стоят по праву!

Мы Петрушки неспроста

Принесли их вам сюда!

Проведем сейчас опрос:

— Кто ответит на вопрос:

Звук, какой стоит, дружок,

Первым в слове ПИРОЖОК?

— Какой первый звук в слове ПИРОЖОК?( [ПЬ])

— Этот звук, твердый или мягкий? (мягкий)

—В домике, какого цвета живет этот звук? (зеленого) на доску вывешивается

Он такой же и в ПЕЧЕНЬЕ.
А у вас какое мнение?
Есть у нас еще ПИРОЖНОЕ,
Объеденье невозможное!
Первый звук в нем мягкий, тающий,
Словно пух, в окно влетающий.
—Звук немного изменился,
Перед вами извинился.
Стал другим в словах: ПАМПУШКИ,
ПАПА, ПАСТИЛА и ПЛЮШКА.

— Какой первый звук в слове ПАМПУШКИ, ПАПА? ([П])

— Этот звук, твердый или мягкий? (твердый)

— В домике, какого цвета живет этот звук? (синего) на доску вывешивается

Уловили? Стал он твердым,
Важным, пыхающим, гордым!

— Молодцы! Вы хорошо умеете выделять первый звук в словах и слышать твердый он или мягкий.

2. Характеристика звука П.

— Давайте, охарактеризуем звук П перед зеркалом.

губы сомкнуты

— язык внизу

— голос не дрожит (глухой)

— воздушная струя (горячая)

— звук согласный

— Звуки П, ПЬ можно на письме обозначить … (буквой)

— Кто поможет её правильно назвать? (Пэ) буква вывешивается на доске

— А письмо я не дочитала, слушайте еще загадку:

Это что за очень странный,
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует он длинный
Кто же это … (Буратино)

— У нас в гостях Буратино.

Я — веселый Буратино.
У меня в руках корзина.
В ней найдете вы БАНАН,
БАНКУ, БУЛКУ, БАРАБАН.

Кто же скажет быстро мне,
Звук, какой лежит на дне?

— Какой первый звук в слове БАНАН, БАНКА? ([Б])

— Этот звук, твердый или мягкий? (твердый)

— В домике, какого цвета живет этот звук? (синего) на доску вывешивается

Он прорвал плотину губ,
Звонким стал, как голос труб!
Раз преграда на пути —
Он согласный. Повтори!
Ба! Да здесь еще БЕРЕТ,
БИНТ, БИНОКЛЬ и БИЛЕТ!

— Какой первый звук в слове БИНТ, БИЛЕТ? ([БЬ])

— Этот звук, твердый или мягкий? (мягкий)

— В домике, какого цвета живет этот звук? (зеленого) на доску вывешивается

— Молодцы! Вместе с Буратино вы хорошо выделяли первый звук в словах. А сейчас дадим характеристику этому звуку.

3. Характеристика звука Б (перед зеркалом)

губы сомкнуты

— язык внизу

— голос дрожит (звонкий)

— воздушная струя (горячая)

— звук согласный

—Звуки Б, БЬ можно на письме обозначить … (буквой)

—Кто поможет её правильно назвать? (Бэ) буква вывешивается на доске

Сегодня на занятии мы будем упражняться различать эти звуки.

IV. Закрепление темы занятия

— Итак, наша первая игра “Кто внимательнее”

— Перед вами буквы БЭ и ПЭ. Я буду говорить слова, а вы поднимаете букву, которая есть в слове. Те, кто активно будут работать, получат жетончики.

В конце занятия мы их посчитаем.

пар, блеск, баня, бочка, палка, пальто.

— Усложняю: Я показываю картинку, а вы показываете букву, которая есть в этом слове.

банка

сапог

кабан

лопата

собака

— Молодцы! Вы хорошо различаете звуки Б и П.

— Сегодня мы говорили о звуках П, ПЬ и Б, БЬ, которые на письме обозначаются буквами ПЭ и БЭ.

— При помощи какого ряда мы обозначаем мягкость на письме? (гласные 2 ряда, Ь)

V. Работа в тетрадях.

— Слушайте внимательно задание.

Задание 1.

—Я произношу слоги с звуками П, ПЬ. Вы записываете только слоги, где ПЬ.

па, пя, пу, пю, по, пё, пы, пи (проверка)

— Молодцы! Вы справились с этим зданием.

Задание 2.

— Будьте внимательны. Я произношу слоги с звуками Б, БЬ. Вы записываете только слоги, где Б – твердый.

ба, бя, бу, бю, бо, бё, бы, би. (проверка)

— Молодцы! Очень хорошо вы различаете звуки П, ПЬ, Б, БЬ. Но пора отдохнуть.

VI. Физминутка

Хомка.

Хомка, хомка хомячок
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает
Щечки моет, шейку трет.
Подметает Хомка хатку,
И выходит на зарядку.
Хомка хочет сильным стать

(вдохнули) 1,2,3,4,5 (выдохнули).

— Вместе с Хомкой мы отдохнули.

— А теперь будем продолжать различать звуки Б и П.

Задание 3.

— На доске написаны предложения, которые не закончены. Ваша задача составить предложения, выбирая нужное по смыслу слово из данных за чертой.

В море звонко волны блещут
Водяные брызги плещут

— Прочитайте слова данные за чертой.

— Что значит, слово БЛЕЩУТ, объясните?

— Что значит, слово ПЛЕЩУТ, объясните?

— Прочитайте предложение, которое получилось.

— Все поняли задание?

— А теперь работа в парах.

— Составьте предложения, выбирая нужное по смыслу слово.

Бревна нужно нам белить
Стены нужно нам пилить
Огурцы солят в почки
Весной на деревьях набухают бочки
Весной вспахали плугом башню
Построили из камня пашню

— Все справились с заданием хорошо.

— А теперь мы будем работать самостоятельно. У каждого на парте есть карточка с заданием. Прочитайте внимательно задание. Что нужно сделать в этом задании?

— А теперь самостоятельно запишите эти слова в тетрадь, подчеркивая пропущенную букву.

Задание 4. Письменно по карточкам

ЛА … Ы … АРАН
ЗУ … Ы … АКЕТ

— А теперь каждый сравнит слова в тетради с теми, что написаны на доске.

— Проверим как мы различаем звуки Б и П.

— Последнее задание вам нужно выполнить самостоятельно. Читаем и выполняем.

Задание 5. письменно

Прочитайте предложение, вставляя буквы Б, П.

Запишите в тетради. Сделайте схему предложения, выделяя гласные.

… орис … ошёл в …ор за гри…ами.

— Какое предложение у вас получилось, прочитайте его.

— Молодцы! Вы хорошо поработали на занятии

VII. Итог занятия

— Назовите звуки, с которыми мы познакомились и которые научились различать?

— Давайте сосчитаем жетончики. У кого больше всех? Молодцы! На этом наше занятие закончено.