Урок-зачет по теме "Производная"

Разделы: Математика


В целях повышения ответственности учащихся за результаты своего труда, для развития самостоятельности в овладении знаниями можно использовать зачетную форму организации контроля знаний учащихся.

Согласно планированию темы целесообразно использовать лекционно-семинарскую систему, предусматривающую проведение следующих типов уроков: уроки-лекции, уроки-практикумы, уроки-семинары, уроки-зачеты, уроки коррекции знаний и умений и контрольные работы.

Подготовка к зачету является для учащихся одновременно подготовкой к контрольной работе. На зачет выносятся основные теоретические вопросы (без доказательства) и типовые упражнения, имеющие сравнительно большую образовательную ценность.

Зачет требует большой предварительной подготовки. После анализа требований программы выявляются вопросы и упражнения, с которыми должны уметь справиться все учащиеся.

На первых уроках изучения темы учащиеся узнают о предстоящем зачете, На информационном стенде в кабинете вывешиваются вопросы и упражнения, аналогичные которым будут предъявлены на зачете. С первого урока изучения темы устная работа построена так, чтобы учащиеся достигли обязательного уровня знаний по теме.

Класс делится на две группы: 1 – высоко мотивированная, 2 – низко мотивированная. Учащиеся первой группы оказывают помощь при подготовке к зачету учащимся второй группы. С той же целью готовится консультационная группа из 2-3 человек.

На зачете учащиеся первой группы садятся справа, второй – слева. Консультанты опрашиваются учителем перед зачетом.

Работа организуется следующим образом: 1-я группа сразу приступает к письменным заданиям, рассчитанным на 15-20 минут, 2-я группа в это время отвечает на устную часть зачета. Консультанты помогают вести ведомость учета ответов учащихся. Каждый учащийся опрашивается не менее пяти раз. Затем группы меняются видами работы. В итоге урока-зачета каждый ученик получает по две оценки.

Цели урока:

образовательные:

  • выявить состояние знаний учащихся, умение применять их для решения стандартных и нестандартных заданий;
  • обобщить и систематизировать ЗУН учащихся по теме “Вычисление производных” курса алгебры и математического анализа 10 класса;

воспитательные:

  • формирование нравственных отношений в процессе совместной деятельности (учитель-ученик);
  • воспитание сознательной дисциплины;
  • умение точно, однозначно и лаконично формулировать свои ответы;
  • воспитание у учащихся чувства упорядоченно и систематически трудиться;

развивающие:

  • развивать у учащихся активное мышление, быстроту реакции, умение обобщать изученные факты, логически излагать вои мысли;

коррекционные:

  • коррекция направленности и устойчивости внимания.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Структура урока

I. Организация начала урока

II. Подготовка учащихся к активной учебно-познавательной деятельности

III. Проверка усвоения обязательного уровня знаний

IV. Контроль

V. Итог урока

Теоретические вопросы для зачета

  1. Что называется приращением аргумента?
  2. Что называется приращением функции в точке хо?
  3. Какая функция называется непрерывной в точке?
  4. В каком случае в данной точке функция терпит разрыв?
  5. Дайте определение производной функции в точке.
  6. Какие существуют обозначения для производной функции y=f(x)?
  7. Сформулируйте необходимое условие существования производной функции в точке?
  8. Какую функцию называют дифференцируемой в точке?
  9. Что называется дифференцированием?
  10. Назовите по порядку все операции, которые следует произвести при вычислении производной по определению.
  11. Выучить таблицу производных:

     
  1. Выучить правила дифференцирования:

  1. Как находится производная сложной функции h(x) = g (f(x))?
  2. Что характеризует производная функции в точке?

Устные вопросы (практические)

для второй группы (низко мотивированной):

  1. Найдите производные функций

  1. Найдите значение производной функции:

при

при

при

  1. Какое из выражений соответствует значению производной суммы, разности, произведения и частного
  2. для первой группы (высоко мотивированной):

  3. Найдите производные функций

5. Сравните: и , если ;

и , если

и , если и

  1. Найдите значение переменной , при котором верно равенство
  2. Найдите ошибку в вычислении производной:

Письменные задания

для первой группы (высоко мотивированной):

ВАРИАНТ 1

  1. Вычислить производные функций:
  2. Найти , если

.Решить неравенство

<0.

ВАРИАНТ 2

  1. Вычислить производные функций:
  2. Найти , если

.Решить неравенство

для второй группы (низко мотивированной):

ВАРИАНТ 3

  1. Вычислить производные функций:
  2. Найти , если

Решить уравнение =0.

ВАРИАНТ 4

  1. Вычислить производные функций:
  2. Найти , если
  3. .Решить уравнение =0.