Урок литературы в 7-м классе по рассказу О.Уайльда "Кентервильское приведение"

Разделы: Литература


Цели урока:

  1. Образовательные: ознакомление с творчеством О.Уайльда.
  2. Развивающие: развитие мышления, внимания, интеллекта.
  3. Воспитательные: формирование эстетической культуры, чувства уважения к другим народам.

Методы обучения: беседа, исследовательский.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок-исследование.

Материально-техническое оснащение: выставка книг О.Уайльда, рисунки учащихся по рассказу, видеофильм, портрет О.Уайльда, плакат с эпиграфом и другими высказываниями О.Уайльда.

I. Сообщение темы и целей урока.

II. Знакомство с выставкой книг.

Для детей О.Уайльд написал два сборника сказок “Счастливый принц и другие сказки” и “Гранатовый домик”.

О.Уайльд сказал о сказках: “Красота души”. Предлагаю вам прочитать эти сказки по выбору к внеклассному чтению, чтобы убедиться в этом самим.

III. Эпиграф к уроку.

“Цель искусства – поучать развлекая”

О.Уайльд.

IV. Знакомство с творчеством О.Уайльда, английского писателя

Мы познакомились с эпиграфом “Цель искусства - поучать развлекая”. Ещё О.Уайльд говорил: “Художник – тот, кто создаёт прекрасное”. А писатели – это художники слова. Кто же этот писатель, который говорил о красоте души, о прекрасном, об эстетическом чувстве?

Зовут этого писателя О.Уайльд. Родился он в 19 веке в Ирландии в городе Дублине. Его отец был знаменитым врачом, а мать писательницей, в роду которой было много писателей и поэтов. О.Уайльд закончил один из лучших университетов – Оксфордский. В 1881 году О.Уайльд написал первый свой сборник “Стихотворения” и сразу стал знаменитым. В 1887 году О.Уайльд пишет юмористический рассказ “Кентервильское привидение”. Что такое “юмор”?

Обратимся к словарю. “Юмор – беззлобно-насмешливое отношение к чему-нибудь”.

Представьте, вы поселились в доме, где обитает привидение. Вам будет весело? Почему нет? Мы с вами проведём исследование и выясним, как и зачем автор создал весёлый рассказ, в котором много страшного. Ещё рассказ “Кентервильское привидение” пронизан иронией. Что такое ирония?

Обращаемся к словарю. Ирония на греческом языке означает “притворство”. Ироническое изображение имеет двойной смысл. Важно не то, что высказано, а то, что подразумевается. В рассказе “Кентервильское привидение” автор постоянно прибегает к иронии, как в изображении героев, так и в описании событий.

V. Словарная работа.

Со значением слов “юмор” и “ирония” мы уже познакомились. Нам ещё встретятся слова, значение которых мы узнаем из того же толкового словаря С.Ожегова.

Киноварь – минерал красного цвета.

Миля – путевая мера длины.

Деляческий – практический.

Чопорный – чрезмерно строгий.

Практицизм – деловитость.

Парадокс – странное мнение, расходящееся с общественным, противоречащее здравому смыслу.

Материальный – реальный, то, что можно ощутить.

VI. Анализ рассказа “Кентервильское привидение”.

1. Давайте представим, что рассказ “Кентервильское привидение” прочитали только вы, он вам понравился, ивы хотите, чтобы его прочитали и другие. Это будет своеобразное представление рассказа. Оно будет начинаться со слов “Этот рассказ о том, как…” (учащиеся представляют рассказ).

- Молодцы!

- Я убедилась в том, что вы прочитали рассказ. А вот так представляет рассказ “Кентервильское привидение” прекрасный детский писатель, поэт и переводчик Корней Иванович Чуковский: “Раскрываю его милый рассказ “Кентервильское привидение” и меня с самого начала поражает необычайная тема рассказа. Я очень часто читал о том, как привидения пугают людей, но впервые только у Оскара Уайльда мне довелось прочитать, как люди испугали привидение. В старинный готический замок, где уже триста лет свирепствовал дух мертвеца, попали современные янки, и бедному призраку пришлось очень плохо: его зашвыряли подушками, его окатили водой, его до смерти запугали “привидением”, сделанным из метлы и тряпки. В этой весёлой балладе Оскар Уайльд взял очень старую банальную тему и вывернул её наизнанку, как мы выворачиваем перчатку или чулок…”.

- В этом рассказе автор показал блестящее владение приёмом парадокса. Что такое парадокс? Обратимся к словарю. “Парадокс странное мнение, высказывание, расходящееся с общепринятыми мнениями, а также мнение, противоречащее здравому смыслу”.

2. Работа с текстом по группам.

- Сейчас мы с вами будем искать парадоксы в рассказе.

  • I группа называет чувства, которые должен испытывать человек, попавший в дом, где хозяйничает привидение.
  • II группа называет чувства, которые являются противоречащими здравому смыслу, т.е. найдут парадоксы.

- Зачитать.

I группа
  1. Все боятся привидений.
  2. Нам, читающим, должно быть страшно.
  3. Люди страдают, мучаются, оставляют дома, где живут привидения.
  4. Хозяева спокойны, забавляются.
  5. Страшное кровавое пятно.
II группа (парадоксы)
  1. Привидение боится людей.
  2. Рассказ весёлый.
  3. Мучается, страдает привидение.
  4. Привидение в гневе, бушует, возмущается.
  5. Пятно изумрудно-зелёного цвета.

- Какие странности вы ещё увидели в тексте?

- Продолжим исследование рассказа

Вопросы классу:

- Как проводят день обитатели замка?

- О чём они ведут разговор?

- В чем уверен посол? (За деньги можно купить всё).

- Почему янки покупают замок, зная, что там живёт привидение?

- Как новый хозяин собирается отучить экономку от обмороков? Какое слово из словаря подойдёт в этом случае? Что оно обозначает? (Практицизм).

- Во что верят американцы? (Во всё, что выпущено в Америке: в образцовый очиститель Пинкертона – непревзойдённый пятновыводитель, в масло машинное “Восходящее солнце демократической партии”).

- Согласны ли вы с тем, что Оскар Уайльд поучает читателей, развлекая их?

VII. Работа по рисункам.

  1. Такими вы представили себе рассказ, героев.
  2. Подберите к своим рисункам текст из произведения.

VIII. Просмотр видеофильма.

- Совпали ваши представления о героях и привидении?

IX. Итог урока.

Вопросы классу:

- Понравился ли вам рассказ?

- Что вы узнали о жизни других народов?

- Доказали мы, что рассказ из страшного превратился в весёлый? Благодаря чему?

- Как вы относитесь к финалу рассказа?