Союз учителя и родителей, или Как помочь родителям

Разделы: Классное руководство, Работа с родителями


О формах и методах работы с родителями. Из опыта работы

На протяжении 33 лет меня волнует проблема повышения педагогической культуры родителей. В этом я вижу большой резерв в воспитании детей. Никто и никогда не может учесть, в какой мере своим обликом, образом мыслей, поведением, богатством души влияют на ребёнка его родители, самые близкие для него люди. В Законе РФ "Об образовании" говорится: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребёнка уже в младенческом возрасте". Школа может дать многое для духовного роста родителей. И начинать эту работу надо как можно раньше.

Задолго до летних каникул, получив список ребят - будущих моих учеников - посещаю всех на дому. Получасовые беседы-встречи с детьми и их родителями подвели меня к мысли : собрать всех родителей в мае для совместного разговора о подготовке ребёнка к школе в прямом смысле, то есть, что нужно приобрести ребёнку к школе, какие беседы, мероприятия должны родители провести, научив детей самообслуживанию, самоконтролю и общению со сверстниками в школе, а также со взрослыми людьми, окружающими его. Не секрет, что многие родители представляют себе подготовку к школе, то есть к умственному труду лишь в том, чтобы быстрее научить его читать, писать и знать порядок счёта. Но это дадеко не так. Поэтому я практикую семинары-практикумы, где на ярких примерах показываю родителям, как важно развивать речь ребёнка, умение слушать собеседника, отвечать на поставленные вопросы. Практически рассматриваем некоторые виды работ по развитию речи (составление сказок (устно), рассказы детей о том, что произошло за день, пересказ увиденного детского фильма, мульт фильма и т.д.). Для того, чтобы речь ребёнка была яркой, образной, предлагаю родителям учить детей наблюдать окружающую их природу, жизнь. На этом же собрании рассматриваем важный для детей вопрос - психологическая подготовка к школе, к работе в коллективе.

При посещении детей на дому мысленно делю их на три группы: чрезмерно стеснительные, уравновешенные и ребята с совершенно отсутствующим вниманием (последние составляют незначительный процент). Проводя индивидуальные беседы с родителями, обсуждаем, как целенаправленно вырабатывать у ребёнка внимание, воспитывать умение общаться. Даю советы родителям как летом развивать мелкую моторику ребёнка: лепка, игра с мячом, вырезание различных картинок и приклеивание их в специальный альбом, штриховка нарисованных предметов и много других упражнений. Итак, цель подготовительных встреч, собраний с родителями будущих первоклассников заключалась и в решении организационных вопросов, и было положено начало большого целенаправленного пути в область педагогической культуры родителей. А для того, чтобы первоклассники с теплотой вспоминали своё первое знакомство со школой, ученики четвёртого класса подарили им сувениры, сделанные своими руками, а к празднику 1 сентября они послали свои красочно оформленные приглашения.

На протяжении всех лет обучения в начальном звене, ставлю перед собой задачу: проводить работу с родителями так, чтобы, уходя с родительских собраний, конференций, дружеских встреч, они всегда имели искорку надежды, что вместе мы можем сделать многое. Каждая воспитательная беседа несёт в себе не только сумму знаний, но и повод к раздумью, желание наблюдать, анализировать, думать, читать. На личном опыте убедилась, что в большинстве своём родители, дети которых слабо успевают и плохо контактируют с другими детьми, нуждаются в постоянном учительском внимании. Здесь не помогут единичные беседы, нужна целенаправленная многолетняя совместная работа. Содержание основных принципов работе учителя таково, во-первых, обращение к чувству родительской любви и уважение её; во-вторых, характеризуя детей, предваряющей оценкой следует выдвигать положительную. Сначала родители должны услышать и узнать о своих детях хорошее, и только после этого они с пониманием и заинтересованностью воспримут озабоченность педагога теми негативными чертами характера ребёнка, которые ему мешают стать лучше.

Неумение учителя увидеть в детях положительное будет расценено родителями и как несправедливость, и как недостаточный профессионализм педагога. Разумеется, что характеризовать ребёнка я могу только индивидуально при личных встречах с родителями. В-третьих, высокое уважение личности матери и отца, их родительских забот, их трудовой и общественной деятельности. Это должно проявляться и в формах обращения учителя к родителям, в доверительном тоне разговора, и в недопустимости наставлений и выговоров в адрес родителей, и в признании общественной значимости их профессий, какой бы она ни была. Соблюдение этого принципа помогает мне прийти к лучшему взаимопониманию не только с родителями, но и с учениками, так как дети очень любят своих родителей, и неуважительное отношение к ним больно ранит детскую душу и отчуждает от учителя. От того, какой микроклимат будет заложен в начальных классах, во многом будет зависеть дальнейшее внутреннее состояние души каждого из учеников и их родителей. Одним из путей создания здорового микроклимата в коллективе ребят и родителей - единомышленников, служат творческие отчёты детей и их родителей, в беседах- чаепитиях за круглым столом, где родители и дети в непринуждённой обстановке, рассказывают очень откровенно о своих удачах и неудачах, интересных событиях в жизни их семей, видимо пытаясь таким образом разобраться в своих промахах и неудачах. А как много дают такие чаепития мне - их учителю! Слушая их, я прикасаюсь к истокам воспитания в семье, начинаю понимать, отчего с одним ребёнком легко договориться, а другой недружелюбен, жесток, эгоистичен. Узнаю о семейных праздниках, традициях, важных событиях той или иной семьи.

Много времени и внимания я уделяю подготовке и проведению собраний. Здесь не может быть формального подхода так, как процесс воспитания настолько сложен и полон риска, что большинство родителей испытывает серьёзные затруднения. Темы родительских собраний продумываю очень тщательно с учётом важности этой темы. Так, когда очень сильно назрел вопрос о дисциплине, провели собрание на тему: " как на самом деле любить детей?" в обсуждении этой темы приняли участие почти все родители, равнодушных не было, вывод сделали единодушно: "Требуя дисциплину ни в коем случае не прерывать связующей нити любви. Так, как любящий взгляд мамы - один из главных источников эмоционального питания для детей. Большое внимание я уделяю здоровью детей в связи с этим и темы собраний: "Здоровье учащихся - залог успеха в учёбе", "Профилактика травматизма", "Правильная осанка вашего ребёнка в школе и дома", "Режим дня младшего школьника", "Профилактика нарушения зрения", "Здоровье и укрепляющие его факторы", "Внимание близорукость", "Внимание плоскостопие", "Профилактика гриппа, гепатита", "Организация летнего отдыха детей".

Целенаправленная, продуманная работа с родителями даёт прекрасные результаты. Дети любят школу, скучают по ней, находясь на каникулах; с удовольствием посещают уроки и принимают активное участие во всех классных и внеклассных, а также школьных мероприятиях будь то хоть сбор макулатуры, хоть фестиваль "Школьная весна", с огромным желанием хотят много уметь и знать. Активно участвуют во всех делах школы и класса и родители: готовят костюмы, рисуют декорации к спектаклям, классную газету ко всем праздникам , устраивают совместные выставки детского творчества, принимают участие в конкурсах, сопровождают детей на экскурсии, дежурят в микрорайоне школы, убирают класс и ремонтируют его, участвуют в ярмарках продажах, пекут блины, организуют совместные походы на природу и в театр. Очень полюбили родители и дети совместные вылазки на природу, где в процессе игры, общения раскрываются характкры детей, их взаимоотношения с родителями, взаимоотношения учителя и родителей.

На протяжении всех лет обучения в начальном звене я частый гость своих подопечных; одних ребят я посещаю один раз в течение всего учебного года, а у других я более частый гость. График посещения ребят на дому зависит от особых жизненных обстоятельств. Всякий раз посещая своих учеников и их родителей, соблюдая доброжелательный тон, интересуюсь здоровьем всех членов семьи, их интересными событиями прошедшими недавно в семье, внимательно выслушав, осторожно подхожу к тому вопросу ради которого я пришла.Беседы мои - дружеское общение единомышленников, в котором я скорее советуюсь с родителем , как поступить, чем советую. Всегда в таких случаях поступаю очень деликатно. На собраниях родители учатся правильно оценивать поведение своих детей в конкретных ситуациях, понимать мотивы их поступков; оценивать воспитательное значение музыки, театра, живописи, о внимании к внутреннему миру школьника, о тоне взрослых в разговоре с детьми. Никогда не укрощаю родителей и детей, не подчиняющихся школьным правилам или плохо выполняющим задания, это большая ошибка со стороны учителя, подрывающая его авторитет в глазах родителей и учеников. Не каждый родитель в состоянии правильно отреагировать на справедливое корректное замечание учителя. Некоторые родители могут применить к своим детям антипедагогические меры воздействия, посеяв в душе ребёнка досаду и разочарование. Именно для таких родителей провожу собрания на тему: "Понимать ребёнка - знать его особенности развития", "В чём сущность послушания. Капризы и упрямство", "Поощрение и наказание в семье". Родители учащихся моего класса не избегают встреч со мной и с удовольствием идут мне на помощь. Родительские собрания пропускают только по уважительным причинам.

Так уж повелось, что родители всегда могут рассчитывать на мою помощь, а я на их. У меня постоянный контакт с родителями: одни школу посещают ежедневно, другие ежедневно звонят мне по телефону в силу своей занятости, но те другие - мои единомышленники и помощники. Помощь родительского актива ощущается во всех детских начинаниях: организация встреч с интересными людьми города, экскурсии по местам боевой славы, изготовление подарков и сувениров к памятным датам. Существенна роль родительского комитета в деле воспитания бережного отношения к школьному и личному имуществу, окружающей природе. Не остаются в стороне родители активисты и к бедам и несчастьям учеников. Сходят домой, посоветуют родителям ученика как найти выход из сложившейся ситуации, а то просто помогут собрав нужные средства, учебники, продукты, одежду. Благодаря тому, что найден ключик взаимопонимания и подход к каждому родителю и учащемуся в классе создан коллектив единомышленников. И это является главным успехом моей учебно-воспитательной работы.