Средства поиска информации в Интернете

Разделы: Информатика


Цели урока:

Общеобразовательные цели:

  • научиться, эффективно, использовать Интернет для поиска информации.
  • освоение приёмов работы с поисковыми системами Интернета: поиск информации с помощью поискового каталога, поиск информации с помощью поискового указателя.
  • иметь представление об основах поиска данных в различных источниках информации.

Воспитательные цели:

  • развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры.
  • формирование навыков учиться самостоятельно.

Развивающие цели:

  • развитие аналитических качеств личности;
  • формирование способов умственного труда с использованием оптимальных средств поиска информации;
  • формирование навыков самостоятельного (критичного) типа мышления;
  • развитие ИКТ-компетентности учащихся

Задача урока: формирование и оценка ИКТ-компетентности учащихся.

Тип урока: учебное занятие по комплексному применению знаний и способов деятельности.

Форма проведения урока: урок-практикум.

Авторский медиапродукт: наглядная Презентация учебного материала.

I. Организационный момент. Приветствие, представление гостей.

II. Повторение. Подготовка к освоению нового материала.

Сообщение темы урока. Выделение образовательной цели: научиться, эффективно, использовать Интернет для поиска информации.

Знакомство с критериями оценивания работы на уроке.

III. Объяснение нового материла.

Беседа, с использованием мультимедийного проектора.

Вопрос. Ребята, вы все являетесь пользователями Интернета. Как вы ищите информацию?

Учитель. Самый простой, распространенный и, в тоже время, наименее эффективный способ поиска - набор фразы, в том виде, как она должна примерно выглядеть или набора слов, которые, по вашему мнению, должны присутствовать в подобных работах. Статистика показывает, что успешность подобного рода поиска составляет в среднем около 10%.Поиск в компьютерных сетях становится искусством и требует вполне определённых знаний, которыми современному человеку необходимо овладеть. Объем информации в Интернете слишком велик, и как нигде здесь верна поговорка "Время - деньги". Поэтому в нём нельзя искать по принципу "Пойди туда, не знаю куда. Возьми то, не знаю что". Иначе результат будет плачевный. Так, если ввести в поисковую строку несколько слов без знаков препинания и логических операторов, будут найдены документы, содержащие все эти слова, да ещё и если они находятся на строго ограниченном расстоянии друг от друга. Такой поиск с довольно большой вероятностью закончится отрицательным результатом. Знание и правильное применение языка запросов поисковой машины поможет сделать Ваш поиск быстрым и эффективным.

Вопрос. Ребята, как можно наиболее рационально организовать поиск информации в Интернете?

Учитель. Посмотрим Презентацию. (Приложение1, Слайд 3)

1. Обращение по адресу. Чтобы загрузить нужную страницу или сайт необходимо в адресной строке браузера набрать адрес этой страницы или сайта. Каждая Web-страница имеет адрес и расположена на одном из Web-серверов, который тоже имеет адрес (числовой и доменный).

2. Использование поисковых серверов. Если вы не знаете адресов серверов, то для поиска информации в сети Интернет существуют поисковые серверы. Каждая поисковая система - это большая база ключевых слов, связанных с Web-страницами, на которых они встретились. Ключевыми являются любые слова, которые объявляются основными. Для поиска адреса сервера с интересующей вас информацией надо ввести в поле ключевое слово, несколько слов или фразу. Тем самым вы посылаете поисковой системе запрос. В ответ система выведет список адресов Web-страниц, на которых встретились эти ключевые слова.

3. Навигация по гиперсвязям. Необходимо выбирать Web-сервер, затем по гиперсвязям пользователь погружается вглубь "Всемирной паутины".

Вопрос. Что включает в себя "Профессиональный поиск в Интернет"?

Где? (искать).

Учитель. В Интернете существуют специальные поисковые системы, которые помогают пользователю в решении этой задачи. Поисковая система - сервер, оснащенный специальным программным обеспечением, позволяющий посетителям осуществлять поиск информации в Интернете. Реальными носителями информации о ресурсах, которыми располагает Сеть, являются поисковые машины и поисковые каталоги. (Приложение1, Слайд 4)

Поисковые машины. Основной составляющей поисковых машин являются программы просмотра Web- документов, которые называют по-разному: роботами, червяками, пауками и пр. Они сканируют всё информационное пространство WWW, просматривая все документы, определяя в них ключевые слова и записывая в свою базу индексов данное слово с указателем на документ, в котором оно присутствует. Обычно это не требует никаких усилий со стороны человека. Этот процесс не прерывается, поскольку содержание паутины всё время меняется.

Поисковые каталоги: в отличие от поисковых машин в каталог информация заносится по инициативе человека. Добавляемая страница должна быть жестко привязана к принятым в каталоге категориям. Примером каталога может служить Yahoo.(Приложение 1, Слайд 12).Каталоги являются справочниками, содержащими списки адресов Интернет, сгруппированные по определенным признакам. Как правило, они объединяются по тематике (наука, искусство, новости и т.д.), где каждая тема разветвляется на несколько подуровней. Особенность этих средств поиска информации состоит в том, что создание структуры, базы данных и их постоянное обновление осуществляется "вручную", коллективом редакторов и программистов, и сам процесс поиска требует непосредственного участия пользователя, самостоятельно переходящего от ссылки к ссылке.

Просмотр Презентацию.(Приложение1, Слайды 4-14).

Вопрос. КАК? (искать). Рассмотрим на примере языка запросов поискового указателя Яndex (Приложение1, Слайд 15).

Простой запрос из одного слова. (Приложение1, Слайд 16).В общем случае, регистр написания поисковых слов и операторов значения не имеет, то есть слова "дом", "Дом", дОМ, "доМ" и "ДОМ" - все будут восприниматься одинаково. Если в запросе задано слово с большой буквы, будут найдены только слова в таком написании, а если с маленькой - оба варианта. К примеру, запрос в форме слова "Козлов" позволит ограничиться ссылками на фамилию, отсекая упоминания о соответствующих животных, за исключением их использования с большой буквы - например, в начале предложения.

Поиск без учета морфологии. (Приложение1, Слайд 17).Чтобы зафиксировать словоформу без рассмотрения машиной ее морфологических вариаций в строке запроса перед термином ставится знак "!".

Операторы. (Приложение1, Слайды 18-20).Современные поисковые машины используют операторы для поиска в компьютерных сетях. Под оператором здесь понимается инструкция поиска. По этой причине запрос, включающий несколько слов, может содержать операторы. Два запроса, соединенные оператором AND (логическое И) образуют сложный запрос, которому удовлетворяют только те документы, которые одновременно удовлетворяют обоим этим запросам. Иными словами, по запросу 'самолеты AND авиация' найдутся только те документы, которые содержат и слово 'самолеты', и слово 'авиация' одновременно. Если эти слова встретятся в текстах отдельно, поисковая машина вам эти тексты не покажет или покажет в конце списка найденных материалов, как только частично отвечающие запросу. Контрольная проверка сформулированного запроса может быть осуществлена по логике фразы: "И ТО И ДРУГОЕ".

Сложному запросу, состоящему из двух запросов, соединенных оператором OR (логическое ИЛИ) соответствуют все документы, удовлетворяющие хотя бы одному из этих двух запросов. По запросу 'самолёты OR авиация' будут найдены документы, в которых присутствует хотя бы одно из этих двух слов, либо оба эти слова вместе. Логическая контрольная проверка может быть осуществлена по фразе: "ИЛИ ТО ИЛИ ДРУГОЕ, ИЛИ ОБА ВМЕСТЕ".

Оператор NOT (логическое И-НЕ) образует запрос, которому отвечают документы, удовлетворяющие левой части запроса и не удовлетворяющие правой. Так, результатом поиска по запросу 'самолёты NOT авиация' будут показаны все документы, в которых есть слово 'самолёты' и при этом в данном документе на установленном расстоянии отсутствует слово авиация. Контрольная логическая проверка может быть осуществлена по фразе: "ПЕРВОЕ, НО ТОЛЬКО БЕЗ ВТОРОГО".

Управляющие символы в запросах. (Приложение1, Слайд 21).Знаки препинания в запросах позволяют более точно описать, что мы хотим найти. Символы "+" и "-" показывают значимость того или иного слова. Символ "+" означает, что слово обязательно должно встречаться на странице. Символ  "-" означает, что данное слово не должно встречаться вообще. Эти символы ставятся вплотную к слову (без пробела).

Кавычки. (Приложение1, Слайд 22).Для поиска цитат можно использовать типовые (двойные) кавычки, вида " или ". Слова запроса, заключенного в двойные кавычки, ищутся в документах именно в том виде и в том порядке, как они были заданы вами в запросе. Это весьма эффективный способ поиска. Его применение обеспечивает успешность более 60%. Здесь важно учитывать только два момента:

  • первое - цитирование должно быть точным; поскольку уже сама форма запроса требует искать "как есть", т.е. без изменения по падежам, числам и лицам;
  • второе - материал, который вы ищите, как минимум должен быть в Интернете.

Запомните, если при такой форме поиска будет допущена грамматическая ошибка, поиск даст отрицательный результат.

Поиск в найденном. (Приложение1, Слайд 23).Позволяет осуществить поиск по документам, найденным по предыдущему запросу. Для этого в конце запроса нужно поставить "$$" или просто сделать отметку в окошке "поиск в найденном", расположенном на странице запроса. Эта функция очень удобна для последовательного сужения поиска.

Расширенный поиск. (Приложение1, Слайд 24). Эта страница позволяет вам более тонко указать условия поиска. Важно то, что найденные в результате документы будут соответствовать сразу всем условиям, поставленным вами.

Учитель. Выделим главное.

Базовый алгоритм поиска (Приложение1, Слайд 25).

1. Определите, к какому разделу относится искомая информация.

2. Определитесь, какую именно поисковую машину Вам лучше использовать, учитывая её специфику.

3. Выявите основные слова (или словосочетания), которые характерны для той информации, которую Вы ищите. Попробуйте выявить ключевые слова.

4. Чтобы сделать поиск более эффективным, учитывайте язык запросов, операторы поиска, логические связки искомых слов.

5. Если Вам известна точная фраза из искомых материалов, используйте её как цитату.

6. После проведения предварительного поиска (или первой ступени поиска), если выдано довольно большое количество документов, Вы можете воспользоваться элементом уточнения искать: в найденном.

7. Настройте страницу: расширенный поиск, это позволит Вам более тонко указать условия поиска.

IV. Закрепление нового материала.

Фронтальная работа.

Разминка. Найти информацию в Интернете, объяснить алгоритм поиска.

Задание в Презентации (Приложение1, Слайды 27-29).

  • Из какого произведения (название и автор) следующие строки: "Старик, я слышал много раз, что ты меня от смерти спас. Зачем?" Продолжите :
  • Перед вами известное произведение известного автора "Мадонна в гроте". Кто автор этой картины и место её нахождения?
  • Звучит "Лунная соната". Кто, когда написал это произведение и кому посвятил?

Индивидуальная работа учащихся на ПК. Поиск информации в Интернете.

Задание в Презентации (Приложение1, Слайд 30).

  1. Дайте определение понятию релевантность.
  2. Найти информацию о том, кто был первым чемпионом мира по шахматам и в каком году состоялся первый чемпионат.
  3. Узнайте, какой спектакль будет идти 29.10.2008 в Ленкоме.
  4. Найти текст книги Александра Беляева "Голова профессора Доуэля".
  5. Найти карту Саратовской области.

Результаты поиска учащиеся отражают в текстовом редакторе Word, заполнив таблицу:

Вопрос Вид запроса Результат Использованный поисковый сервер Адрес, найденной Web-страницы
1        
2        
3        
4        
5        

V. Заключительный контроль.

- визуальная проверка работ, выполненных учащимися.

- фронтальная проверка.

VI. Подведение итогов урока. Выставление оценок, за работу на уроке. Файл электронного журнала проецируется на доску, оценки выставляются автоматически, по количеству набранных баллов.

Критерии оценивания:

За каждый правильный, полный ответ - 10 баллов. За правильный, но не обоснованный ответ - 5 баллов.

  • Учащиеся, набравшие от 20 до 35 баллов, получают оценку 3 (удовлетворительно).
  • Учащиеся, набравшие от 40 до 55 баллов, получают оценку 4 (хорошо).
  • Учащиеся, набравшие от 60 до 70 баллов, получают оценку 5 (отлично).

Электронный журнал (Приложение2):

Фамилия Имя  Ответы на вопросы 1 2 3 4 5 Алгоритм поиска Количество баллов Оценка за урок
                   

VII. Рефлексия. Учитель. Вопросы.

  • Чему вы сегодня научились?
  • Что на уроке запомнилось больше всего?
  • Какое задание вызвало затруднение?

Используемая литература

  1. И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер "Информатика и ИКТ", учебник 10-11кл.
  2. И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер "Информатика и ИКТ", практикум 10-11кл.
  3. ИнформМедиаГрупп, статья в Интернете: "Поиск информации".