Первая мировая война

Разделы: История и обществознание


1. Предмет, класс: “История”, 9-й класс.
2. Тема учебного занятия: “Первая мировая война”.
3. Место занятия в учебном процессе: I четверть, раздел “Первая мировая война и ее пследствия”.
4. Форма занятия: урок усвоения новых знаний с применением ИКТ.
5. Формы и способы применения ИКТ на данном уроке:

Этап урока

Форма использования ИКТ

Цель

Организационный Демонстрационная презентация Создание рабочего настроя на урок, проверка готовности.
Актуализация знаний Демонстрационная презентация Вхождение в новую тему.
Объяснение нового материала. Демонстрационная презентация с использованием ЦОР (видеофрагментов и иллюстративного ряда) Формулирование темы и постановка целей, задач урока. Повышение наглядности, мотивации для восприятия материала. Закрепление умений работы с историческими картами, дидактическим материалом.
Закрепление изученного материала Демонстрационная презентация Отработка умений работать с текстовыми таблицами. Формировать творческие способности.
Подведение итогов урока Демонстрационная презентация Учить осуществлять анализ и самоанализ учебной деятельности. Создавать позитивный настрой на уроке.

Методическая часть

Цель использования презентации “Первая мировая война” - это повышение мотивации учеников к изучению истории.

Приложение

Учителем используется следующие методы и приемы:

  • Через эвристическую беседу организован процесс актуализации знаний по изучаемой теме.
  • Организация работы с печатным источником информации – учебником, иллюстрациями, что позволяет использовать визуальную память для изучения и закрепления нового материала. (слайды № 3–15).
  • Решение проблемной задачи. (слайд № 14 ).
  • Частично-поисковый метод (все слайды могут использоваться как средства для использования частично-поискового метода).

1) Презентация позволяет установить логическую связь между этапами урока, т.к. постоянное обсуждение каждого нового пункта плана урока начинается с демонстрации слайда № 2 (план урока), что позволяет учащимся постоянно видеть логическую взаимосвязь изучаемого материала.

2) Использование презентации позволяет учитывать индивидуальные особенности учеников.

3) Ученикам предлагается видеоматериалы и большой иллюстративный ряд по данной теме, что позволяет расширить их кругозор.

Слайд

Что показывает

Как показывает

Для чего

1

Титульный лист С анимацией Указать какой предмет и авторство

2

План урока Картинка с настройкой анимации Для успешной организации познавательной деятельности

3

Убийство Франца Фердинанда Картинка с настройкой анимации Для наглядности при рассказе учителя

4

Схема “Антанта и Тройственный союз” Слайд со схемой и вопросами. Активизация учебной деятельности

5–7

Отношение русского народа к войне Иллюстрации с настройкой анимации Для наглядности при сообщении учащегося

8

Карта “Первая мировая война” Иллюстрация с настройкой анимации Для успешной организации познавательной деятельности

9–10

Иллюстрации событий Первой мировой войны. Иллюстрация с вопросами Для наглядности при рассказе учителя.

11

Плакаты времен войны Иллюстрация с настройкой анимации Для наглядности при сообщении учащегося

12

Таблицу “Военные действия 1914-1918 гг.” Выстроенная таблица с настройкой анимации Отработка умений работы с учебным материалом

13

Страны Антанты и Тройственного союза Задание с настройкой анимации Для отработки картографических умений

14

Проба пера Задание с настройкой анимации Для наглядности при творческой деятельности

15

Военные потери Таблица с настройкой анимации Для наглядности при проведении дискуссии

16

Итоговый контроль. Тесты с настройкой анимации Для проверки правильности и глубины усвоенного материала и его закрепления

17

Рефлексия Вопросы с настройкой анимации Для объективной самооценки своей деятельности

18

Благодарю за урок Фраза с настройкой анимации Для позитивного настроя учащихся и чувства удовлетворенности за совместный труд

Конспект урока

Тема урока: “Первая мировая война”.

Тип урока: усвоение новых знаний и умений (с использованием ИКТ).

Цель урока: Познакомить учащихся с Первой мировой войной.

Задачи урока:

  1. Раскрыть причины Первой мировой войны, стратегические цели и планы воюющих государств.
  2. Охарактеризовать ход военных событий на Западном и Восточном фронтах.
  3. Формировать умения и навыки работы учащихся с тестовой сравнительной исторической таблицей, прослеживать причинно-следственные связи.
  4. На конкретных примерах показать учащимся трагизм и бессмысленность войны.
  5. Дать оценку деятельности исторических личностей.
  6. Сопоставлять и обобщать материал, находить альтернативные решения, правильно распределять время работы.
  7. Совершенствовать навыки работы с исторической картой.
  8. Воспитывать учащихся в духе толерантности и гуманизма.

Оборудование:

  1. Компьютер, медиапроектор, экран.
  2. ЦОР “Всемирная история”.
  3. Презентация к уроку.
  4. Учебник: Шубин А.В. Новейшая история зарубежных стран. XX век, 9-й класс, М.: Дрофа; Издательско-образовательный центр “Веди-принт”, 2005 г.
  5. Политическая карта мира, атлас, контурные карты, раздаточный материал.
  6. Иллюстративный материал.

Домашнее задание: параграф 1, 2; составить комикс.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Июльский кризис 1914 г.
  4. Причины Первой миррой войны.
  5. Боевые действия 1914–1918 гг.
  6. Капитуляция стран Четвертного союза.
  7. Итоговый контроль.
  8. Рефлексия.
  9. Итог.

Название этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Использование ЦОР

Слайд №

Прогнозируемый результат

Организационный момент Проверка готовности учащихся к уроку, настрой на урок. Проверяют самостоятельно готовность к уроку, настраиваются на урок. Создание рабочего настроя на урок.
Актуализация знаний Вступительная беседа по вопросам:
  • В каком году были созданы Тройственный союз и Антанта?
  • В чем заключались противоречия между странами Тройственного союза и Антанты?
Отвечают на вопросы, используя знания, полученные по всеобщей истории в 8 классе. Вспомнить ранее изученный материал по истории.
Изучение нового материала. Через ответы на вопросы подводит к пониманию, о чем пойдет речь на уроке. Самостоятельно ставят цель урока. Слайд № 2 Самостоятельная постановка цели и задач урока учениками.
Июльский кризис. Предлагает просмотреть видеофрагмент “Первая мировая война” и назвать повод войны. Отвечают на поставленный вопрос. Слайд № 3 Умение прослеживать причинно-следственные связи.
Причины Первой мировой войны. Предлагает заполнить схему. Заполняют схему. Слайд № 4 Умение делать выводы.
Сообщение “Отношение русского народа к войне”. Слайд 5–7 Умение работы с источниками.
Боевые действия 1914–191 8 гг. Организовывает работу с настенной картой и контурными картами. Решают поставленные задачи. Слайд № 8 Совершенствовать навыки работы с картой.
Рассказ учителя о военных действиях. Делают записи в тетради. Слайд № 9–10 Отработка умений ведения конспекта.
Организовывает работу с иллюстрациями. Отвечают на вопрос:

Для чего и почему появились эти работы?

Слайд № 11 Обогащение понятийного аппарата.
Капитуляция стран Четвертного союза. Предлагает просмотреть видеофильм “Итоги Первой мировой войны”. Обсуждают итоги и последствия первой мировой войны. Умение вести дискуссию.
Этап закрепления знаний. Организовывает работу по заполнению таблиц. Заполняют таблицу о военных действиях. Слайд № 12 Умение выделять главное.
Работают с картой и заполняют таблицу “Страны Антанты и Тройственного союза”. Слайд № 13 Умение работать с текстовой таблицей.
Предлагает творческое задание. Пишут о события Первой мировой войны от имени ее участника. Слайд № 14 Развитие творческой личности.
Предлагает рассмотреть таблицу “Военные потери”. Анализируют

материал.

Слайд № 15 Умение анализировать материал.
Предлагает проверить качество усвоенного материала. Выполняют итоговое тестирование. Слайд № 16 Определить уровень усвоения знаний.
Итог урока. Подводит итог урока. Проводят рефлексию. Слайд № 17 Умение проводить объективный самоанализ учебной деятельности.
Домашнее задание:
  • Параграф 1, 2.
  • Составить комикс на тему “Первая мировая война”.
Записывают домашнее задание в дневник. Развитие творческих способностей, эстетического и художественного вкуса.

Приложение