Профориентационное, трудовое, экологическое и природоохранное воспитание школьников на основе межпредметных связей

Разделы: Химия, Биология, Экология


Принципиальными отличиями нового содержания образования являются:

  1. вариативность, определяемая альтернативными учебными программами и учебниками;
  2. разноуровневость, позволяющая развивать индивидуальные способности школьника, формировать творческую, активную личность.

На завершающей ступени образования наибольшее развитие получат дифференциация и, наряду с изучением базовых (обязательных) предметов, свободный выбор учащимися дисциплин предпрофильного и профильного обучения, что будет способствовать развитию интереса и способностей. В итоге профильная подготовка поможет выбрать дальнейшее образование.

Цель биологического образования – подготовка биологически и экологически грамотной личности, обладающей эволюционным мышлением, экономической культурой, владеющая знаниями методов, понятий и областей практического применения знаний по биологии.

Перед учителем поставлены задачи по формированию у учащихся научного мировоззрения, навыков практического применения знаний о живых системах биосферы и об основных видах деятельности в целях профориентации. Урок биологии дает определенный объем знаний по предмету. Но школа призвана в обществе решать и воспитательные задачи, формировать трудовые, экономические, экологические, нравственно – эстетические, физические и гигиенические навыки. И делать это следует практически в ходе каждого урока во взаимосвязи с другими школьными предметами, используя комплексный подход. На уроках ботаники нельзя упускать возможности подвести учащихся к выводу о том, что растения – составная часть природы, часть окружающего мира. Существует тесная связь не только между органами растения, но и растения со средой обитания. Одновременно должен обсуждаться вопрос бережного отношения к природе, влияния деятельности человека на окружающую среду. Раскрывая процессы дыхания, фотосинтеза, минерального питания растений, необходимо привлекать знания учащихся о диффузии (физика), растворах, химических реакциях (химия). Эти знания становятся фундаментом для последующего понимания естественных причин исторического развития органического мира на Земле, взаимосвязи этого фактора с географическими преобразованиями планеты и развитием человеческого общества. Все это во взаимосвязи определяет научную картину мира, окружающего человека. Школьники должны уметь объяснять биологические процессы и явления с точки зрения разных наук: физики, химии, экологии, истории, географии, математики. Поэтому им надо предлагать, для развития этих навыков, задания, требующие логического рассуждения, умений активно использовать уже имеющиеся знания. Например, можно предложить такие задания:

  1. докажите зависимость жизнедеятельности растений от естественных причин;
  2. докажите, что растения – целостный организм;
  3. докажите, что многообразие растений – результат их исторического развития.

Конечно, не все учащиеся могут справиться с такими заданиями. Это нужно предлагать дифференцированно. Эффективность образовательного процесса современного школьника во многом зависит от систематического обобщения знаний. Это создает возможность управления способностями каждого ученика, учит его самостоятельно находить подтверждение законов природы. Эта самостоятельность приходит к ним после того, как учитель научит видеть закономерности во взаимосвязи разных наук. Например, изменение в биогеоценозах (истребление хищников, накопление ядохимикатов, вредных отходов промышленности и сельского хозяйства, распашка земель, вырубка лесов, пожары и т.д.) вызывают в  них очень серьезные и необратимые последствия. Такие факторы влияют на численность видового состава и структуру биогеоценоза. Здесь можно убедить учащихся в действии закона «перехода количественных изменений в качественные». Немаловажная задача биологического образования в убеждении первостепенной роли труда в формировании человеческой личности. Для усвоения знаний об основных стадиях становления и развития человека разумного, необходимо усвоить, что происхождение человека из мира животных стало возможным в результате трудовой деятельности. Целый ряд тем представляет учителю возможность увязать изучаемый материал с конкретными задачами, поставленными перед биологической наукой и сельским хозяйством, основными направлениями развития здравоохранения.

На этом можно воспитывать чувство общественного долга, бережного и экономного отношения к национальному богатству, гражданственности, гордости за свою Родину.   Показывая успехи биологической науки, достижения в микробиологической и медицинской промышленности, новые открытия в селекционной работе ученых, приобщая детей к событиям, происходящим в стране, области, районе, учитель осуществляет патриотическое воспитание.  Вместе с тем, раскрывая возникающие при этом трудности, причины снижения темпов производства, негативные явления (которые имеют место), педагог определяет отношение к этому школьника, заставляет задуматься над тем, как это исправить. Нужно подчеркивать, что не талант как таковой приносит успех, а талант и труд, упорство и верность делу, идеалам науки позволяет оставить свой след в истории человечества. Примером могут служить судьбы многих ученых: М.В. Ломоносова, В.И. Вавилов, В.И. Вернадского, Д.И. Менделеева, И.В.Мичурина, И.И. Мечникова, И.П. Павлова и многих других. Очень положительно воспитывают личность школьника использование активных методов приемов образовательной деятельности учителя и учащихся. Это разнообразные формы организации урока и внеурочных занятий по предмету. Они помогают воспитывать активность в учебно – познавательной работе ученика, формируют практическую направленность содержания предмета, повышают качество обучения и воспитания, одновременно развивая способности. Не секрет, что одни и те же методы и формы обучения у разных учителей дают разный эффект. Надо ли доказывать, что воспитательные функции метода прямо и непосредственно связаны со стилем работы учителя и его личностными качествами.

Россия богатая страна. Но детям постоянно нужно напоминать о том, что только труд дает это богатство в сочетании со знаниями и, что только бережное и рациональное отношение к этим богатствам могут сохранить и преумножить их. Привести можно такой пример. Для получения одной буханки хлеба (1кг)  нужно иметь 4м2 почвы, урожай с нее не менее 20 ц/га. Их надо вспахать, засеять, забороновать, удобрить, очистить от сорняков, подкормить, затем скосить, обмолотить зерно, высушить, превратить в муку, выпечь хлеб и доставить его в магазин, где продать за 4 рубля. Следует напомнить, что хлеб – это святое. Пример: если семья из 4-х человек ежедневно будет выбрасывать 100г хлеба, то в год это составит 36,5кг. Хлеб – это не только показатель достатка семьи, но и экономическая мощь государства. Перед школьниками в старших классах необходимо выносить проблемы и вопросы, требующие аргументированных, доказательных ответов, обоснованных с точки зрения науки и практики, вдумчивого государственного подхода. Например, это могут быть:

  1. «Ежегодно из почвы, вместе с урожаем выносятся десятки тонн питательных веществ (азот, калий, фосфор т.д.). Поэтому необходимо восполнять их недостаток внесением удобрений. В то же время, удобрения вымываются из почвы, попадают в водоемы, загрязняя их, что приводит к бурному развитию сине – зеленых водорослей. В свою очередь это вызывает гибель рыбы и других обитателей водоема от недостатка кислорода. Выскажите свое мнение о том, что надо сделать, чтобы не случалось подобных явлений».
  2. «В настоящее время на Земле проживает более 5 миллиардов  человек. Остро стоит проблема обеспечения населения продуктами питания. Повышение продуктивности растений и животных не позволяет решить данную проблему, тем более, что площади пахотных земель все время сокращаются. Выскажите предположение о возможных путях решения этой проблемы. Ответ обоснуйте».

Подобные задания формируют критически – оценочный подход к объяснению негативных явлений и фактов. Они могут стать темой исследовательской деятельности школьников, что включает в себя использование знаний не только биологической науки, но и многих других. В исследовательских проектах ученик применяет практически знания многих школьных предметов в их взаимосвязи, а это как раз и есть решение задач школьного образования и профильной подготовки выпускников. Из школы должен выйти сформированный полноценно, знающий свое будущее предназначение гражданин.

Использование межпредметных связей биологии с другими предметами естественно-научного и гуманитарного цикла, в особенности с физикой, химией, географией, трудовым обучением, позволяет определить общую систему знаний учащихся о реальном мире. Это помогает преодолеть их узкую направленность, улучшить перенос в другие обстоятельства и разносторонне их осмыслить. Знания школьников о ландшафтах, географической оболочке, природных компонентах помогают в изучении надорганизменных систем в курсе биологии. Знания о клетке как структурно-функциональной единице живого опираются на химические и физические знания. Изучение строения и функции органа зрения строятся на основе знаний о природе света из курса физики. Знания об эволюции биосферы можно удачно связать с географией, историей, химией, раскрывая опасность физического, химического, энергетического и биологического загрязнения ее. Можно сочетать с этим примеры отрицательных последствий деятельности человека в данной местности:

  1. отрицательные последствия неправильного внесения удобрений в почву;
  2. вытаптывание и разрушение среды обитания живых организмов.

Но важно увидеть и положительную деятельность человека:

  1. рекультивация земель;
  2. восстановление плодородия почвы;
  3. проведение противоэрозийных работ;
  4. увеличение доли органических удобрений, вносимых в почву.

В итоге хочу сказать, что в работе учителя биологии должна быть система работы по воспитанию школьника, как личности на основе межпредметных связей. Это примерно так выглядит:

  1. анализ и отбор содержания учебного материала для урока важного в воспитательном аспекте;
  2. ознакомление учащихся с диалектическим подходом к учению биологических явлений и процессов;
  3. широкое использование связи биологии с другими учебными предметами (включение биологических знаний в общую систему о научной картине мира);
  4. использование заданий и вопросов, успешное решение которых убеждает ученика в ценности и действенности знаний;
  5. постоянная выработка у школьников ценностного отношения к природе, жизни на Земле, умению применить знания в практической деятельности:
  6. использование разнообразных методов и приемов, развивающих мыслительную деятельность подростка, способствующих выработке убеждений.

Сегодня мы, люди ХХI века забыли заповеди древних. И, несмотря на то, что вооружены научными знаниями, ежеминутно и повсеместно нарушая законы природы, поставили биосферу Земли на грань неминуемой гибели. Значение биологических знаний, связанных с другими науками неоценимы для положительного решения этой проблемы. И это важнейшая цель, которую должен преследовать учитель биологии.