Форма урока: Повторительно-обобщающий.
Цели:
- Сформировать представление о всемирно-историческом значении Великой Отечественной войны, опираясь на изученное по теме, и используя дополнительный материал, подготовленный учащимися.
- Развивать умения учащихся заниматься поисковой деятельностью, использовать дополнительный материал, работать с таблицей, умение аналитически мыслить и делать выводы.
- Воспитывать патриотические чувства у учащихся на примерах героизма советских людей в годы войны.
Оборудование:
- карта “Вторая мировая война;
- рефераты учащихся “Всемирно-историческое значение Победы в Великой Отечественной войне. Цена Победы”, “Курская битва на фоне событий Великой Отечественной войны”;
- таблица “Количество дивизий, принимавших участие на фронтах Второй мировой войны”;
- сообщение “Нюрнбергский процесс”;
- сообщение “Акбулак военный”;
- сообщение “О дважды Герое Советского Союза, Герое-земляке А.И.Родимцеве”;
- сочинения “Наша семья в годы войны”;
- стенд “Города-Герои”;
- Книги Памяти Акбулакского района;
- КИМы по Великой Отечественной войне;
- рукописная брошюра, включающая список родственников выпускников, которые воевали на фронте или трудились в тылу, приближая Победу.
Ход урока
1. Оргмомент
2. Основная часть урока
На последних уроках мы детально изучали события Великой Отечественной войны. Прошло 60, 65 лет со времени этих событий, но каждое поколение молодых людей пытается дать свою оценку этих событий. Какую же цель сегодня мы поставим перед собой?
Учащиеся формулируют цель – каково место этого события в мировой истории, в чем проявилось военное искусство и героизм советских людей, какую роль сыграл наш народ в разгроме гитлеровской Германии, какова была цена Победы.
- Сколько лет длилась Вторая мировая война? – 6 лет
- Сколько стран было втянуто в войну? - 61 государство, что составляет 4/5 населения Земли
- Сколько человеческих жертв она принесла? – свыше 50 млн. жизней
- Какой мы можем сделать вывод? – Вторая мировая война по своим масштабам и ожесточенности не имеет себе равных. Она была самой кровопролитной и разрушительной. Наибольшие жертвы выпали на долю СССР, потерявшего более 27 млн. человек.
Большая часть населения планеты родилась и выросла в послевоенное время. Минувшая война стала историей, но люди помнят о ней и стремятся осмыслить уроки прошлого, они хотят знать, почему человечество оказалось ввергнутым в эту кровопролитную войну, каковы те силы, которые нанесли поражение агрессорам?
В чем историческое значение Победы советского народа в Великой Отечественной войне? – (В ходе ответов учащихся ведется запись на доске)
1. СССР, разгромив фашистские войска, ликвидировал опасность распространения фашизма;
2. СССР стал главной силой, разгромившей фашизм. Он сыграл решающую роль в разгроме гитлеровской Германии.
3. Крупнейшие сражения навсегда вошли в историю мирового военного искусства.
4. Советский народ проявил массовый героизм.
Итак, агрессоры стремились завоевать мировое господство, не останавливаясь перед уничтожением целых народов. Они стремились установить новый порядок с помощью концлагерей и тюрем, колонизации оккупированных стран. Голод, газовые камеры, виселицы и плеть стали атрибутами этого порядка.
Зверства фашистов были вскрыты и осуждены на Нюрнбергском процессе.
Колоссальные усилия и огромные жертвы понадобились для того, чтобы остановить, а затем и разгромить агрессора. Но судьба войны решалась на советско-германском фронте. (Ученик анализирует таблицу “Количество дивизий, принимавших участие на фронтах Второй мировой войны”)
Дата | Общее кол-во дивизий | На Советско-Германском фронте (всего) | В% | На других фронтах (всего) |
В % | На оккупированных территориях (всего) |
В% |
22 июня 1941г. | 217,5 | 153 | 70,3 | 2 | 0,9 | 62,5 | 28,8 |
1 мая 1942г. | 181,5 | 181,5 | 76,5 | 3 | 1,2 | 53 | 22,3 |
1 июля 1943г. | 196 | 196 | 66 | 8 | 2,7 | 93 | 31,3 |
1 января 1944г. | 318 | 201 | 63,2 | 19,5 | 6,2 | 97,5 | 30,6 |
1 июня 1944г. | 326,5 | 181,5 | 55,6 | 81,5 | 25 | 63,5 | 19,4 |
1 января 1945г. | 314,5 | 179 | 57 | 119 | 38 | 6,5 | 5 |
Ученики делают вывод о том, что именно СССР вынес основную тяжесть в разгроме фашизма.
Какие же основные сражения Великой Отечественной войны мы изучили? – в ходе ответов учащихся составляется таблица
Дата сражений | Место сражения | Историческое значение сражения |
22 .06– 20.07 1941г. | Оборона Брестской крепости | Вместо нескольких часов, по плану “Блицкриг”, фашисты задержались здесь около месяца. |
10.07 1941г. -13.01.1944г. | Оборона Ленинграда | 900 дней длилась блокада города, но враг так и не смог взять его |
30.09 1941г.-20.04 1942г. | Битва под Москвой | Первое крупное поражение гитлеровских войск. Крах плана “молниеносной войны” |
17.07 1942г.- 02.02 1943г | Сталинградская битва | Начало коренного перелома в войне |
05.07 – 23.08 1943г. | Курская битва | Завершение коренного перелома в войне. Инициатива в ходе ведения военных действий перешла к советским войскам |
16.04 – 08.05 1945г. | Берлинская операция | Подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии |
О событиях и значении Курской битвы написала реферат ученица класса, которая сейчас нам коротко раскроет цели и выводы по теме.
Подчеркнуть массовый героизм мы можем на примере жизни нашего земляка, дважды Героя СССР А.И.Родимцева. (Приложение №2)
Об Акбулаке военном расскажет нам следующий ученик. (Приложение №3)
Какой след в ваших семьях оставила война? – Несколько учеников зачитывают строки из сочинений.
Силами учеников была составлена рукописная книга с фамилиями тех, кто на фронте и в тылу завоевал Победу. Это достаточно большой список заставит задуматься вас о том, какой ценой завоевано счастье! Помните об этом!
3. Закрепление.
Работа с КИМами по теме “Великая Отечественная война”.(Приложение №4)
- Взаимопроверка
Дом. Задание: повторить изученные параграфы. Составить 10 тестов по изученной теме