С природой одною жизнью живя. Игры и упражнения на природе

Разделы: Русский язык, Литература, Внеклассная работа


Невообразимая красота цветов. Грациозный полёт птиц. Шум ветра в кронах деревьев. Медленно кружащиеся в каком-то замысловатом танце снежинки…

В суете повседневности мы перестали замечать эти явления, стали воспринимать их как обыденные и мало что значащие. Но если на мгновение остановиться, прислушаться, всмотреться, в каждом из нас они затронут что-то своё, особенное, встрепенут те струны нашей души, о которых мы даже не догадывались, всколыхнут то, о чём давно забыли. И неожиданно возникшее чувство гармонии с природой больше уже никогда нас не покинет: оно станет неотъемлемой частью нашей жизни.

Развить в себе способность наслаждаться природой, тонко чувствовать её величие, удивляться тому, что на первый взгляд кажется обычным, и, конечно же, выражать свои впечатления может каждый человек. Но особенно благодатным периодом для этого является детство. Дети в силу своей любознательности и стремления к познанию мира очень восприимчивы к окружающему. Их интересует всё: и почему идёт дождь, и куда исчезают осенью бабочки, и как образуется туман, и что такое листопад. И нет ничего удивительного в том, что они стараются всё потрогать, понюхать, попробовать на вкус, подержать в руках. Однако данный процесс познания мира и установления гармоничных отношений с природой может быть не только стихийным, осуществляемым детьми самостоятельно, зачастую методом проб и ошибок, но и педагогически организованным. И сделать это под силу каждому учителю. Достаточно лишь вовлечь учеников в такие виды деятельности, чтобы они могли видеть, ощущать, чувствовать, трогать, слышать, вдыхать, делиться своими впечатлениями. При этом вовсе не обязательно организовывать многочасовые экскурсии или совершать поездки за город. Можно просто выйти на пришкольный участок, на расположенную рядом со школой поляну, в парк или сквер, и вместе с детьми выполнить игры и упражнения.

Моё дерево.

Любой объект природы, в том числе и дерево, мимо которого проходишь каждый день, покажется новым и интересным, если взглянуть на него по-другому, не итак как обычно. Во время экскурсии в парк или сквер предложите ребятам выбрать дерево и определить:

- как оно выглядит сегодня;

- его физические особенности: размер, форму листа, цвет и т.д.;

- живо оно или нет;

- издаёт ли оно какие-нибудь звуки;

- есть ли у него запах (разные части дерева – листья, кора, ветки – пахнут по разному);

- как это дерево сюда попало и могут ли к нему присоединиться другие деревья;

- какие живые существа нужны этому дереву, чтобы выжить.

Выбрав своё дерево, ребёнок может не только осмотреть его, но и прикоснуться к нему рукой, посидеть под ним, послушать звуки, исходящие от него, вдохнуть его запах. Однако стоит предупредить детей, что пробовать на вкус разные части дерева нельзя.

После возвращения в класс ребятам следует дать возможность поделиться своими первыми впечатлениями, спросив, что такое, на их взгляд, дерево. Высказывания могут быть самыми разными, в том числе и такими: “Дерево – живое существо”, “Дерево имеет много частей как люди. Ствол – это туловище, кора – кожа, ветви – руки и ноги, листья – волосы”. Все высказывания учеников записываются на доске, а затем выбираются общие утверждения.

Теперь, когда ученики уже знают, в чём они заинтересованы и какую информацию способны принять дополнительно, можно предложить им выполнить одно из следующих заданий:

  • Сочини стихотворение о дереве, включив в него не менее 10 прилагательных.
  • Сочини и представь небольшой рассказ, театральную миниатюру о родителях дерева или его нескольких вёснах.
  • Вспомни те звуки, которые издавало дерево. Сделай краткое описание этих звуков, подобрав подходящие слова.
  • Представь и запиши свой разговор с деревом: что может дерево слышать, видеть, чувствовать, о чём может думать?
  • Опиши своё дерево так, чтобы его все смогли узнать.
  • Расскажи о том, что ты узнал о дереве, своему другу, покажи ему своё дерево.

В последующем ребята могут продолжить наблюдение за деревом самостоятельно. Главное, чтобы они отслеживали, как изменилось дерево, в чём оно осталось прежним, как может измениться к следующему визиту. Результатом всех этих наблюдений может стать выполнение творческой работы.

Дотронься до солнца.

В тёплый солнечный день в конце весны или в начале осени лес поражает своей красотой, очаровывает и одухотворяет. Во время одной из экскурсий в такой лес можно предложить ребятам лечь на землю и, глядя в небо, представить себя частью земли. Сквозь просветы в листве деревьев каждый увидит что-то своё, особенное: солнце, облако, радугу или даже звезду.

Предложите ребятам рассмотреть то, что они увидели, и представить, что они дотрагиваются до этого объекта рукой. Естественно, что ребята испытают определённые чувства и захотят ими поделиться. Пусть они сделают рисунок, сочинят рассказ, стихотворение, музыкальную композицию.

Чёрное и белое.

Первый снег, выпадающий всегда неожиданно, у всех вызывает удивление, восторг, радость. Помочь детям осознать и передать возникшие ощущения можно во время экскурсии на пришкольный участок или расположенный неподалёку парк. Ребятам предлагается разделиться на две группы, одна из которых находит и описывает всё “чёрное”, то есть то, что осталось от осени, а вторая – находит и описывает “белое”, то есть то, что относится к зиме. На основе данных наблюдений ребята выполняют творческую работу: сочиняют рассказ, стихотворение, сказку или произведение любого другого жанра.

Оттенки значения.

Наблюдая за объектами окружающего мира, дети становятся свидетелями тех явлений и процессов, которые происходят вокруг. Дать возможность поделиться тем, что они увидели и узнали, можно предложив написать диамант – стихотворение в форме кристалла. Все слова в данном стихотворении связываются оттенками значений, как одинаковыми, так и противоположными по смыслу, и соответствуют следующим требованиям:

  • 1 строка – существительное,
  • 2 строка – два прилагательных,
  • 3 строка – три причастия,
  • 4 строка – четыре существительных,
  • 5 строка – три причастия,
  • 6 строка – два прилагательных,
  • 7 строка – существительное.

В качестве слов, отражающих противоположные природные явления, можно взять: огонь – вода, пустыня – пышный сад, гармония – хаос, изобилие – редкость, дождь – засуха, целое – часть, начало – конец, расцветание – увядание.

Примером такого стихотворения может служить:

  • Рождение,
  • Зелёный, яркий,
  • Светящийся, растущий, цветущий,
  • Жара, движение, солнце, пища,
  • Увядающий, замедленный, затуманенный,
  • Коричневый, старый,
  • Смерть.

Поэтический след.

Прогулка или экскурсия оставит глубокий след душе ребёнка, если Вы дадите ему возможность не просто изучить какой-то объект природы, но и осознать те чувства, которые он вызывает, и воплотить их в поэтической форме. В качестве такого объекта может быть выбрана поляна, отдельно стоящее дерево, небольшая рощица или просто цветок.

В ходе изучения своего объекта природы и места, где он расположен, ребята составляют список слов, описывающих этот объект и чувства, которые он вызывает. Например, при описании осязательных впечатлений можно использовать слова грубый, острый, тёплый, холодный. Затем с помощью этих слов пусть они попробуют написать какое-нибудь стихотворение. Наиболее удачными для этого являются такие жанры поэзии, как:

Акростих – стихотворение, где первые буквы каждой строчки составляю слово, если их прочесть сверху вниз. Например: Солнце

Не в силах

Его

Гнать. (= Снег)

Аллитерация – стихотворение, в котором все слова начинаются с одной буквы. Например: Ветер воет,

Вращает,
Возносит высоко
Ворохи всякой всячины.

Хайку – стихотворение в три строки: в первой и третьей строках по 5 слогов, во второй строке 7 слогов. Хайку выражает первое впечатление от увиденного, например, от восхода солнца, полёта птицы, водопада. Например:

Лёгкий ветерок
Листвой нежно играет
В макушках берёз.

Кинкваин – стихотворение, состоящее из пяти строчек, каждая из которых имеет особое значение:

1 строка – название в двух слогах,

2 строка – описание предмета в четырёх слогах,

3 строка – описание действия в шести слогах,

4 строка – выражение чувства в восьми слогах,

5 строка – повтор названия в двух слогах.

Например:

Ветер,
Струящийся,
Качает травинки,
Прикасаясь к ним ласково,
Нежно.

После выполнения творческой работы можно провести конкурс поэтических этюдов. Помимо этого каждый ребёнок может сделать фотографию или рисунок выбранного им объекта природы, что послужит прекрасным поводом для проведения выставки фотоэтюдов и рисунков.

Расскажи, что увидел.

Для того чтобы рассмотреть какой-либо объект природы, увидеть в нём что-то необычное, иногда может понадобиться довольно большое количество времени, а иногда для этого достаточно всего несколько минут.

Во время прогулки выберите вместе с ребятами какой-нибудь объект природы: дерево, камень, ручей, кочку и т.д. Предложите детям по команде добежать до этого объекта, стараясь увидеть в нём что-то особенное. А потом - ответить на вопрос: “Что Вы увидели, пока бежали?”. Поверьте, ответы ребят Вас приятно удивят.

Художественная поэзия.

Деревья являются хорошим объектом для написания стихов, в которых строфа складывается в зрительный образ. Показать это детям можно на примере такого художественного стихотворения:

Дайте ребятам время рассмотреть запись и попросите их подумать над словами данного стихотворения, оформленного в виде дерева. Хорошо, если будет составлен список комментариев, которые дадут дети по ходу рассматривания записи. В списке могут быть такие слова: высокий, огромный, скользкий, заплесневелый, кривой, холмистый, грубый, корявый. Список получится более интересным, если ребята смогут выйти на улицу, посмотреть на деревья, потрогать их, постоять рядом с ними.

Запишите стихотворение в обычной форме, в строчку, и спросите у детей, в каком случае им было интереснее его читать. Предложите им подумать над тем, как лучше записать некоторые слова, чтобы их форма соответствовала содержанию. В качестве примеров могут быть взяты такие слова, как развеваться, кружиться, плыть, качаться и т.д.

Теперь пусть ребята придумают свои художественные стихотворения о дереве. При этом не обязательно соблюдать рифму и делать все строки одинаковой длины. Главное – из слов составить рисунок.

Разноцветные истории.

В одной известной детской песенке герой всё, что видел, раскрасил в оранжевый цвет. В результате у него получилось “оранжевое небо”, “оранжевая мама”, да и сам он тоже стал оранжевым. Предложите ребятам разбиться на семь групп и, выбрав один из цветов спектра, описать понравившийся им во время экскурсии уголок природы в этом цвете. Описание может быть выполнено в любом из жанров (рассказ, сказка, стихотворение и др.).