Цели:
- познакомить учащихся с мышцами, видами мышц, их функциями;
- развивать коммуникативные умения учащихся;
- воспитывать здоровый образ жизни.
Ход урока
Орг. момент | - Поприветствуйте гостей. - Садитесь. |
1 слайд |
Актуализация знаний | - Отгадайте загадку: “ Я опору тела составляю, Ходить, бегать помогаю”.(Скелет) - Назовите части скелета. |
2 слайд |
Работа в группах | - Предлагаю поработать в группах. Какое
главное правило работы в группе? - Обсудите в группе 1 группа - Человек рано утром имеет один рост, а вечером его рост уменьшается. Объясните это явление. 2 группа - Известно, что у гимнастов очень гибкое тело, они без особых усилий делают “ мостик”, изгибают дугой свой позвоночник. Руки же человека сгибаются только в плечах, локтях, кистях, а ноги- в бедре, колене, стопе. Объясните, почему руки и ноги не могут так же сгибаться, как позвоночник. 3 группа - Почему важно сохранять правильную осанку? - Что такое осанка? 4 группа - Интересно, что в Средние века при строительстве мостов и зданий рекомендовалось добавлять в известковый раствор сырые яйца и даже молоко. А сегодня врачи считают, что и нашим костям необходимы яйца и молочные продукты. В чем секрет этих рекомендаций? |
|
Вывод | - Подведем итог сказанному (о значении
скелета) *опора тела *защита организма *форма тела |
|
Работа над новым материалом. Определение темы.
Целеполагание
Игра “Замри”
Работа с учебником
Практическая работа |
- Посмотрите на экран. - Если вы правильно разгадаете кроссворд, то в выделенных клетках прочтете тему урока. Загадки. - А для чего надо изучать мышцы? - Итак, сегодня мы будем говорить о мышцах, определим их функции, узнаем какие, бывают мышцы. - Я слышала такую пословицу: “ Были бы кости, а мясо нарастет”. - Как понимаете пословицу? - А знаете, откуда пришло слово “ мышца”? - Название “мышца” произошло от латинского слова “мускулус”, что означает “мышонок”. Это связано с тем, что врачи, наблюдая за сокращением скелетных мышц, заметили, что они как бы бегают под кожей, словно мыши. -Хотите поиграть в игру “Замри”? -Вы двигаетесь, принимаете различные позы. По моему сигналу “Замри” - замираете. - Что позволило вам принимать и держать разные позы? - Определите, какие мышцы у вас работали. - Посмотрите на экран. - Какие по величине бывают мышцы? ( Большие и маленькие) - Где расположены крупные мышцы? ( Самая большая – ягодичная, большие – большая грудная, бицепс, мышца бедра, икроножная). - Почему здесь расположены сильные мышцы? (Выполняют тяжелую работу). - Давайте посмотрим, что об этом нам говорит учебник. - Прочитайте текст на с.40 - Что узнали? - Как думаете, сколько мышц в организме человека? ( На самом деле тело человека состоит из 639 мышц). - Опустите левую руку вниз, расслабьте мышцы. Кистью правой руки обхватите мышцы в области плеча (бицепс). Напрягите левую руку в локте. Разогните руку. - Что вы почувствовали? - Какой вывод сделаем? Что об этом говорит учебник? С. 40- 41 - Вывод: есть мышца- сгибатель, и мышца- разгибатель. Когда одна работает, другая- расслабляется. - Как же работают наши мышцы? Об этом мы даже и не задумываемся. - Послушайте древнюю индийскую сказку. Однажды молодая веселая сороконожка танцевала на солнце. Старая жаба злобно следила за ней из болота, завидую легкости ее движений. И вдруг она спросила плясунью: - Не объяснишь ли ты мне, дорогая, как тебе удается так замечательно распоряжаться всеми своими ножками? Откуда ты знаешь, какая ножка поднимается первой, а какая двадцать восьмой? Которая из ножек опускается, когда подымаются одиннадцатая и седьмая? Сороконожка остановилась и задумалась. Ей никогда в голову не приходили такие вопросы. А теперь ей стало и самой любопытно – как же поступает она на самом деле? Ну какую, например, ножку надо ей сейчас поднять, чтобы продолжать свой танец? Но она этого не знала. И чем больше она об этом думала, тем все больше задумывалась. Так она и осталась неподвижной со всеми своими сорока ножками, на радость злорадной жабе. Вывод: - Мы тоже могли оказаться в печальном положении этой плясуньи, если бы каждый раз задумывались, прежде чем сделать шаг или поднять руку и начали бы соображать, как это сделать. - Интересно, что для того, чтобы сделать всего один шаг, нужно сократить и расслабить 20 мышц. Все делается в определенном порядке, а мы даже не замечаем этого. Потому что мы привыкли это делать и для нас это естественно. - Когда пианист играет в быстром темпе пьесу, его пальцы делают до 120 ударов в минуту. Хорош бы он был, если думал, каким пальцем ему нужно ударить следующую клавишу! Но терпеливо упражняясь каждый день, разучивая пьесу медленно, а затем быстрее, повторяя ее бесконечное количество раз, пианист приучает мышцы своих рук действовать автоматически. - А хотите еще поработать в группах? Продолжим исследование (задание группам по страницам учебника – 42 – 43). - А сейчас поработайте разными мышцами своего лица. - Представьте себя артистом – мимом. Без слов изобразите страх, боль, печаль, радость, удивление. Что помогло вам сделать это? - 1/5 часть новорожденного приходится на мышцы, у взрослого мышцы составляют 2/5 веса тела. Скелет и мышцы растут и развиваются. Движение человека становятся совершеннее и разнообразнее. - Как вы думаете, сила и ловкость – это врожденные качества человека или приобретенные? Что поможет стать красивым, сильным, здоровым человеком? (занятия спортом, при тренировке развиваются мышцы) - Что же происходит с мышцами? - Какие полезные советы вы могли бы предложить? - Прислушайтесь к этим советам: Если хочешь быть сильным – бегай; хочешь быть красивым – бегай; хочешь быть умным – бегай! Кто много ходит, тот долго живет. Движение строит организм. Движение может по своему действию заменить любое лечебное средство, но все лечебные средства не могут заменит действия упражнений. |
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11 |
Рефлексия | - Что нового вы узнали о себе? - Что было самым удивительным? - О чем вы задумались после сегодняшнего урока? |
|
Домашнее задание | - Стр. 40 – 44 – прочитайте текст, и
выберите любое изречение, попробуйте его
объяснить. - Или подберите интересные факты о скелете, мышцах. |
Слайд 12 |
- Закончить наш урок хотелось бы такими словами: Помните! “Без труда слабеют ум и тело!” | Слайд 13 |
Приложение: презентация урока.