Урок окружающего мира в 4-м классе по системе Л.В. Занкова "Мышцы"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить учащихся с мышцами, видами мышц, их функциями;
  • развивать коммуникативные умения учащихся;
  • воспитывать здоровый образ жизни.

Ход урока

Презентация урока.

Орг. момент - Поприветствуйте гостей.

- Садитесь.

1 слайд
Актуализация знаний - Отгадайте загадку:

“ Я опору тела составляю,

Ходить, бегать помогаю”.(Скелет)

- Назовите части скелета.

2 слайд
Работа в группах - Предлагаю поработать в группах. Какое главное правило работы в группе?

- Обсудите в группе

1 группа

- Человек рано утром имеет один рост, а вечером его рост уменьшается. Объясните это явление.

2 группа

- Известно, что у гимнастов очень гибкое тело, они без особых усилий делают “ мостик”, изгибают дугой свой позвоночник. Руки же человека сгибаются только в плечах, локтях, кистях, а ноги- в бедре, колене, стопе. Объясните, почему руки и ноги не могут так же сгибаться, как позвоночник.

3 группа

- Почему важно сохранять правильную осанку?

- Что такое осанка?

4 группа

- Интересно, что в Средние века при строительстве мостов и зданий рекомендовалось добавлять в известковый раствор сырые яйца и даже молоко. А сегодня врачи считают, что и нашим костям необходимы яйца и молочные продукты. В чем секрет этих рекомендаций?

 
Вывод - Подведем итог сказанному (о значении скелета)

*опора тела

*защита организма

*форма тела

 
Работа над новым материалом.

Определение темы.

 

 

 

 

Целеполагание

 

 

 

 

 

 

Игра “Замри”

 

 

 

 

 

 

 

Работа с учебником

 

 

 

Практическая работа

- Посмотрите на экран.

- Если вы правильно разгадаете кроссворд, то в выделенных клетках прочтете тему урока.

Загадки.

- А для чего надо изучать мышцы?

- Итак, сегодня мы будем говорить о мышцах, определим их функции, узнаем какие, бывают мышцы.

- Я слышала такую пословицу: “ Были бы кости, а мясо нарастет”.

- Как понимаете пословицу?

- А знаете, откуда пришло слово “ мышца”?

- Название “мышца” произошло от латинского слова “мускулус”, что означает “мышонок”.

Это связано с тем, что врачи, наблюдая за сокращением скелетных мышц, заметили, что они как бы бегают под кожей, словно мыши.

-Хотите поиграть в игру “Замри”?

-Вы двигаетесь, принимаете различные позы. По моему сигналу “Замри” - замираете.

- Что позволило вам принимать и держать разные позы?

- Определите, какие мышцы у вас работали.

- Посмотрите на экран.

- Какие по величине бывают мышцы? ( Большие и маленькие)

- Где расположены крупные мышцы? ( Самая большая – ягодичная, большие – большая грудная, бицепс, мышца бедра, икроножная).

- Почему здесь расположены сильные мышцы? (Выполняют тяжелую работу).

- Давайте посмотрим, что об этом нам говорит учебник.

- Прочитайте текст на с.40

- Что узнали?

- Как думаете, сколько мышц в организме человека? ( На самом деле тело человека состоит из 639 мышц).

- Опустите левую руку вниз, расслабьте мышцы. Кистью правой руки обхватите мышцы в области плеча (бицепс). Напрягите левую руку в локте. Разогните руку.

- Что вы почувствовали?

- Какой вывод сделаем? Что об этом говорит учебник?

С. 40- 41

- Вывод: есть мышца- сгибатель, и мышца- разгибатель. Когда одна работает, другая- расслабляется.

- Как же работают наши мышцы? Об этом мы даже и не задумываемся.

- Послушайте древнюю индийскую сказку.

Однажды молодая веселая сороконожка танцевала на солнце. Старая жаба злобно следила за ней из болота, завидую легкости ее движений. И вдруг она спросила плясунью:

- Не объяснишь ли ты мне, дорогая, как тебе удается так замечательно распоряжаться всеми своими ножками? Откуда ты знаешь, какая ножка поднимается первой, а какая двадцать восьмой? Которая из ножек опускается, когда подымаются одиннадцатая и седьмая?

Сороконожка остановилась и задумалась. Ей никогда в голову не приходили такие вопросы. А теперь ей стало и самой любопытно – как же поступает она на самом деле?

Ну какую, например, ножку надо ей сейчас поднять, чтобы продолжать свой танец? Но она этого не знала. И чем больше она об этом думала, тем все больше задумывалась. Так она и осталась неподвижной со всеми своими сорока ножками, на радость злорадной жабе.

Вывод: - Мы тоже могли оказаться в печальном положении этой плясуньи, если бы каждый раз задумывались, прежде чем сделать шаг или поднять руку и начали бы соображать, как это сделать.

- Интересно, что для того, чтобы сделать всего один шаг, нужно сократить и расслабить 20 мышц. Все делается в определенном порядке, а мы даже не замечаем этого. Потому что мы привыкли это делать и для нас это естественно.

- Когда пианист играет в быстром темпе пьесу, его пальцы делают до 120 ударов в минуту. Хорош бы он был, если думал, каким пальцем ему нужно ударить следующую клавишу! Но терпеливо упражняясь каждый день, разучивая пьесу медленно, а затем быстрее, повторяя ее бесконечное количество раз, пианист приучает мышцы своих рук действовать автоматически.

- А хотите еще поработать в группах? Продолжим исследование (задание группам по страницам учебника – 42 – 43).

- А сейчас поработайте разными мышцами своего лица.

- Представьте себя артистом – мимом. Без слов изобразите страх, боль, печаль, радость, удивление. Что помогло вам сделать это?

- 1/5 часть новорожденного приходится на мышцы, у взрослого мышцы составляют 2/5 веса тела. Скелет и мышцы растут и развиваются. Движение человека становятся совершеннее и разнообразнее.

- Как вы думаете, сила и ловкость – это врожденные качества человека или приобретенные? Что поможет стать красивым, сильным, здоровым человеком? (занятия спортом, при тренировке развиваются мышцы)

- Что же происходит с мышцами?

- Какие полезные советы вы могли бы предложить?

- Прислушайтесь к этим советам:

Если хочешь быть сильным – бегай;

хочешь быть красивым – бегай;

хочешь быть умным – бегай!

Кто много ходит, тот долго живет.

Движение строит организм.

Движение может по своему действию заменить любое лечебное средство, но все лечебные средства не могут заменит действия упражнений.

Слайд 3

 

 

 

 

 

Слайд 4

 

Слайд 5

 

 

Слайд 6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 7

 

 

 

 

Слайд 8

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 9

 

 

 

Слайд 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 11

Рефлексия - Что нового вы узнали о себе?

- Что было самым удивительным?

- О чем вы задумались после сегодняшнего урока?

 
Домашнее задание - Стр. 40 – 44 – прочитайте текст, и выберите любое изречение, попробуйте его объяснить.

- Или подберите интересные факты о скелете, мышцах.

Слайд 12
  - Закончить наш урок хотелось бы такими словами: Помните! “Без труда слабеют ум и тело!” Слайд 13

Приложение: презентация урока.