Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ как приоритетное направление

Разделы: Работа с дошкольниками


В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», указано, что «Важнейшая задача и одно из приоритетных направлений модернизации системы образования – модернизация самой модели управления этой системой. В современных условиях управления образованием – это, прежде всего управление процессом его развития».

Видеть дошкольное учреждение будущего – важная творческая задача руководства и педколлектива, решение которой зависит от инновационной работы, способной изменить структуру, статус и назначение ДОУ.

За основу программного обеспечения воспитательно-образовательного процесса нами были взяты:

  • «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, 2005 г.

Материалы некоторых разделов:

  • программа «Я – человек» под редакцией С.А.Козловой;
  • программа «Юный эколог» под редакцией С.Н.Николаевой;
  • программа «Безопасность» под редакцией Н.Н.Авдеевой.

ДОУ осуществляет выполнение стандарта дошкольного уровня образования по всем направлениям развития ребенка. С 2005 года приоритетным направлением в деятельности учреждения становится физкультурно-оздоровительная работа с детьми. Оздоровительная работа в последнее время приобретает особую актуальность, что связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья всего населения России, в том числе детей. По данным НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения, в России только 40 % детей можно считать здоровыми. Таким образом, поиск эффективности мер, направленных на оздоровление приобретает первостепенное значение. Реализация важнейших положений Концепции, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, активизирует поиск новых технологий физкультурно-оздоровительной работы, оценки состояния здоровья и физического развития. Для проведения целенаправленной работы по укреплению и сохранению здоровья детей провели анкетирование среди педагогов и родителей. По результатам анкетирования: 88 % сотрудников детского сада и 72 % от общего числа родителей поддержали инициативу руководства детского сада о выборе физкультурно-оздоровительной работы приоритетным направлением. Актуальность подхода обоснована состоянием здоровья детей.


Рис. 1. Заболеваемость в процентах

Обсуждая результаты исследований, коллектив детского сада пришел к выводу, что без сознательного участия педагогов, родителей и самих детей в формировании и укреплении здоровья, координации усилий всех участников учебно-воспитательного и оздоровительного процесса не добиться успеха.

В результате пришли к единому решению: необходимо разработать свою программу оздоровления детей. Наша программа называется «Здоровый ребенок», которая работает по трем направлениям:

  • Валеологическое образование.
  • Физкультурно-оздоровительная работа.
  • Консультативно-информационная работа с педагогами, детьми, родителями.

Программа физкультурно-оздоровительного приоритета включает в себя разработку и внедрение мероприятий оздоровительного характера, направленных на улучшение состояния здоровья детей, снижение заболеваемости. Данное направление предполагает формирование потребности в здоровом образе жизни, рациональную организацию режима дня, стимулирование оптимальной физической активности, создание научно обоснованной системы закаливания. Вся работа ведется на диагностическом обследовании. Диагностическая работа проводится 2 раза в год в виде игровых ситуаций, в интересной и занимательной форме. Данные сравниваются с результатами предыдущего обследования и со стандартами, а затем анализируются педагогами, выявляя причины, отрицательно влияющие на состояние здоровья детей.

Миссия ДОУ состоит в создании благоприятных условий для воспитания дошкольника. Созданная предметно-развивающая среда в ДОУ помогает ребенку отыскать область своих интересов, раскрыть потенциальные возможности, утвердиться творчески способной личностью. В детском саду функционируют спортивный зал, физкультурная площадка, физиокабинет, музыкальный зал, изостудия, «зимний сад», «русская изба», экологическая комната, игровые, оздоровительные и учебные зоны в групповых комнатах. Все помещения детского сада оснащены традиционным и нетрадиционным оборудованием, игрушками, пособиями, аудиосредствами, настольными играми, конструкторами и спортивным оборудованием. Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитанию потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в каждой группе оборудован «уголок здоровья». В этих зонах имеются мячи, скакалки, кегли, игры для развития мелкой моторики рук и физкультурное оборудование, сделанное руками воспитателей. Работа в уголках «Помоги себе сам», «Неболейки», «Волшебное зеркальце» помогают ребенку познать себя, избавиться от комплексов, учат анализировать свое состояние здоровья, самочувствие, поведение, давать себе объективную оценку, помогают освоить навыки сохранения и укрепления здоровья. В этих уголках есть ростомер, уголок «Проверь осанку», где ребенок может самостоятельно отслеживать изменения в росте, проверить осанку, помериться в силе и ловкости с друзьями, изучить свои особенности и себя с другими. В уголке накоплен материал: дидактические игры и пособия по культуре поведения, ведению здорового образа жизни, рациональному питанию, соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены. Дети самостоятельно и под руководством воспитателя получают элементарные знания и навыки по формированию своего здоровья.

Материально-техническое обеспечение детского сада позволяет успешно решать задачи оздоровления. Обучение идет через все виды деятельности ребенка во время пребывания его в дошкольном учреждении и поддерживается родителями дома. Формы организации обучения: занятия (уроки здоровья), игры, игровые ситуации, беседы, театрализованные представления, чтение художественной литературы, рисование. В бассейне проводятся занятия по обучению детей плаванию с элементами аквааэробики. Регулярно проводятся закаливающие процедуры, досуги на воде, игровые и развлекательные занятия. На занятиях хореографией дети изучают не только упражнения на развитие тела, элементы классического танца, танцевальные движения и этюды. Также знакомятся с комплексом упражнений «Здоровый ребенок», целью которого является профилактика простудных заболеваний, плоскостопия и нарушений осанки. В просторном физкультурном зале создана благоприятная среда для физкультурно-оздоровительной работы с детьми всех возрастных групп. Широкий спектр физкультурного оборудования способствует развитию интереса к занятиям, укреплению своего здоровья. Все оборудование соответствует возрастным возможностям детей и санитарным требованиям. Педагогом по физкультуре используется методика занятий под музыку, занятия-соревнования, игровые приемы. Принимаем ежегодно активное участие в конкурсах «Спортивная мозаика», «Веселая карусель», «Здоровый образ жизни», занимая призовые места. Имеется спортивная площадка на воздухе для спортивных игр (футбол, баскетбол). В группах осуществляются закаливающие процедуры с использованием нетрадиционных форм, утренняя гимнастика. Регулярно проводятся плановые медицинские осмотры детей с привлечением специалистов центра «Мать и дитя». Результаты обследования учитываются медицинской сестрой, воспитателями, педагогами дополнительного образования в работе с детьми. В каждой группе находятся спортивные уголки и снаряды.

Большое значение уделяется организации полноценного дневного сна. Для засыпания детей используются различные методические приемы: долгочтение, колыбельные песенки, слушание классической музыки и сказок. После дневного отдыха проводится гимнастика после сна в сочетании с закаливающими процедурами и массажем. «Динамический час» – так называется этот период бодорствования детей. Он проводится в различных вариациях: упражнения в кровати «просыпалочки», полоса препятствий в спортивном зале, ритмические упражнения в музыкальном зале. Вечернее время предназначено для снятия утомления. Поэтому больше включается мероприятий на расслабление: минутки шалости, радости, «безобразника», минутки музыко- и смехотеропии, сказкотерапии, лепки и рисования, минутки прощания и расставания с друзьями. Для взаимодействия с родителями воспитанников оформляются информационные уголки здоровья «Вот я – болеть не буду», «Как я расту», «ЗОЖ», книжки-раздвижки, проводятся консультации, встречи «за круглым столом», родительские собрания с привлечением физкультурных и медицинских работников, спортивные семейные эстафеты.

На основе работы проводимой педагогами создали учебно-методический фильм «Путь к здоровому детству», который отмечен благодарственным письмом 3 краевого конкурса образовательных видеоматериалов. Фильм позволяет выделить такие задачи:

  • создание системы мотивации педагогического коллектива на сохранение и укрепление здоровья;
  • работа по здоровьесберегающей модели образования через применение оптимальной организации режима детского сада, образовательную деятельность по формированию здорового образа жизни;
  • совершенствование системы профилактической деятельности, направленной на улучшение здоровья детей.

Второй фильм «Войди в мир природы другом» о создании системы работы по экологическому образованию, предполагающее тесное сотрудничество всех специалистов на основе интегрированного подхода и экологолизации различных видов деятельности. В ходе данной работы решается одна из поставленных задач – развитие познавательного интереса к миру природы и приобщение детей к здоровому образу жизни.

Фильм отмечен грамотой оргкомитета краевого конкурса образовательных видеоматериалов. Коллектив постоянно находится в поиске новых подходов, форм организации учебно-воспитательного процесса. Многоплановая, разносторонняя работа коллектива дала положительные результаты. Детская заболеваемость снизилась.


Рис. 2. Снижение детской заболеваемости

Работа ДОУ в физкультурно-оздоровительном направлении повышает престиж детского сада, поднимает на более высокий уровень профессионализм педагогов, заставляет их заниматься самообразованием, обеспечивает условия для перевода ребенка из объекта в субъект воспитания, организует учебно-воспитательную деятельность, создает условия для сохранения и укрепления здоровья детей. Главное, чтобы эти преобразования, эти достижения педагогического коллектива нашли свое развитие в будущем.