Географический КВН в 7-х классах "Африка далекая и близкая"

Разделы: География, Внеклассная работа


Цель мероприятия: обобщение знаний по разделу, применение знаний и умений в новой нестандартной ситуации и организация коллективной деятельности.

Подготовительный этап. Заранее определяются сроки проведения, тема. Классам предлагается список литературы и название домашних конкурсов или конкурсов, требующих географических знаний (номенклатуры). Старшеклассники подключаются для роли ведущих, а учащиеся 7-х классов для оформления. Можно заранее объявить конкурс вопросов и часть включить в задания.

Ход мероприятия

1 ведущий: Внимание! Внимание! Начинаем наш КВН по теме “Африка далёкая и близкая”.

2 ведущий:

Сегодня меж командами сраженье,
Но пусть обид не будет среди вас.
Ведь победитель или побеждённый
Сегодня станет кто-то среди вас.

1 ведущий:

Мы будем рады, если вы в сраженьях
Покажете находчивость свою.
Уменье, знанье и веселье
Поможет вам сыграть вничью!

2 ведущий: В КВНе участвуют команды: “Сафари”, “Виктория”, “Тумба - Юмба”.

1 ведущий: Игру судят наше уважаемое жюри. (Идёт представление жюри).

2 ведущий: Итак, звучат там-тамы, мы начинаем первый конкурс – “ВИЗИТКА”. Команды представляются. За приветствие 5 баллов, за эмблему – 3 балла.

1 ведущий: Второй конкурс – “РАЗМИНКА”. Командам по очереди задаются по 3 вопроса, через 30 сек, звучит ответ и команда получает 1 балл. Если нет ответа, то выслушиваются ответы других команд – и тогда 0,5 балла присуждается той команде, которая ответила правильно. Если команды не справляются, то можно узнать ответ у болельщиков и тогда правильный ответ оценивается в 1 жетон. ( Вопросы вытягиваются членами команды, а ведущие зачитывают их вслух).

Вопросы для разминки Ответы
1. Где живут пигмеи? В лесах центральной Африки.
2. Недра, какой части Африки богаты золотом, платиной алмазами? Недра южной Африки.
3. Назовите самый крупный полуостров Африки. П-ов Сомали.
4. Где обитают лемуры? На Мадагаскаре.
5. Как называются влажные многоярусные леса? Гилеи.
6. Где в течение всего года высокая температура, характерная не только для Африки, но и для всего земного шара? В Сахаре, Триполи.
7. Где произрастает финиковая пальма? В оазисах пустыни Сахара.
8. У какого растения Африки цветки красные, а над листьями развиваются шишки до 30 см длиной? У вельвичии
9. Где живут бушмены и банту? В южной Африке.
10. в каком климатическом поясе произрастают жестколистные леса и кустарники? В субтропиках Африки.
11. Назовите крупный остров у берегов Африки. Мадагаскар.
12. Что такое вади? Это сухие русла рек в Сахаре.
13. Где растут оливковые рощи? В субтропиках северной Африки.
14. Где находится “страна Великих озёр и Великих разломов”? В восточной Африке.
15. В какой природной зоне в течение всего года, как в парной, жарко и влажно? В гилее
16. Для какого климата характерны такие черты: весь год дуют пассаты, господствует сухая воздушная масса? Для континентального тропического.

2 ведущий: Попросим жюри объявить результаты визитки, первого и второго конкурсов.

1 ведущий: Объявляется третий конкурс – “НЕГРАМОТНОЕ ПИСЬМО”. За две минуты команды должны найти 6 ошибок и объяснить их. Можно получить 6 баллов (0,5 – за нахождение ошибки и 0,5 за объяснение). Болельщики могут добавить 1 балл своей команде, за активную поддержку во время визитки.

“Северная часть Африки находится в непосредственной близости от другого континента Европы. Поэтому в отличие от центральных частей Африки, изученных только в середине 19 века, её север был известен европейцам ещё более 2 тыс. лет назад. Этому благоприятствовали хорошие условия плавания по Средиземному морю. Уже тогда на Севере Африки были крупные города.

Рельеф Африки в основном однороден – это равнина. Исключение составляют древние Атласские горы на северо-востоке и небольшое нагорье Тибести на юге. Значительная часть Африки располагается на древнем кристаллическом фундаменте, поэтому на севере преобладают метаморфические горные породы: фосфориты, нефть, газ и др.

На востоке Северной Африки в Средиземное море впадает самая полноводная река континента – Нил, берущая начало из озера Виктория.

В Северной Африке выделяются две природные зоны: жестколистных вечнозелёных лесов и кустарников на побережье и пустынная в тропической части этого региона”.

Примечание: для проверки жюри ниже приводится текст с исправлениями и пояснениями.

“Северная часть Африки находится в непосредственной близости от другого континента Европы

(континент Евразия). Поэтому в отличие от центральных частей Африки, изученных только в середине 19 века, её север был известен европейцам ещё более 2 тыс. лет назад. Этому благоприятствовали хорошие условия плавания по Средиземному морю. Уже тогда на Севере Африки были крупные города.

Рельеф Африки в основном однороден – это равнина (в рельефе выделяют две части: ровную – северо-западную и гористую – юго-восточную). Исключение составляют древние Атласские горы на северо-востоке (молодые горы на северо-западе) и небольшое нагорье Тибести на юге. Значительная часть Африки располагается на древнем кристаллическом фундаменте, поэтому на севере преобладают метаморфические горные породы (осадочные полезные ископаемые): фосфориты, нефть, газ и др.

На востоке Северной Африки в Средиземное море впадает самая полноводная река континента – Нил (самая полноводная – река Конго), берущая начало из озера Виктория (Нил образован при слиянии двух рек Голубой Нил и Белый Нил).

В Северной Африке выделяются две природные зоны: жестколистных вечнозелёных лесов и кустарников на побережье и пустынная в тропической части этого региона”.

2 ведущий: Пока команды исправляют письмо, у болельщиков есть шанс заработать жетоны.

1 ведущий: объявляется конкурс “Кто такой? Что такое?”

Намиб - пустыня на юго-западном побережье Африки,

Чад – озеро,

Окапи – жираф,

Атлас – горы,

Баобаб – древесное растение,

Асуан – город, плотина,

Зулус – житель ,

Конго – река, котловина,

Вади – пересыхающее русло реки,

Батат – сладкий картофель,

Манго – плод с сочной мякотью,

Пигмей – самый низкий житель центральной Африки,

Килиманджаро – вулканическая гора, самая высокая вершина,

Нигер – река,

Вельвичия – растение в пустыни, похожее на большой цветок,

Туарег – житель Сахары, скотовод,

Ньяса – озеро,

Ливингстон – исследователь Африки,

Виктория – водопад на реке Замбези, озеро,

Ахаггар – нагорье в северной Африки,

Сейба – древесное растение,

Гепард – хищное животное.

2 ведущий: Жюри огласит результаты третьего конкурса , а мы продолжаем. Четвёртый конкурс – “ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ПРИРОДНЫМ ЗОНАМ”. Вслушайтесь в звуки Африки и через минуту определите, какие животные и в какой природной зоне могут издавать такие звуки? На аудиокассете предлагаются звуки влажных лесов континента, поэтому если команды называют природную зону и хотя бы 5 животных, то зарабатывают 2 балла.

1 ведущий: Пожалуйста, представители жюри назовите результаты предыдущих конкурсов и общий счёт. А мы начинаем пятый конкурс – “ЗНАТОКИ АФРИКИ”. К карте приглашаются по два человека от команды для нахождения географических объектов. За каждый правильно показанный объект командам присуждается по 0,5 балла. А пока участники вслушиваются в звуки Африки, болельщики получают задание сочинить “кричалку” в поддержку командам.

Пустыня Намиб

Мыс Альмади

Река Конго

Драконовы горы

Суэцкий канал

Озеро Ньяса

Вулкан Килиманджаро

Город Алжир

Мозамбикский пролив

Средиземное море

Пустыня Калахари

Озеро Виктория

Восточно-Африканское плоскогорье

Вулкан Камерун

Мыс Игольный

Гвинейский залив

Полуостров Сомали

Город Претория

Остров Мадагаскар

Река Нил

Река Замбези

Озеро Чад

Горы Атлас

Водопад Виктория

Гора Кения

Город Каир

Мыс Рас-Хафун

Красное море

Гибралтарский пролив

Ливийская пустыня

2 ведущий: Попросим жюри огласить баллы за последний конкурс и общий счёт за пять конкурсов.

1 ведущий: начинаем шестой конкурс – “ЗАГАДОЧНЫЕ РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ”. На доске прикреплены фотографии растений и животных, или спроецированы через компьютер. Ведущие по очереди читают загадки, а команды после 30 секунд дают ответ.

Болельщики могут отвечать, если команда не дала правильный ответ и заработать жетон.

(Или по пять загадок раздаётся командам сразу и через 2,5 минуты собираются, а затем ведущие читают, а болельщики отвечают и зарабатывают жетоны).

Примечание: этот конкурс можно провести в виде географического лото. Командам раздаются карточки с загадками, помещёнными в таблице и отдельно картинки с растениями и животными малого формата. Участники закрывают загадки картинками. И сдают в жюри. У жюри соответственно должен быть эталон. Примеры иллюстраций в приложении.

1.

Полосатая как зебра,
А трусливая как заяц.
На зверей не нападаю,
Только падалью питаюсь.

6.

Я - птица чемпион по бегу.
Меня не обогнать атлету.

11.

До “зубов” вооружён:
Есть броня и меч.
Пробегу, земля дрожит
Словно бьёт картечь.

2.

Я – ядовитых змей ловлю
И им веду я счёт.
Ношу за ухом я перо
И мне не нужно счёт.

7.

От рыжих “Европеек”
Ушами отличительна,
Но хищник я прекрасный!
Охочусь восхитительно!

12.

Шея выгнута дугой,
Нежная окраска.
Тихо дремлет над водой
Птица или сказка?

3.

Совсем одна в пустыне
Я выгляжу величественно,
А потому зовут меня божественно - ….

8.

Я – зонт живой,
Но подо мной
Ты тени
Не найдёшь порой.

13.

Я - вечнозелёное дерево.
Мои несъедобны плоды,
Зато для всего населения
Могу подарить башмаки.

4.

А я похожа на матрас,
Арбуз и тигра тоже.
Но ты, подумав, отгадай
Чем все мы так похожи?

9.

Ноги держит в воде ледяной,
А на голову “падает ”зной.
Хлебом служат народам плоды
Без неё “ни туды, ни сюды”.

14.

Я с человеком не дружу,
Хоть и не хищник я.
Не приручаюсь я
Хоть как упрашивай меня

5.

Я - растенье древний житель,
Я в саваннах долгожитель.

10.

Обезьянам я родня.
На острове ищи меня!

15.

Вам жажду утолить хочу
И от болезней полечу.

Ответы на загадки:

Гиена Страус Носорог
Птица-секретарь Фенёк Фламинго
Вельвичия Зонтичная акация Пробковый дуб
Зебра Финиковая пальма Слон
Баобаб Лемур Алоэ

2 ведущий: Для седьмого конкурса вам понадобится написать книгу, потому что этот конкурс – “КНИГА РЕКОРДОВ”. Команды за 2 минуты должны вспомнить и записать рекорды Африки. У кого будет больше, тот получит 3 балла, за второе место – 2 балла, за третье – 1 балл.

(Примеры: Самый жаркий материк. Самая большая пустыня – Сахара. Самая протяжённая река – Нил. И т. д.).

1 ведущий: Слово жюри о прошедших конкурсах и результаты. А мы приглашаем на бой капитанов. Восьмой конкурс – “АССОЦИАЦИИ”. Капитанам выдаются карточки со словами: “ОАЗИС”, “ВАДИ”, “САМУМ”. За 30 секунд капитаны записывают свои четыре ассоциации, связанные с этим словом. Затем такое же слово даётся командам. Сколько совпадений у капитана и его команды столько баллов команда и зарабатывает.

(Примеры. Пустыня, вода, жизнь, пальма – оазис. Песок, ветер, жажда, смерть – самум. Жара, конец, жажда, русло – вади.)

2 ведущий: И последний девятый конкурс – “НАЙДИ И ЗАПИШИ”. Из названия африканского острова МАДАКАСКАР нужно составить как можно больше маленьких слов. Болельщики могут тоже участвовать. Если у болельщиков будут слова не встречающиеся у команд, или очень много, то они получают жетоны.

(Примеры: рак, кара, каскад, каска, мак, дар, маска, сад, раса, да, и т.д.).

1 ведущий: Это был последний конкурс пока жюри подводит итоги, болельщики сдают жетоны и получают дипломы за участие в конкурсе болельщиков (САМОМУ АКИТИВНОМУ БОЛЕЛЬЩИКУ).

Жюри объявляет результаты и вручает грамоты “ЗНАТОКАМ АФРИКИ”.

2 ведущий:

Как прекрасен КВН,
Много споров и проблем

1 ведущий:

И давайте мы, друзья,
Ссориться не будем зря –

1 и 2 ведущий:

И на новый КВН
Соберёмся без проблем.

Подведение итогов. Поблагодарить всех участников и провести анкету:

  1. Что нового узнали?
  2. Понравился КВН или нет?
  3. Что бы вы добавили к следующему КВНу?

Литература:

  1. Баглаева Н.И. Географический КВН в школе. Новосибирск, НГПУ, 1992.
  2. Елисеева Р.М. География материков и океанов. 7 класс. Практическое пособие. –М.: “Издат-школа”, 1997.
  3. Козловский Е.Г., Разумовская О.К. Весёлая география. Викторины, ребусы, кроссворды. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: “Академия развития”, 1997.
  4. Страны и народы. Научно-популярное географоэтнографическое изд. В 20 томах. – М.: Мысль.
  5. Письмо с ошибками предлагалось для районной олимпиады для учащихся 10-х классов в городе Новосибирске в 1998 -99 учебном году.
  6. Загадки придуманы автором статьи (Ващенко С.В).