Урок — защита творческого проекта

Разделы: Литература


Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний.

Цели урока: создать условия, при которых учащиеся:

  • развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, систематизации ее, критической оценки и использования);
  • учатся применять знания информационных технологий при изучении литературы;
  • способствуют развитию творческого потенциала (стиль оформления проекта, оригинальность идей).

Задачи урока:

  • систематизировать теоретические знания;
  • развивать у учащихся познавательный интерес к предметам “Литература” и “Информатика”;
  • развивать творческое мышление;
  • совершенствовать умения коммуникативного общения;
  • воспитывать чувство ответственности за команду, совершенствовать умение работать в команде;
  • воспитывать уважение к сопернику.

Для работы над проектом формируются группы по пять человек, которым дается предварительное задание:

  • организовать издательство по выпуску иллюстрированного журнала;
  • придумать название журнала;
  • распределить обязанности: главный редактор, музыкальный редактор, корреспондент, дизайнер, выступающий;
  • подготовить материал по темам:
    • “Тема любви в творчестве Н.А. Некрасова”;
    • “Тема любви в творчестве Ф.И. Тютчева”;
    • “Тема любви в творчестве А.А. Фета”.

Требования к оформлению журнала:

  • - Работа оформляется в PowePoint.
  • - Размер слайдов – А4, ориентация – книжная;
  • - Количество слайдов: 6-8.

Содержание журнала:

1-й слайд – титульный;

2-4-й слайды – стихи;

5-й слайд – информация об авторах работы (главный редактор, музыкальный редактор, корреспондент, дизайнер, выступающий).

Ход урока

I. Организационный момент.

Преподаватель.

Изучение темы “Тема любви в творчестве Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета” мы завершаем творческими проектами. Темы проектов выбраны не случайно. Хотелось бы, чтобы информационные технологии применялись и на уроках литературы. Нам мало известно о личной жизни данных поэтов, в учебнике не сказано, например, о любимых женщинах Ф.И. Тютчева. А ведь любовная поэзия Тютчева – это целая повесть, в которой есть свои прологи и начала, взрывы и кульминации. Наконец, свои эпилоги. Вспомним хотя бы один из самых прекрасных, навсегда вместе с музыкой вошедших в наши души: “Я встретил вас – и все былое…”

Нам мало известно о личной жизни Некрасова. Он не указывал адресатов лирики, намеренно менял даты написания наиболее интимных стихотворений. Интересно было узнать все ли стихи обращены к одной женщине или их адресаты – разные люди.

Для понимания скрытых внутренних психологических пружин поэзии Фета нужно знать некоторые факты его биографии. Почему любовь в изображении Фета – олицетворение всех печалей, невзгод и треволнений? Почему преобладающая тональность любовной лирики Фета – трагическая?

Все эти вопросы побудили нас провести некоторые исследования творчества поэтов 19 века. И сегодня мы представляем результаты работы.

Над этими темами работали три наших издательства: “Лира”; “Эксмо+”, “Классики”.

Вам предстоит итоговая защита проектов. Это, прежде всего, демонстрация результатов вашей самостоятельной работы.

Защита проводится в определенном порядке:

  1. Выступление – презентация проектов.
  2. Обсуждение.
  3. Подведение итогов.

II. Выступление-презентация проекта.

Каждой группе на выступление отводится 7 минут. Члены группы, работавшие над проектом, представляют итоговую компьютерную презентацию:

  • издательство “Лира” - журнал “Мечта любви, не знающей конца…”; (Приложение 1)
  • издательство “Эксмо+” - “О, как убийственно мы любим…”; (Приложение 2)
  • издательство “Классики” - “А счастье было так возможно…”. (Приложение 3)

План выступления:

  1. Название издательства
  2. Презентация проекта. Выступление и демонстрация слайдов:
    • название проекта, обоснование выбора темы;
    • выводы по итогам исследования;
    • стихи. Обоснование выбора стихов, соответствующих теме;
    • включение музыкального проекта.
  3. Для защиты должны быть расписаны роли участников проекта:
№ п/п Участники Роль на защите Материалы для защиты
1 Борисов Федор Сценарист, докладчик Папка работы над проектом (дизайн-папка), музыкальные средства, рисунки и т.д.
2 Рудов Саша Оформитель, содокладчик
3 Алексеев Антон Демонстратор, ассистент
4 Лылов Артем Сценарист, оформитель
5 Конов Глеб Ответственный за музыкальное сопровождение

III. Обсуждение.

Вопросы для обсуждения:

  1. Понравилась ли вам презентация. (Что понравилось? Что не понравилось?)
  2. Помогла ли вам проделанная работа закрепить знания?
  3. Что в работе над проектом было наиболее интересным?
  4. Каковы были основные трудности и как вы их преодолевали?
  5. Каковы ваши ощущения от выполненной работы (удовлетворены или нет)?
  6. Замечания, предложения.
  7. Выступление гостей.

IV. Оценочный лист.

Защита и представление проектов

№ группы Соответствие теме Эстетический вид, дизайн Творческий подход, оригинальность Музыкальное сопровождение Общее количество баллов
max 5 max 10 max 10 max 5
           

Члены комиссии: ___________

Комментарии, пожелания, замечания:______________

V. Подведение итогов

Преподаватель.

Подведем итоги нашей работы. Мы посмотрели три проекта. Все участники показали высокий уровень знаний. Особенно хочется отменить работу издательства “Лира”. Найти материал о личной жизни Н. Некрасова было очень сложно, но команды преодолели все трудности, и нашли интересный материал, который можно использовать на уроках литературы по творчеству Н.А. Некрасова.

Сегодня мы узнали, что стихи Н.Некрасова посвящены, действительно разным женщинам, познакомились даже с их именами, большое спасибо издательству “Лира”.

Благодаря исследовательской работе издательства “Эксмо+” мы можем ответить почему любовь у Тютчева “и блаженство, и безнадежность”, напряженное, трагическое чувство, несущее человеку страдания и счастье, “поединок роковой” двух сердец.

Издательство “Классики” дает нам объяснение, почему все больше тревоги, смятения и боли появляется в любовных стихах Фета.

Во всех работах, представленных на презентации, ребята показали умение пользоваться различными источниками информации, обобщать и анализировать материал, хорошее знание информационных технологий. Хочется отметить, что никто из участников не отнесся к работе равнодушно. Всем спасибо! Удачи!