Интегрированное занятие по формированию математических и экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Вопрос о том “Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание?” впервые был поднят в конце 80-х годов прошлого столетия. Так в одноименной статье А.Шатова обращает внимание дошкольных работников на тот факт, что труд как деятельность не только нравственная, но и экономическая категория, она допускает возможность экономического воспитания, начиная с дошкольного возраста. Например, воспитание бережливости к вещам, имуществу, к результатам труда.

Однако интерес к этой проблеме в массовой форме проявляется лишь с середины 90-х годов. Появляются первые научные исследования, посвященные экономическому образованию подрастающего поколения.

В статье “Образ рынка открывается взору смотрящего, или должны ли мы приобщать наших детей к расходованию денег?” из Учительской газеты №7 за февраль 1994 года Ольга Меньшикова – главный специалист Международного фонда содействия приватизации пишет, что экономическое мышление формируется постепенно, и далее, “что надежды отечественного бизнеса надо связывать не с теми, кому сейчас 50, 40, 30 и даже 20 лет, а с теми, кто сегодня учится в школе или даже ходит в детский сад”.

Доктор экономических наук, профессор Ф.С.Тумусов подчеркивает, что, решая такие важнейшие проблемы, как охрана здоровья, сохранение генофонда, социальная адаптация населения к рыночным условиям, возрождение национальной культуры и духовных ценностей и другие, мы должны стремиться заложить крепкий фундамент для устойчивого развития по новому пути. “…Жить надо сегодня, навсегда освободившись от иждивенческих настроений, восстановив завещанные предками добрые традиции, чувствовать себя настоящими хозяевами, ставить во главу такие качества, как трудолюбие, предприимчивость, которые издревле присущи северному человеку… ”

Проанализировав исследования западных и отечественных психологов, мы пришли к выводу, что проблема экономического образования детей продиктована требованиями времени. В исследованиях западных психологов (А. Фенэм, Р. Саттон, К. Данзигер) было показано, что на процесс формирования экономических представлений ребенка влияют социально-демографические условия, в частности, принадлежность к определенному социальному слою, региональные и национальные особенности, а также пол ребенка. А отечественные психологи (И.Ф.Аменд, В.К. Розов, Б.А. Райзберг, И.А. Сасова, Б.П. Шемякин и др.), помимо вышеуказанного, уделяют внимание на общую социально-экномическую ситуацию, семейным ценностям и установкам. Однако, мнение западных и отечественных психологов совпадают в одном: экономическое образование должно начинаться именно в дошкольном возрасте.

Организация специального обучения экономике требует дополнительного времени и может привести к перегрузке детей, поэтому необходимо создавать наиболее благоприятные условия, разработать такие методы воспитания и обучения, при которых осуществляется органическая взаимосвязь четких и дифференцированных направлений по формированию экономических представлений у детей дошкольного возраста.

Изучив проблему формирования экономических представлений у детей дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что в настоящее время уточнены основные средства, формы, а также методы и приемы обучения, на основе которых можно конкретизировать основные направления экономического образования детей:

  • наиболее оптимальным условием формирования экономических представлений у детей дошкольного возраста является связь восприятия окружающего мира с математикой;
  • игровой характер обучения.

Это способствует установлению связей и взаимозависимостей между объектами и явлениями, способствует формированию целостной картины окружающего мира, дает резерв времени для игры и самостоятельной творческой деятельности детей.

Внедрение интегрированного занятия проходит в три этапа:

На первом этапе на занятиях по формированию элементарных математических представлений включаются проблемные ситуации.

Цель: Развивать логику, нестандартность, самостоятельность мышления, коммуникативно-познавательные навыки, способность ориентироваться в ситуации поиска.

Например: проблемные ситуации для детей 5-6- лет:

- Как покупатели узнают цену нужного им товара?

- Какой товар из перечисленных самый дорогой, какой самый дешевый: шоколадка, бутылка “Росы”, плюшевая игрушка?

- Для чего нужна реклама?

- Как накопить деньги на желаемую покупку?

- Хочется купить билеты на кино, но деньги нужны для лекарства бабушке. Как поступить?

  • Угадай, где продаются? и др.

Проблемные ситуации для детей 6-7 лет:

- Можно ли купить игрушку, не оплатив основные расходы семьи (квартплата, оплата за свет, газ и т.д.)

- Что быстрее купят?

- Все ли на свете можно купить и продать?

- Почему все люди должны трудиться?

- Почему люди должны покупать и продавать товар?

- Какие продукты нужно купить для праздничного обеда? и др.

Включаясь в решение проблемной ситуации, дошкольник открывает для себя новую сферу социальной жизни людей – экономическую.

На втором этапе проводится коррекция экономических представлений детей на основе развивающих математических знаний и умений. Для этого занятия по формированию элементарных математических представлений обогащаются экономическим содержанием, на которых уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки.

При интеграции серия занятий объединяется основной проблемой.

Например, бабушка Бэйбэрикээн в течение нескольких занятий "рекламирует" продукции, полученные от домашних животных ( молоко, яйцо), закрепляет знания детей о пользе домашних животных, знакомит с понятием "реклама". В ходе занятия дети знакомятся с "четными " и "нечетными" числами, повторяют парный счет, обучаются арифметическим действиям и т.д.

Примерная тематика интегрированных занятий по формированию экономических и математических представлений в старшей группе

1. В гостях у семьи Сээркээн СэЬэн.

Цель: Знакомить с основными составляющими семейного бюджета: пенсией, зарплатой, стипендией. Воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги. Учить составлять целое из частей, понимать отношения между целым и частью.

2. Покупки Мэник-Мэнигийээн.

Цель: Знакомить с объемными телами. Показать, что каждая вещь стоит денег, научить сопоставлять цену товара с имеющимися наличными деньгами.

Обучить сложению и вычитанию чисел, (увеличение и уменьшение чисел).

3: В гостях у Чаачахаан.

Развивать представления о мерке как способе измерения количества, длины, ширины, высоты, объема, веса и др. (умению сравнивать предметы по размеру с помощью переливания, пересыпания из одного сосуда (емкости) в другой и т.п.) Развивать фантазию, воображение и логику рассуждений.

4. Туяра на аукционе.

Цель: Раскрыть детям особенности продажи товаров на аукционе. Упражнять в увеличении указанной цены товара; побуждать интерес к игре.

Примерная тематика интегрированных занятий по формированию экономических и математических представлений в подготовительной группе

1. В гостях у семьи Сээркээн СэЬэн.

Цель: Вспомнить некоторые составляющие семейного бюджета: пенсией, зарплатой, стипендией. Новые понятия: доход, расход. Воспитать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги. Учить считать, умению сравнивать числа, составлять целое из частей, понимать отношения между целым и частью. Знакомить с частями целого обеспечивает усвоение детьми понятия бюджет и его возможных составляющих (зарплата, пенсия, стипендия, пособие)

2. Премудрости Сээркээн СэЬэн.

Цель: Знакомить с временными интервалами (временем суток, года; значением слов "вчера", "сегодня", "завтра", "в будущем году" и т.д. днями недели).

3. Расходы Мэник – Мэнигийээн

Цель: Дать представление о сущности расходов, показать их многообразие (обязательные и необязательные). Знакомить с видами расходов, их планировании. Операции с монетами разного достоинства и разной ценности, размен и замена денег, сравнение числа денег с количеством монет и т.п.

4. Мэник – Мэнигийээн на рынке.

Цель: Знакомить с единицами измерения длины (сантиметр, метр, километр); веса ( грамм, килограмм), объема (литр); денежными единицами и пр. Рассказать и показать, как пользоваться основными измерительными средствами (весами, линейкой, мерным стаканом и др.) Раскрыть детям сущность понятий прибыль, долг, зависимость между качеством товара и получаемой прибылью при его продаже. Решение задач в пределах 20.

5. Сберегательный банк Ученого Кота.

Цель: Дать первоначальные знания о банке (банк принимает деньги на хранение, выдает деньги вкладчикам, предоставляет деньги в долг). Раскрыть детям смысл вложения денег в сберегательный банк. Знакомство с цифрами и счетом до 100.

На третьем этапе интегрированных занятий, для закрепления полученных знаний, проводятся вечера досуга и развлечений.

Для установления уровня развития детей проводится диагностика знаний детей.

Задания диагностики для детей 6-7 лет

Методика 1: Труд - деньги. ( Козлова Е.И.)

Цель: Выявить знания детей о труде и деньгах как частных аспектах экономической реальности, проследить ценностные усвоения этих понятий.

Проведение исследования: Методом опроса проверить три области детских знаний: понимание роли труда в общественной жизни; осведомленность о роли денег в жизни людей; осознание связи между трудом и деньгами в социоэкономическом феномене “богатство – бедность”

Обработка данных: В качестве критериев оценки уровня экономических представлений используется 10-балльная система.

8-10 баллов: ребенок обнаруживает экономические зависимости труд-продукт. Оперирует экономическими терминами. Проявляет творческую самостоятельность в практической, игровой деятельности. Устойчив в ситуациях выбора. Умеет размышлять, анализировать.

4-7 - у ребенка сформированы элементарные экономические знания. Усвоены знания о социальной значимости труда. Но затрудняется в высказываниях, пояснениях. Не умеет анализировать.

1-3 - балла - ребенок различает некоторые экономические понятия, но допускает ошибки. Выполняет игровые, практические действия, но связи не устанавливает

Методика 2. Покупка ученого кота. (Райзберг Б.А.)

Цель: Выявить уровень экономического мышления детей, усвоения вычислительных процедур, расчетов, применяемых в экономике.

Проведение исследования: Педагог объясняет, что у ученого кота 10 рублей и предлагает помочь выбрать тот товар, который мог бы купить ученый кот, посчитать, сколько денег он потратит и сколько у него останется.

Методика 3. Бартерный (равноценный ) обмен ( Райзберг Б.А.)

Цель: Выявить знания детей о равноценных товарах, умение отстаивать собственную позицию.

Проведение исследования: Ребенку выдается несколько карточек с изображением товаров и ставится задача обменять их на карточки с другим товаром, равноценным.

1. Книжка 1. Куртка
2. Ластик. 2.Цветные карандаши
3. Ручка 3. Альбом для рисования
4. Электронная игра 4. Жевательная резина
5. Кроссовки 5. Конструктор - лего

Задания диагностики для детей 5-6 лет:

Методика 1. Найди смысловую ошибку.

Цель: Выявить у детей уровень экономического мышления, умение рассуждать и отстаивать собственную позицию.

Подготовка исследования: Подготовить текст экономического содержания со смысловыми ошибками.

Проведение исследования: Ребенку рассказывают небольшой текст экономического содержания, в котором допущены 2-3 смысловые ошибки. Задача детей, прослушав текст, понять, какие ошибки допущены.

Оценка результатов: 3 балла – правильный ответ с разъяснением.

2 балла – допускает 1-2 ошибки.

1 балл – затрудняется ответить.

Методика 2. “Хочу” и “Надо”.

Цель: Выявить знания детей о потребностях, необходимых для жизни человека.

Проведение исследования: Педагог показывает предметные картинки, объясняет, что надо выбрать только самое необходимое для жизни. Ребенок выбирает и объясняет свой выбор.

Картинки: Яблоко, велосипед, книга, молоко, мяч, телевизор, хлеб, кукла, машина, стол, сок, цветы, дом и др.

Оценка результатов: см. методику 1.

Методика 3. Волшебный кошелек.

Цель: Уточнить знания детей о том, что можно и что нельзя купить.

Проведение исследования: Педагог показывает рисунок и предлагает провести карандашом линии от того, что можно купить, к кошельку. Ребенок должен объяснять, почему не все можно купить и продать, что еще продается и покупается.

Обработка данных: см. методику 1.

Внедрение в практику дошкольного образовательного учреждения интегрированных занятий по формированию математических и экономических представлений позволит:

  • успешно формировать экономические представления детей на основе развивающих математических и экономических представлений;
  • сократить количество занятий, что в свою очередь, будет способствовать увеличению времени на игровую деятельность детей;
  • поможет развитию интеллекта, расширит кругозор ребенка, поможет его нравственному становлению.