Серии заданий и упражнений к математической тетради для детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель:

  • Формировать математические представления детей дошкольного возраста.
  • Развивать познавательные способности, тонкую моторику.
  • Воспитывать интерес к самостоятельному познанию, самооценке, активным поисковым действиям.

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики и точности движения рук.

Упражнения по штриховке контурных изображений.

Материал: Контурные изображения машины, домика, геометрических фигур.

Проведение: Штрихи должны быть ровные, прямые, с одинаковым нажимом Детям даются виды штриховки: прямые вертикальные штрихи (сверху вниз), горизонтальными (слева направо), наклонными (сверху вниз).

Игра “Чудесные превращения”.

Материл: Незавершенное схематическое изображение предмета или геометрической фигуры.

Проведение: Ребенку предлагается вообразить, чем это может быть, и пририсовать к фигуре все, что угодно, так чтобы получилась картинка.

Упражнения рисования по клеточкам.

1 этап. Анализ готового рисунка и его воспроизведение.

2 этап. Выполнение заданий под диктовку.

Материал: Лист в клетку, в середине листа отмечена красная точка.

1 этап – упражнения на нахождение середины листа, на нахождение конкретной строчки, определенной точки в ней. Например: “Отсчитай четвертую строчку от верхней строчки, найди в ней 3 клетку”. После того как дети справятся с заданием, рассматривают несложные рисунки и перерисовывают.

2 этап – работа всей группы. От указанной заданной точки надо двигаться в том направлении, которое называет воспитатель. Задания усложняется постепенно: крестик, самолетик, собачка, верблюд, лягушка, бегущий человек. Текст задания повторяется только один раз.

Упражнения “Я иду по дорожке”, “Трудные виражи”, “Путешествие по реке” и другие.

Материал: Рисунок с дорожками разной формы, в одном конце каждой – девочка, а в другом лес. (с дорожками, у одного конца которых стоит машина, у другого- дом; с волнами у одного конца кораблик) Траектория дорожки усложняется от первой к последней.

Проведение: Ребенок должен карандашом, не отрывая руки, “пробежать” по изгибам дорожек. Начинать лучше с относительно простых дорожек, напоминать малышу, что нельзя отрывать карандаш от бумаги и выходить за пределы дорожки.

Упражнение “Цепочки закономерностей” на продолжение ряда фигур, знаков, на поиск чисел.

Проведение: Чередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагается продолжить ряд или найти пропущенный элемент. Кроме того, даются задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета. После того, как дети научаться выполнять такие упражнения, задания усложняются. Предлагают выполнить задания, в котором необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и величину.

Игры и упражнения на закрепление представлений о геометрических фигурах.

Игра: “Волшебная мозаика”, на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц из фигур.

Материал: Образцы геометрических фигур составляющие изображение животного (разной формы, величины).

Проведение: Дети составляют изображение по образцу. Например: из большого, маленького круга, из одного большого, двух маленьких треугольников составляют цыпленка.

Игра “Будь внимательным”.

Материал: Большие - маленькие фигуры; многоугольники - треугольники.

Проведение: Дети раскрашивают фигуры классифицируя. Например: большие- красным, маленькие- синим карандашом.

Игры и упражнения на выделении элемента фигур (сторона, вершина, угол).

Материал: Изображение геометрических фигур, предметов.

Проведение: Детям даются задания найти и обозначить стороны, вершины, углы геометрических фигур. Для усложнения задания- даются предметы.

Игры и упражнения на закрепление о линиях, точке, отрезках.

Игра “В стране геометрии”.

Материал: Изображение предметов.

Проведение: Дети находят на рисунке прямые и кривые линии. Раскрашивают их.

Упражнение “Волшебные картинки”.

Материал: Изображение точками невидимых картинок

Проведение: Дети соединяют точки и получается у них картинка.

Упражнение “Нарисуй половинку”.

Материал: Нарисованные на половину рисунки.

Проведение: Дети дорисовывают рисунки, так чтобы получились предметы и фигуры. Затем находят в них вертикальные, горизонтальные и наклонные линии.

Упражнение “Отрезки, линии”.

Материал: Отрезки, линии разной длины.

Проведение: Дети обводят отрезок синим карандашом, линии - красным.

Игры и упражнения на определение соотношение длины, высоты предметов.

Игра “Елочки”.

Материал: Изображение елочек разной высоты.

Проведение: Дети упорядочивают предметы по разным признакам. Например, воспитатель раздает детям тетради, на которых нарисованы три елочки разной высоты. Предлагает пронумеровать елочки по нарастанию и разукрасить по нарастанию насыщенности цвета.

Игра “Автобусы.

Материал: Изображение разных по длине автобусов, цветные карандаши”.

Проведение: Ребенок рассматривает автобусы, внимание уделяет на длину автобусов. -Самый длинный автобус раскрась синим. Следующий длинный автобус- красным….

Игра “Пирамидки”.

Материал: Изображение полосок разных по длине, цветные карандаши.

Проведение: Ребенок нумерует полоски по длине. Рисует одну под другой снизу вверх от самой длинной, до самой короткой.

Игры и упражнения на ориентировку во времени

Упражнение “Двенадцать месяцев”

Материал: Модель года с месяцами, цветные карандаши

Проведение: Дети выбирают один сектор, который будет декабрь и раскрашивают белым, январь бело-серым, февраль бело- голубым и т.д

Игра “Сколько на часах”.

Материал: Часы без стрелок.

Проведение: Дети показывают на часах время, указанное воспитателем. Например: Сейчас пять часов. Через два часа по телевизору будут показывать программу мультфильмов. Во сколько начнется программа? Покажи на часах.

Упражнение “Радуга-дуга”.

Материал: Тетради, карандаши цветные.

Проведение:

Вот неделя пролетела,
Свою песенку пропела,
Мне все краски подарила-
Я ее благодарила.
Радугу-дугу цветную
Я теперь сижу рисую!
Дети цветом радуги рисуют дни недели.

Упражнение на закрепление знания о цифрах в пределах 10.

Упражнение “Умные цифры”

Проведение: Дети закрепляют стихи о цифрах, и пишут цифры.

(2) Два на лебедя похожа
Шейка есть и хвостик тоже
Лебедь может подсказать,
Как нам цифру два узнать.

(3) На столе банан лежит –
Мы еще положим
Получилась цифра три!
Посмотри – похоже?

Упражнение на закрепление в составе чисел первого десятка их двух меньших чисел, совершенствовании математической речи

Упражнение “Числовой домик”

Проведение: Дети заселяют свой домик согласно номеру.

Упражнение в составлении простой арифметической задачи.

Упражнение “Веселые задачки”

Материал: Тетрадь, карандаш.

Проведение: Ребенок составляет и рассказывает задачу другу. Друг решает задачу.

Игры и упражнения на развитие логического мышления.

Игра: “Нарисуй недостающую фигуру”

Материал: Геометрические фигуры

Проведение: На предлагаемом рисунке ребенку нужно заполнить пустой квадрат, исходя из логики расположения рисунков в других квадратах.

Упражнение “Что длиннее? ”

Материал: Изображение трех карандашей разной длины

Проведение: Детям предлагается решить задачу: У Кати желтый карандаш короче синего, а синий короче красного. Какой карандаш длиннее – желтый или красный? (раскрась карандаши)

Игра на развитие сообразительности, умения сравнивать, анализировать и открывать скрытые зависимости, последовательности, связи, логику изменения фигур.

Игра “Внимание – угадай-ка”

Материал: Карточки с изображениями фигур изменяющихся по какой-то закономерности. 4 фигуры в каждой, но в них заложена какая-то закономерность изменения фигур. Эту закономерность и должен уловить ребенок.

Проведение: Ребенку показывают по очереди только 3 первых фигуры-задания, а 4-ю он должен нарисовать сам, не видя рисунка. Сама 4-я фигура служит только для проверки правильности выполнения задания.