Урок русского языка в 3-м классе по теме "Непроизносимые согласные в корне слова"

Разделы: Начальная школа


Цели.

  1. Формировать умение обосновывать написание слов с непроизносимыми согласными,
  2. Развивать речь детей,
  3. Воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование.

  • учебник авт. Т.Г. Рамзаева “Русский язык”, 3 класс,
  • кроссворд “непроизносимые согласные”.

Ход урока

1. Оргмомент.

У. В ваших глазах я вижу огоньки, которые обычно зажигаются, когда хотят узнать что то новое , интересное . Давайте же попробуем собрать их вместе и разжечь костер знаний и умений.

2. Чистописание.

У. Тетрадь - это зеркало ученика. А ведь каждый человек желает видеть себя в нем красивым и аккуратным. Помните об этом, работая в своих тетрадях. В словах, которые мы будем сегодня писать на уроке, встречаются сочетания букв ст.

С этого сочетания и начнем минутку чистописания. Записываем сочетание ст, обращаем внимание на верхнее соединение и наклон элементов буквы т .

Прочитайте слово, записанное на доске (глазами.)

Читаем вслух вместе. Яростный - как понимаете значение этого слова?

Д. Полный гнева, неукротимый, не сдержанный.

У. О чём можно так сказать?

Д. О ветре.

У. Составьте предложение со словосочетанием яростный ветер.

Д. Яростный ветер срывал с деревьев последние листочки.

У. Какую орфограмму заметили в слове яростный? Как проверить это слово? Запишем это слово.

3. Постановка целей и задач урока.

У. Так над какой же темой мы будем работать на уроке?

Д. Будем работать над словами с непроизносимыми согласными.

У. Как же проверить слова с непроизносимыми согласными?

Д. Повторяют правило.

4. Словарная работа. (Один ученик с комментированием у доски.)

У.

А сейчас для вас ребятки
Загадаю я загадки
Дел у нас не впроворот
Разгадать надо кроссворд.

На доске кроссворд.

1) Антоним к слову белый? (чёрный)

2) Ученик, который следит за порядком в классе? (дежурный)

3) Это готовит мама каждое утро? (завтрак)

4) Сторона горизонта, где всходит солнце? (восток)

5) То я в клетку, то в линейку написать по мне сумей-ка. (тетрадь)

6) В открытые окна нежданно влетит, то что-то прошепчет, то вдруг загудит…(ветер)

7) Какой это мастер на окна нанёс и листья, и травы и заросли роз? (мороз)

Внимательно посмотрите на кроссворд и прочитайте слово, зашифрованное в нём слово.

Какое же слово у нас получилось? Прочитаем его вместе.

Д. Чувство.

У. Что такое чувство?

Д. Способность что-либо ощущать.

У. Составьте словосочетание с этим словом.

Д. Радостное чувство, тревожное чувство, чувство печали, гордости, гнева, любви.

У. Подберите однокоренные слова к данному слову.

Как можно назвать человека, который умеет чувствовать?

Д. Чувственным, восприимчивым, впечатлительным.

У. Если у человека есть чувство, что он делает?

Д. Чувствует.

У.Обратите внимание слово чувство наше новое словарное слово, найдите в нём ошибкоопасное место.

Можно ли проверить? Запишем, продолжая словарную работу, слово чувство.

Что же мы запомнили в слове чувство?

5. Повторение изученного материала.

У. Человек испытывает чувство удовлетворения от своей работы. А наша с вами работа - это учёба. И выполнив правильно упражнение299 на стр.112, вы испытаете чувство удовлетворения и радости.

Итак, стр.112 упражнение 299:

- прочитайте текст самостоятельно, вслух.

У. О ком узнали из текста?

У. А сейчас я вам прочту этот текст с чувством гордости за наших воинов.

У. Почему с чувством гордости надо читать этот текст?

У. Что значит чудеса героизма?

Д. Подвиг, совершённый на грани невозможного. (закрывали собой пулемёты, бросались под танки, взрывали себя вместе с врагом.)

У. Прочитайте 2-е предложение. Что значит громили?

У. 3-е предложение. Какое же чувство звало их на подвиг?

У. Что значит любить Родину? Это чувство любви к Родине воспитывается с детства.

У. К сожалению, многие воины-герои погибли, защищая нашу Родину, но мы должны помнить о них.

Помните, через года, через века, помните.
О тех, кто уже не придет никогда! Помните!

Проходя мимо обелиска, памятника, склоните голову, возложите цветы, в знак благодарности за их подвиг.

А теперь посмотрите на первое предложение, найдите слово с непроизносимой согласной.

Д. Доблестные.

У. Подберите слова-синонимы.

Д. Смелые, отважные, мужественные.

У. Какой непроизносимый звук? Как проверить? (запись с комментарием)

У. Теперь найдите слово с непроизносимой согласной во втором предложении.

Д. Ненавистного.

У. Назовите проверочное к нему слово.

Д. Ненависть

У. Как же проверить слова с непроизносимой согласной? (повторение правила)

У. Найдите предложение с новым словарным словом, прочитайте его орфографически.

У. Запись предложения самостоятельно. Подчеркните слово с непроизносимым согласным, можно ли его проверить.

6. Физкультминутка.

Иногда согласные
Играют с нами в прятки.
Они не произносятся,
Но пишутся в тетрадке.
Чтобы знать, как писать
Надо слово изменять,
Чтобы звук наш непонятный
Чётко слышался опять.

7. Закрепление.

Слова на доске:

Со.нце, чу.ство, праз.ник,

Сер.це и учас.ник.

Лес.ница и звёз.ный,

Здра.ствуйте и поз.ний.

У. Посмотрите на слова, записанные на доске, прочитайте глазами.

У. Как вы думаете почему они записаны вместе?

У. Давайте откроем букву-невидимку.

У. Это непросто слова, а считалочка. Нам её нужно заучить, чтобы запомнить как можно больше слов с непроизносимыми согласными.

У. А сейчас игра “поставь слово на место”. (вытираю по 2 слова с каждой строки)

У. Чтобы непроизносимые не играли с нами в прятки мы запишем их в тетрадки.

д, т, л, в- этих согласных четыре. Запомните их.

8. Домашнее задание: стр.113 упражнение300. Прочитайте задание, какое правило будем использовать при исполнении.

9. Итог урока.

У. Над какой темой работали? Как проверить слова с непроизносимым согласным в корне?

Вспомните стихотворение.

Приведите примеры слов с непроизносимыми согласными.

С каким новым словарным словом познакомились? Что запомнили?

Какими словами пополнили свой словарный запас?

Д. Яростный, доблестный

У. С каким чувством вы заканчиваете урок?

У. А я заканчиваю с чувством глубокого удовлетворения, думаю, нам удалось разжечь костёр знаний и умений на сегодняшнем уроке, и он не будет гаснуть, пока вы будете стремиться получить знания.

Благодарю вас за работу!