Конспект урока русского языка с использованием ИКТ по теме "Обобщение и систематизация знаний учащихся о частях речи"

Разделы: Начальная школа


Цели:

1. Образовательная:

  • обобщение знаний учащихся о частях речи.

2. Развивающие:

  • развитие наблюдательности и мышления;
  • развитие познавательной активности детей.

3. Воспитательная:

  • воспитание интереса к родному языку, бережного отношения к нашей планете.

Урок проходит в компьютерном классе, оборудованным мультимедийным проектором.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор,
  • презентация урока,
  • компьютерные тесты для каждой группы учеников,
  • конверты со словами для каждой группы,
  • изображения грустного и весёлого Янта,
  • индивидуальные иллюстрации летающих тарелок.

Ход урока

1. Организационный момент.

Вот книжки на столе, а вот – тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки.
И не досуг дуть на корабль бумажный-
Сегодня в классе у ребят урок уж очень важный.

2. Введение в тему урока. Минутка чистописания.

Презентация. (Приложение 1) Слайд № 1.

- Это Янт. Он недавно прилетел на Землю с другой планеты. Как вы помните, когда Янт плохо себя чувствует, его кожа становится зелёной, а уши-локаторы опускаются вниз.

- Как вы думаете, какое у него настроение? (грустное)

- Янт собирался написать письмо своим родителям на другую планету и вот, что у него получилось:

“Земля – уникальный! На этой планета есть много вода! На Земля существовать миллионы форм жизни.”

- Вы поняли, что хотел написать Янт?

-Знает ли Янт русские слова? А умеет ли он соединять их в словосочетания и предложения?

- Вот поэтому настроение у него и испортилось. Янт помогал нам изучать информатику, а мы давайте поможем ему изучить русский язык.

- Но прежде проведём минутку чистописания. Пропишите буквосочетания:

рф, ия, мо, ог, ол.

- Составьте из этих буквосочетаний слово. Какое слово получилось? (морфология)

- Объясните Янту значение слова “морфология”. Запишите слово в тетрадь.

- Составляя своё письмо, Янт не знал ничего о частях речи русского языка и том, как они ведут себя в предложениях. Давайте поможем Янту и расскажем ему всё, что знаем о частях речи.

3. Тема.

- Сформулируйте тему нашего урока.

4. Обобщение теоретических знаний о частях речи. Тестирование.

- Прочитайте ещё раз письмо Янта. Какие самостоятельные части речи в нём встретились? (Имена существительные, имена прилагательные, глаголы)

- Разделимся на 3 группы. 1 группа вспомнит всё, что знает об имени существительном, 2 группа – об имени прилагательном, 3 группа - о глаголе.

Ученики отвечают на вопросы теста. (Приложение 2. Приложение 3)

-Запомните оценки, которые вам поставил компьютер. Кто не доволен своим результатом, может исправить свою оценку на следующих уроках.

Физминутка.

От небесного причала
Оттолкнулся луноход,
Он назад поплыл сначала,
А потом поплыл вперед.
И поплыл, поплыл по небу,
Набирая полный ход.

5. Словарная работа.

- Сегодня у нас на уроке необычный гость. Чтобы поднять Янту настроение, посвятим словарную работу ему.

- О каком словарном слове идёт речь? Запишите его в тетрадь, поставьте в нём ударение, подчеркните безударные гласные, которые надо запомнить. Проверьте себя по мультимедийному проектору.

1) Мир, вселенная (космос). Слайд № 3.

2)

Он не лётчик, не пилот,
Он ведёт не самолёт,
А огромную ракету.
Дети, кто скажите, это? (космонавт). Слайд № 4.

3)

Распустила алый хвост,
Улетела в стаю звёзд.
Наш народ построил эту
Межпланетную… (ракету). Слайд № 5.

- Познакомимся с новым словарным словом - галактика. Слайд № 6.

Галактика – это гигантская звёздная система.

- Какой общей темой можно объединить эти слова?

- Найдите однокоренные слова, выделите в них корень.

- Вот и пополнили свой “космический” словарный запас. Теперь можно переходить к практическим упражнениям.

6. Практические упражнения. Конверты со словами. Слайд № 7.

Каждой группе даны слова.

- Составьте из данных слов предложения. Что нужно сделать со словами? (По смыслу изменить формы слов). Начинайте составлять предложение с выделенного слова.

Карточка 1 группе.

Планеты, звёзды, и, из, пыль, состоять, галактика.

Карточка 2 группе.

Путешествовать, пространство, галактика, космический, по.

Карточка 3 группе.

Путь, Млечный, наша, галактика, называться.

Каждая группа читает своё предложение.

- Можно ли из получившихся предложений составить рассказ?

- Прочитайте. Какое слово повторяется? На какое другое слово мы можем его заменить? (она) Какой частью речи является это слово?

- Прочитайте ещё раз рассказ? Понравился он вам? Озаглавьте его.

- Запишите название и рассказ. Слайд № 8.

Физминутка.

Реснички опускаются,
Глазки закрываются,
Мы спокойно отдыхаем
Сном волшебным засыпаем,
Дышится легко…ровно…глубоко…
Наши руки отдыхают
Отдыхают… Засыпают,
Шея не напряжена
И рассла – бле – на…
Все чудесно расслабляется,
Дышится легко…ровно…глубоко… (Пауза)
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем…

Хорошо нам отдыхать!
Но уже пора вставать!
Крепче кулачки сжимаем.
Их повыше поднимаем.
Потянулись! Улыбнулись!
Работать нужно продолжать!

Задание 1 группе: подчеркните глаголы и сделайте морфологический разбор одного глагола.

Задание 2 группе: подчеркните имена существительные и сделайте морфологический разбор одного имени существительного.

Задание 3 группе: подчеркните имена прилагательные и сделайте морфологический разбор одного имени прилагательного.

- Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу соседней группы. (1 группа проверяет 3 группу, 2 группа – 1 группу, 3 группа проверяет 2 группу, так, чтобы каждая группа повторила все части речи)

- Что надо знать, чтобы правильно составлять предложения из слов русского языка?

- Теперь мы можем исправить ошибки Янта. Что у вас получилось?

Слайд № 9.

“Земля – уникальная! На этой планете есть много воды! На Земле существуют миллионы форм жизни”

- Ребята, наша планета действительно уникальна. Только на ней есть жизнь. Как мы должны беречь нашу Землю?

Слайд № 10.

- Посмотрите на Янта. Какой он? (весёлый)

- У Янта улучшилось настроение. Он рад. Вы смогли исправить все ошибки в его письме.

Янт запомнит всё, что вы ему показали и рассказали о частях речи. Теперь он сам будет грамотно писать на русском языке.

7. Подведение итогов.

- Чтобы правильно и красиво говорить и писать, мало знать слова, нужно ещё знать и законы русского языка.

8. Рефлексия.

- Спасибо вам за вашу работу. Если вы довольны своей работой на уроке, вам удалось вспомнить учебный материал и выполнить все задания – возьмите летающую тарелку и прикрепите её около веселого Янта.

- Если вы не очень довольны своей работой прикрепите летающую тарелку около грустного Янта.

- Посмотрите, ребята, как много учеников из нашего класса остались довольны своей работой! Молодцы! А вот этим ученикам есть над, чем поработать на следующих уроках.

Урок окончен.