Урок русского языка в 5-м классе с элементами театрализации по теме "Что изучает синтаксис и пунктуация?"

Разделы: Русский язык


 

Цели урока:

  1. Дать понятие синтаксиса и пунктуации как разделов науки о языке, объяснить их неразрывную связь.
  2. Познакомить с деятельностью выдающегося ученого-лингвиста Александра Матвеевича Пешковского.
  3. Научить устанавливать смысловую и грамматическую связь в предложении.
  4. Дать представление о значении знаков препинания в письменной речи.
  5. Используя элементы театрализации, поддерживать интерес к изучению русского языка

Оборудование: портрет А.М. Пешковского, набор забавных табличек со словами охотно, с, жизнь, правильно, если, учиться, ты, и, отдыхать, строить, умело, магнитная доска, набор магнитов.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Слово учителя:

- Жил-был в Солнечном городе Незнайка. Однажды он начал раздумывать, кем бы ему стать…

(появляется ученик в костюме Незнайки)

– Шофером быть не хочу, а то опять разобьюсь на автомобиле. Поваром? Нет, не стоит, а то буду таким же толстым, как Пончик! Механиком? У него руки всегда грязные… Стану-ка я ученым…

Учитель:

- Купил он черный костюм, галстук, шляпу, ботинки начистил и решил, что он – ученый.

Незнайка:

– Да, у меня костюм новый, и шляпа есть. (Расхаживает важно)

Учитель:

– Эх, ты, да разве это самое главное в ученом?

Незнайка:

– А, чуть не забыл, очки же надо надеть, как у Знайки! (надевает очки)

Учитель, обращаясь к ученикам:

- А вы как, ребята, считаете, что самое главное в ученом?

(ответы ребят)


- Ну, что ж, Незнайка, если ты все-таки твердо решил стать ученым, садись за школьную парту. Будешь с ребятами учиться, знания накапливать. И первое, что мы сделаем, это познакомим тебя с настоящим ученым, А. М. Пешковским.

( Небольшой рассказ о деятельности ученого подготовленным учеником)

Вопрос учителя:

Кто запомнил, ребята, в какой области языка трудился ученый?

(Ответы детей)

- Давайте запишем эти сложные и непонятные слова в тетрадь как тему нашего сегодняшнего урока: синтаксис и пунктуация

3. Оформление работ в тетрадях, формулирование детьми целей урока.

4. Изучение нового материала.

Учитель:

Сегодня нам предстоит узнать, что же такое синтаксис, что он изучает. Давайте представим, что мы смотрим мультфильм.
(Учитель объясняет, используя магнитную доску и таблички со словами)

Учитель:

Сначала на экран выбежали поодиночке слова: охотно, с, жизнь, правильно, если, учиться, ты, и, отдыхать, строить, умело.

Видят слова, что никто не может понять, для чего они выбежали. Попробовали распределиться по частям речи (каким?), потом объединились в две большие группы (какие?), но зачем они появились, так никто и не понял.
Но вдруг кто-то невидимый стал передвигать слова, соединять их друг с другом попарно. Что-то стало вырисовываться.

Образовались словосочетания: учиться охотно, отдыхать умело, строить правильно. Как называются такие пары слов? (Ответы детей)

Затем эти выражения стали протягивать друг другу руки и выстраиваться в определенной последовательности. Посмотрите, ребята, что получилось.

(Должна получиться следующая запись: Если ты учиться охотно и отдыхать умело жизнь строить правильно)

- Что же необходимо сделать, чтобы предложение стало понятным?
(Ответы учащихся).

- Давайте запишем получившееся предложение:

Если ты учишься охотно и отдыхаешь умело – жизнь строишь правильно!

- Вот так работает синтаксис. Но чтобы до конца понять, как это происходит, давайте поработаем с упражнением по учебнику.

Упр. 245 (пересказ лингвистического текста)

Учитель: Когда же начал действовать синтаксис в нашем предложении?
(ответы учащихся)

Учитель: Синтаксис очень тесно связан с другим разделом языкознания. Посмотрите на эту телеграмму

(на доске вывешивается текст телеграммы).

Текст: Встречайте 5 выезжаю поездом 21 вагон 3 Маша.

Учитель: Можно ли понять данный текст? Чего в нём не хватает?
(Ответы учащихся)

Учитель: Так как же можно избежать неясностей?
(Ответы учащихся)

Упражнение 247. Прочитать, сделать вывод.

Разминка. Игра «Печатная машинка»

(Суть ее в следующем: все буквы алфавита на отдельных карточках распределяются между учениками. Учитель произносит фразу: «Ну-ка, буквы, встаньте в ряд!» Ученики в последовательности расположения букв алфавита поднимают свою карточку вверх, вставая со своего места, громко называют свою букву, затем садятся)

Учитель: А знаете ли вы знаки препинания? Мы сейчас проверим. Угадайте, о каких знаках идет речь…

На странице я стою,
Всем вопросы задаю.
Согнут я всегда в дугу –
Разогнуться не могу. (Вопросительный знак)

На крохотное ушко
Похожа завитушка.
Велит нам
Постоять чуть-чуть
И отправляться дальше в путь.
Выйдет на дорожку –
Всем подставит ножку.

(Запятая)

Я маковой крупинкой
Упала на тропинку,
Остановила вас –
Закончила рассказ.

(Точка)

Ляжет палочкой
на строчку,
- Проходите по мосточку.

(Тире)

6. Закрепление изученного:

Выполнение упражнения 248 (общее задание – для всех, слабые учащиеся работают с индивидуальным заданием, Незнайка получает задание расставить запятые в тексте на доске).

7. Незнайка:

Я, наверное, что-то напутал. Читает текст с доски:

Кисель там варят из резины,
Там шины делают из глины,
Кирпич там жгут из молока,
Творог готовят из песка,
Стекло там плавят из бетона,
Плотины строят из картона,
Обложки там из чугуна,
Там варят сталь из полотна,
Кроят рубахи из пластмассы,
Посуду делают из мяса,
Котлеты стряпают из сажи,
Там ваксу делают из пряжи,
Прядут там нитки из сукна,
Костюмы шьют…
- Это что же получается, а?

Ребята, помогите исправить. (Ученики правят текст на доске)

Учитель: Да, Незнайка, я думаю, тебе придется очень потрудиться, чтобы стать ученым, но мы с ребятами тебе поможем. Правда, ребята?!

8. Подведение итогов.

Закончите предложения, записанные на доске
В синтаксисе изучаются … и … .
Правильно употреблять знаки препинания учит … .

9. Домашнее задание.

ЗСП -10, составить с каждым словом словосочетание, с двумя словами – предложения или творческое задание – написать сказку о синтаксисе и пунктуации.