"Дорогой дружбы и добра" (театрализованно-музыкальная программа)

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство


Цели:

  • способствовать воспитанию толерантного отношения друг к другу и формированию умения жить в мире с другими людьми;
  • прививать навыки вежливого общения с окружающими; помогать учащимся постигать понятия добра и зла;
  • готовить к жизни в условиях многонациональной многокультурной среды.

Ведущий:

Где красотатам доброта. Их разлучить ничто не может.
Любая светлая мечта на двух подруг всегда похожа.
И нам без них не обойтись ни светлым днём, ни днём дождливым.
И если хочешь быть красивым, то добротою поделись.

В. Суслов

Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей.

Дети:

Здравствуйте друзья!

Мы будем называть вас всех друзьями!

Мы собрались сегодня не случайно.
Нам предстоит серьезный разговор.

Многокультурный город наш,
И класс наш многонациональный.

Есть в классе, и башкиры, и татары,
И русские, конечно, тоже есть.

Все мы дружны – секретом дружбы
С вами мы решили поделиться!

Мы наш секрет откроем вам не сразу,
Вы только слушайте с открытою душой.

Мы верим, скоро все поймете сами,
И навсегда возьмете наш секрет с собой!

Случается, бываем, одиноки,
И не хватает нам душевной теплоты,

Бываем мы задумчивы и строги.
И никому как будто не нужны…

И светит солнышко неярко.
И нет желанья рисовать.

Читать, играть неинтересно,
Ну, как скажите не скучать?

Мир сразу красками наполнится,
Изменится вдруг все вокруг!

Когда с тобою рядом будет
Твой настоящий, верный друг!

(На сцене появляются два ученика, читают как диалог стихотворение Б.Заходера “Мы – друзья”)

С виду мы не очень схожи:
Петька толстый, я худой,
Не похожи мы, но все же
Нас не разольешь водой!
Дело в том, что он и я -
Закадычные друзья!
Все мы делаем вдвоем:
Даже вместе… отстаем!
Дружба дружбою, однако,
И у нас случилась драка.…
Дрались честно,
Как положено друзьям:
- Я как стукну!
- Я как тресну!
Он как даст!
- А я как дам!
Скоро в ход пошли портфели.
Книжки в воздух полетели.
Словом, скромничать не буду –
Драка вышла хоть куда!
Только смотрим – что за чудо?
С нас ручьем бежит вода!
Это Борькина сестра
Облила нас из ведра!
А она еще смеется:
- Вы действительно друзья!
Вас водой разлить нельзя!

Ведущий: Давайте друзья, встанем в круг дружбы! (Проводится игра “Мы-друзья”)

Ведущий:

Встаньте, дети, встаньте в круг.

Дети хором:

Я твой друг и ты мой друг,
Пусть будет шире Дружбы круг.
В кругу стоят друзья твои,
Ты им свою улыбку подари.

(Дети улыбаются друг другу).

Слева друг и справа друг,
А вместе это Дружбы круг,
Другу справа руку ты пожми,
Передай ему тепло твоей руки.

(Дети пожимают руку тому, кто справа)

Нет пословицы, ребята, верней,
Той, что гласит “Имей сто друзей”
Пусть растет и ширится Дружбы круг,
Чтобы рядом был верный друг.

Ведущий: Вот послушайте, дети, какие друзья бывают! Но как назвать такую дружбу, судите сами?

(Инсценировка учениками рассказа И.Туричина “Дружба”)

Однажды Вася вынес во двор пожарную машину. Подбежал к Васе Сережа:

- Мы – друзья! Поиграем вместе в пожарных!

- Давай! – согласился Вася

Сережа вытянул губы, прогудел и помчался по двору, таща за собой на веревочке машину

- Пожар! Пожар! – кричит.

Подбежали другие ребята:

- Мы тоже пожарные!

Сережа заслонил машину от ребят.

- Я – Васин друг! И я один буду в его машину играть! Обиделись ребята и ушли.

На другое утро Боря принес во двор паровоз с вагончиками. Подбежал к нему Сережа.

- Я – твой друг! Мы – друзья! Поиграем вместе в машинистов.

- Давай, – согласился Боря.

Стали они в машинистов играть. Пришел Вася.

- И меня примите.

- Не примем, – сказал Сережа.

- Почему? – удивился Вася. Ты же мой друг. Ты же сам вчера говорил.

- То – вчера, – сказал Сережа. – Вчера у тебя пожарная машина была. А сегодня у Бори паровоз с вагонами. Сегодня я с ним дружу!

(На сцене остается только Сережа, а другие ребята уходят)

Сережа: А теперь со мной никто не дружит! Почему никто не дружит? Это они глупые! Они виноваты!

Ведущий: Только ты сам сможешь ответить на этот вопрос.

Ученик: Есть такая притча: Один человек решил изменить мир. Но мир – такой большой, а человек – такой маленький. Тогда он решил изменить свой город. Но город – такой большой, а человек такой маленький. Тогда человек решил изменить свою семью. Но семья у него такая большая, одних детей с десяток. Так человек добрался до того единственного, что он в силах изменить. Будучи таким маленьким, – самого себя.

Ведущий: Ты понял Сережа, что тебе нужно делать? Заглянуть в себя, и может быть что-то поменять в себе!

Сережа: Как же это сделать? Ну, я не знаю что менять?

Ведущий: А вот послушай сказочку!

(Инсценировка рассказа А.Глебова “Бабушкина сказочка”. Появляются на сцене “бабушка” и “внучка”).

Автор: Тихим летним вечером сидели на крылечке бабушка Настя и внучка Катя. И вот какую сказку рассказала бабушка…

Бабушка: Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет, волшебнику:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, что бы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса еще не просохнет…

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла любовь в установленное место к трем соснам, что стояли на краю леса… Пришла и видит: стоят у сосен пять прекрасных девушек, одна другой краше.

- Вот, выбирай, – сказал дедушка-волшебник. – Одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую – Доброта.

- Они все прекрасны, – сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…

- Твоя правда, – ответил волшебник, – Они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. У одной, как небо, – синие, у другой, как изумруд, – зеленые, у третьей, как яхонт, – серые, у четвертой, как темный бархат, – черные, у пятой, как незабудки, – голубые.

Задумалась Любовь. Потом подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку…

- Вот и вся сказка. Ну, а ты внучка, кого бы выбрала себе в подружки?

Автор: И Катя задумалась…

Катя: Да, пожалуй, доброты нам часто не хватает. Сережа! Тебе нужно стать добрее!

Сережа: Спасибо, ребята! Я все понял! Я буду дружить со всеми.

Ведущий: В пословицах и поговорках разных народов есть этому подтверждение тому, что людям часто не хватает доброты. Народная мудрость – явление международное и у разных народов мы находим похожие по смыслу пословицы и поговорки.

Свет не без … добрых людей. Добрый человек несет мир (абхазская пословица)
Без худа … добра не бывает. Добро рождает доброту (персидская)
Добра желаешь … добра и делай. Сделаешь добро, добро найдешь (карачаевская пословица)
Не ищи красоты, … а ищи доброты. Лучше быть добрым уродом, чем злым красавцем (малагасийская)
Добро не лихо … ходит тихо. Добрый конь не устает, добрый человек не отказывает в помощи (татарская)

(Стихотворение Расула Гамзатова “Берегите друзей”).

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену
И судом поспешным не греши,
Гнев на друге, может быть, мгновенный
Изливать покуда не спеши.

Может, друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай,
Провинился друг – и повинился –
Ты ему греха не поминай.

Люди, я прошу вас, ради бога,
Не стесняйтесь доброты своей.
На земле друзей не так уж много,
Опасайтесь потерять друзей!

(В исполнении ребят звучит песня “Ты да я, да мы с тобой”)

(Инсценировка фрагмента сказки Г.Х. Андерсена “Гадкий утёнок”)

Ведущий: Ребята, вы слышите, какое-то кряканье доносится? Прямо птичий двор какой-то!

(На сцене появляется утка, несколько утят и гадкий утенок)

Утка – Вот как идут дела на свете! ... Ну-ну, шевелите лапками! Крякните и поклонитесь вон той старой утке! Она здесь знатнее всех! Она испанской породы и потому такая жирная. Видите, у нее на лапке красный лоскуток? Как красиво! Это знак высшего отличия, какого только может удостоиться утка. Люди дают этим понять, что не желают потерять ее; по этому лоскутку ее узнают и люди и животные. Ну, живо! Да не держите лапки вместе! Благовоспитанный утенок должен держать лапки врозь и выворачивать их наружу. Вот так! Кланяйтесь теперь и крякайте!

(Утята кланяются)

1 птица: Ну, вот еще целая орава!

2 птица: Точно нас мало было!

3 птица: А один-то, какой безобразный. Его уж мы не потерпим!

Утка: Оставьте его! Он ведь вам ничего не сделал!

2 птица: Это так, но он такой большой и странный! Ему надо задать хорошенькую трепку!

Старая утка: Славные у тебя детки! Все очень милы, кроме одного…. Этот не удался! Хорошо бы его переделать!

Утка: Никак нельзя, ваша милость! Он некрасив, но у него доброе сердце, и плавает он не хуже, смею даже сказать – лучше других. Я думаю, он вырастет, похорошеет или станет со временем поменьше. Он залежался в яйце, оттого и не совсем удался. Кроме того, он селезень, а селезню красота не так уж нужна. Я думаю, что он возмужает и пробьет себе дорогу!

Старая утка: Остальные утята очень-очень милы! Ну, будьте же, как дома.

Птицы: (наперебой) Он слишком велик! Какой гадкий! Безобразный!

Утята: Хоть бы кошка утащила тебя, несносного урода!

Утка: Глаза бы мои тебя не видели!

(Птицы начинают выгонять гадкого утенка, и все уходят со сцены)

Ведущий: Почему обитатели птичьего двора обижали утёнка? (Дети отвечают)

- Справедливо ли так обращаться с тем, кто отличается от других? Почему?

Гадкого утенка не любили за то, что он был не похож на остальных, за то, что он был другой! Он был отвергнут всеми. Такое бывает подчас и в жизни, когда человек или ребенок становится изгоем, потому что его не понимают, не принимают его взглядов или просто считают что он не такой как все, или имеет другую национальность, чем большинство, окружающих в этот момент людей. Терпимее друг к другу нужно быть, добрее!

Мы разные? Мы равные!
И нет преград для дружбы
Мы дети все, мы просто дети
Нам сориться не нужно!

Да, наверное, мы разные! Но все мы при этом равные!

Мы все имеем равные права, смеяться и грустить!

Мы все для счастья рождены, и так тому и быть!

Ведь каждый из нас индивидуальность.
И в этом, конечно, и есть уникальность!

Различиями нашими мы будем восхищаться!
Друг другу доброту дарить и просто улыбаться!

Ведущий : Действительно ребята, иногда достаточно улыбнуться друг другу, чтобы помириться, чтобы подружиться, чтобы кому-то поднять настроение.

(В исполнении ребят звучит “Песенка-чудесенка”)

Ведущий: Напоследок я хочу рассказать сказку народов Северного Кавказа “Общее Счастье”, прослушав ее, секрет дружбы будет полностью для вас раскрыт:

У старика со старухой была большая семья, и все у них было вдоволь. Но вот пришла беда: разлад в семье. Раньше никто не говорил “это мое”, а говорил “это наше”. А теперь каждый норовит взять себе, отнять у другого, спрятать в свой сундук. Как-то под новый год отец собрал всю семью и говорит: “Слушайте, дети, что я вам скажу: пусть этой ночью ни один не выходит из дома. Если любите меня, исполните мою просьбу”. Все согласились. Ночью выпал глубокий снег. Утром старик встал с постели, вышел на улицу. Видит, след взрослого идет от двери в сторону леса. Разгневался старик, собрал домочадцев и стал корить их за обман. Но они поклялись, что из дома не выходили. Старик захотел узнать правду, взял топор и пошел по следу. След довел его до высокого дерева в дремучем лесу, под деревом лежали пышные сугробы снега: там было теплее, чем в доме у старика. Закутался он в шубу и остался на всю ночь, но никого так и не увидел. Тогда старик решил свалить дерево. Подрубил дерево до половины, вдруг кто-то сверху спрашивает его: “Что ты делаешь, старик, зачем дерево рубишь зря”?

- А ты кто такой?

- Я общее счастье твоей многолюдной семьи.

- Почему же ты сидишь в лесу?

- Где же мне сидеть? Пришлось бежать из твоего хазара. Позабыли все обо мне, да и о тебе позабыли тоже. Как же мне оставаться в твоем доме, где каждый думает только о себе?

Старик согласился, но попросил: “Уважь старика, вернись обратно”.

- Не могу я вернуться в твой хазар, но я другим тебя уважу: я дам каждому из твоих домочадцев то, что он у меня попросит.

Пришел старик, сел в свое кресло. Забеспокоились сыновья, забегали внуки, правнуки. А старик рассказал о Счастье, которое ушло от них. Все на перебой стали спрашивать: “Почему счастье обиделось”?

- Потому что Счастье говорит: “Где не хотят общего добра, а один тянет к себе, другой себе, там нет места счастью”. И старик рассказал о том, что Счастье пообещало исполнить желание каждого из членов семьи. Все стали на перебой говорить. Один хотел получить у Счастья быков, другой – коня, третий – оружие. Так все сказали старому деду, кто чего хочет, и только одна невестка сказала: “Пусть Счастье даст нам общую жизнь общую работу и любовь друг к другу”.

На рассвете отправился старик в дремучий лес и передал слово в слово просьбу каждого. Голос с дерева так отвечает старику: “Все исполню, кроме просьбы твоей невестки. Она просит общую жизнь, общую работу и любовь друг к другу. А это все вместе – я само”.

Старик стал умолять и говорить: “Клятву нарушаешь?” Отвечает Счастье: “Что с тобой поделаешь! Я дало клятву и не в силах ее нарушить. Ступай к себе домой, а там видно будет”.

Когда старик пришел домой, вся семья прибежала к нему. Один согревал ему лицо руками, другой принес поесть и попить. На другой день все приступили к работе. Каждый делал свою работу лучше и быстрее. Все стали говорить “наша работа”, “наше добро”. Счастье навсегда поселилось в большой семье. И было то Счастье для всех единым. Общим Счастьем было оно.

1 ученик: Мы все вместе должны держаться, считаться с мнением друг друга, заботиться друг о друге.

2 ученик: Не будем огорчать друг друга, давайте дарить улыбки, добрые слова!

Ведущий: Мы все очень разные, но всех нас объединяет одно. Как вы думаете – что? Все мы – люди.

- Какие качества в людях вы бы хотели бы видеть? (Доброта, доброжелательность, дружелюбие, отзывчивость, понимание, терпимость)

О замечательном качестве – доброте Д. С. Лихачёв писал так: “Быть добрым, терпимым одному человеку ничего не стоит, но стать добрым человечеству невероятно трудно. Исправить человечество нельзя, исправить себя – просто. Накормить ребёнка, провести через улицу старика, уступить место в трамвае, хорошо работать, быть вежливым и обходительным…- всё это просто для человека, но невероятно трудно для всех сразу. Вот почему нужно начинать с себя”.

- Ну что ж, наш праздник подошел к концу! Надеюсь, что он не прошел для вас даром. Будьте добрее, терпимее друг к другу! Берегите друзей! Идите по жизни только дорогой Добра.

(Дети исполняют песню “Дорога Добра”)