Программа и календарь тематического планирования лекторского клуба школьников "Социальный вектор"

Разделы: Социальная педагогика


 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Технология саморазвития личности предусматривает целенаправленное и системное обучение детей основам теории самосовершенствования личности.

Развитие ребенка идет нелинейно и одновременно во всех направлениях. В школьном периоде можно выделить некоторые сенситивные периоды для проявления определенных потребностей и развития функции самосознания. К ним и привязаны разделы обучающего курса “Самосовершенствования личности” по классам; кроме того, при выстраивании логики курса учтена иерархическая структура потребностей, обоснованная А.Маслоу.

  • 7–10 лет — познание окружающего мира, первичная социализация — раздел “Этика”, начальная школа.
  • 10–11 лет — самопознание — “Познай себя”, 5-й класс.
  • 11–13 лет — самовоспитание, самообучение — “Сделай себя сам”, 6-й класс; “Научи себя учиться”, 7-й класс.
  • 13–14 лет — самоутверждение — “Утверждай себя”, 8-й класс.
  • 14–15 лет — самоопределение — “Найди себя”, 9-й класс.15–17 лет — самоактуализация — “Управляй собой”, 10-й класс; “Реализуй себя”, 11-й класс.

Для каждого из разделов разработаны программа, учебное пособие и методические рекомендации.

По аналогии с моделью развития личности Э.Эриксона, можно построить поэтапную модель саморазвития и самосовершенствования личности школьника от 1-го класса до выпуска из 11-го класса. На рисунке обозначены возможные негативные направления, отклонения от нормального хода развития. Эти отклонения возникают по различным причинам, а в значительной мере от недостатка или отсутствия знаний и умений у учащихся в соответствующей сфере самосовершенствования .

Курс “Самосовершенствование личности” является сквозным, т.е. представляет единое целое из всех своих разделов по классам с 1-го по 11-й. Технология саморазвивающего обучения включает в себя все сущностные качества технологий РО и дополняет их следующими важнейшими особенностями:

Деятельность ребенка организуется не только как удовлетворение познавательной потребности, но и целого ряда других потребностей саморазвития личности:

  • в самоутверждении (самовоспитание, самообразование, самоопределение, свобода выбора);
  • в самовыражении (общение, творчество и самотворчество, поиск, своих способностей и сил);
  • в защищенности (самоопределение, профориентация, саморегуляция, коллективная деятельность);
  • в самоактуализации (достижение личных и социальных целей, под себя к адаптации в социуме, социальные пробы).

Целью и средством в педагогическом процессе становится доминанта самосовершенствования личности, включающая в себя установки на самообразование, на самовоспитание, на самоутверждение, самоопределение, саморегуляцию к самоактуализацию. Идея развития личности на основе формирования доминанты самосовершенствования принадлежит выдающемуся русскому мыслителю А.А. Ухтомскому

Технология обучения, основанная на использовании мотивов самосовершенствования личности, представляет собой новый уровень развивающего обучения и может быть названа саморазвивающим обучением.

Классификационная характеристика:

  • По уровню применения: общепедагогическая.
  • По философской основе: гуманистическая, антропософская.
  • По основному фактору развития: психогенная.
  • По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + развивающая.
  • По ориентации на личностные структуры: нравственно-волевое самоуправление личности - СУМ.
  • По характеру содержания: обучающе-воспитательная, светская, общеобразовательная, гуманистическая.
  • По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп + программная.
  • По организационным формам: классно-урочная + клубная.
  • По подходу к ребенку: педагогика сотрудничества.
  • По преобладающему методу: развивающая + саморазвивающая.
  • По категории обучающихся: массовая.

Акценты целей:

  • Формирование человека самосовершенствующегося (homo self-studius, self-made men).
  • Формирование СУМ - самоуправляющих механизмов личности.
  • Воспитание доминанты самосовершенствования, саморазвития личности.
  • Формирование индивидуального стиля учебной деятельности.

Концептуальные положения

  • Ученик - субъект, а не объект процесса обучения.
  • Обучение приоритетно по отношению к развитию.
  • Обучение направлено на всестороннее развитие с приоритетной областью - СУМ.
  • Ведущая роль теоретических, методологических знаний.

Дополнительные гипотезы

  • Все высшие духовные потребности человека — в познании, в самоутверждении, в самовыражении, в самоактуализации — являются стремлениями к самосовершенствованию, саморазвитию. Использовать эти потребности для мотивации ученья значит открыть путь к повышению качества школьного образования.
  • Доминанта самосовершенствования — установка на осознанное и целенаправленное улучшение личностью самой себя - может быть сформирована на основе потребностей саморазвития.
  • На внутренние процессы самосовершенствования можно и нужно влиять с помощью организации внешней части педагогического процесса, включая в него специальные цели, содержание, методы и средства.
  • Система саморазвивающего обучения (СРО), основанная на использовании мотивов самосовершенствования личности, представляет более высокий уровень развивающего обучения и является наилучшим продолжением развивающих технологий начального звена, основанных на познавательных мотивах.

ЦЕЛЬ:

  • Создать условия для применения технологии “Самосовершенствования личности” в воспитательной работе гимназии путем организации ученического лекторского клуба “Социальный вектор”

ЗАДАЧИ:

  • Создать отношения сотрудничества, сотворчества, соуправления всех участников воспитательного процесса.
  • Применять полученные социально-педагогические и практические знания психологии на классных часах, родительских собраниях, во внеклассных мероприятиях, школьных лекториях.

 ПРОГРАММА курса “САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ”

№ п\п Курс Содержание
1 1–4-й класс.

“Этика поведения”

Для младшего школьника характерно внимание к моральной оценке поступка, стремление быть хорошим в оценке окружающих. Этому отвечают специальные уроки человечности — этики поведения, на которых ребенку помогают определить свою моральную позицию, почувствовать важность этических правил и постигнуть значение их соблюдения. Кроме того, он обучается рефлексии, получает сведения о некоторых своих психических качествах, своем “Я”.
2 5-й класс.

“Познай себя”

С V класса начинается систематизированное изложение понятий и проблем самосовершенствования личности. Психолого-педагогический курс представляет для ребят как бы “психологию и педагогику для себя” и на уровне своего возрастного развития. Естественно, что первая его часть посвящена изучению своей собственной психики, так как процесс самопознания лежит в основе любого акта самосовершенствования. Ребенок должен осознать, кто он есть, как он себя оценивает, что и почему с ним происходит. Поэтому курс начинается с доступного пятиклассникам обзора психологических качеств личности, приводящего в некоторую систему имеющиеся у них представления о своей личности, помогающего детям понять себя, создать осознаваемый образ своего “Я”.

В дальнейшем познание себя пронизывает все разделы курса, включая 11-й класс. В рубриках программы, называемых “развивающее повторение”, в каждом классе предусмотрено расширение сведений по психологии личности.

Аналогичная концентрическая структура “развивающего повторения” предусмотрена и для других разделов.

3 6-й класс.

“Сделай себя сам”

Одно из примечательных явлений подросткового возраста — начало процесса сознательного нравственного и эстетического самовоспитания. Подросток начинает задумываться над возможностями влияния на собственные физические и личностные качества и предпринимать для достижения этой цели сознательные, целенаправленные усилия.

Самовоспитание — это процесс намеренного изменения своих качеств, возведение человеком себя самого на более высокую ступень физического, духовно-нравственного, социального и творческого развития.

Пособие “Сделай себя сам” поможет школьникам выдержать жизненные трудности, опираясь на свои внутренние силы, организуя себя, воспитывая в себе волю, выносливость, самостоятельность, целеустремленность. Особое место в книге занимают беседы о воспитании воли, трудолюбия, ответственности, создании мажорного настроения. Даются советы, как научиться дружить и выполнять общественные поручения, стать ответственным, организованным деловым человеком. Интересными для подростков являются темы: “Ваш досуг”, “Скажи себе: нет! (Избавление от вредных привычек)”, “Как работать над собой” и “Ваш дневник”.

4 7-й класс.

“Научи себя учиться”

В традиционной образовательной технологии самообразование является вторичным процессом, и только с переходом человека к самостоятельной жизни оно становится основным средством его духовного развития и обогащения. Однако именно в школе необходимо заложить те основы самостоятельного труда, которые получат дальнейшее развитие после школы.

Курс “Научи себя учиться” направлен на оказание помощи подросткам в осознании ими своего знания или незнания, на развитие умений добывания знаний, планирования, самоорганизации, работы с информацией, умений самооценки и самоконтроля, необходимых в процессе обучения и самообразования. Этот курс очень тесно связан с предметным преподаванием. Учителя-предметники могут использовать рекомендации курса в своей работе, сочетая их с различными советами и памятками, имеющимися в предметной области

5 8-й класс.

“Утверждай себя”

Здесь на первый план выходит рассмотрение проблемы самоутверждения подростка в различных сферах его жизнедеятельности.

Возрастной период, приходящийся на 8-й класс, является переходным, критическим. Под влиянием биологических и социальных факторов приоритетное значение приобретают: утверждение своего “Я” в социальном пространстве личности в общении с окружающими людьми; потребность в признании своего “Я”, своего имени, своей внутренней психологической сущности и внешних физических данных; определение своей сущности как представителя пола (половая идентификация); потребность в признании в своей группе, коллективе (в определенных социальных ролях); реализация своих прав среди людей, притязание на взрослость.

Процессы самоутверждения часто сопровождаются искаженными, негативными способами общения: обидами, оскорблениями, задевающими честь и достоинство другого человека; насильственными физическими и психическими воздействиями на людей, особенно на тех, кто слабее или не может дать отпор посягательству. Разные формы девиантного поведения, связанные с самоутверждением, по современным данным, проявляются у 60% подростков.

Курс “Утверждай себя” поможет правильному, положительному самоутверждению личности в различных сферах: социальной, духовно-нравственной, половой, деловой, творческой, даст возможность развить у подростков защитные способности, чтобы противостоять внешним посягательствам.

6 9-й класс.

“Найди себя”

Каждый шаг, каждое действие в плане самосовершенствования предполагает самоопределение личности. Но в 9-м  классе проблема самоопределения личности приобретает чрезвычайно актуальный характер: учащиеся должны сделать выбор своего дальнейшего жизненного пути, выбор направления своего профессионального развития. Поэтому акцент делается на профессиональное самоопределение, но важное место отводится и осмыслению жизненных и духовных ценностей, т.е. личностному самоопределению.

Одна из задач курса — создание системы целевых ориентации подростка, которые бы определили ближайшие, средние и более дальние перспективы. По А.С. Макаренко, “чем богаче жизненная перспектива личности, чем богаче ее внутренний мир и культура, тем меньше ее зависимость от непосредственного окружения” (6). Педагог помогает подростку увидеть в своем окружении доступную близкую цель, которая принесет радость (например встреча, игра, подарок).

Затем подросток ставит перед собой и перспективу Средней дальности, которая заключается в стремлении к какому-то событию, отдаленному по времени, ожидание которого создает у него приподнятое настроение, побуждает к активной деятельности. Такого рода перспективами для подростка могут быть: включение в работу кружка, секции, участие в походе по родному краю, поисковой, научно-исследовательской деятельности, научно-практических конференциях, экспедициях, путевка в спортивно-трудовой лагерь и др.

И наконец, в качестве дальней перспективы учащемуся предлагается выбор профессионального направления. Ставя большую цель подготовки и приобретения профессии, подростки активизируют свою деятельность, стремятся к искоренению своих недостатков, легче включаются в процесс самовоспитания.

7 10-й класс.

“Управляй собой”

Курс “Управляй собой” учит подростка владеть собой — управлять своим внешним обликом и поведением, а также физическим и психическим состояниями. Умение владеть собой понимается, прежде всего, как способность действовать, поступать, управлять своими эмоциями, разумом и поведением в соответствии с соображениями своего высшего механизма самоуправления — сознания, выбирающего оптимальный путь взаимодействия с окружающей средой.

Однако эмоционально-волевая и действенно-практическая сферы личности не всегда подчинены холодному рассудку, особенно в “бунтующем” возрасте, когда возникает поведение, отклоняющееся от устанавливаемых обществом норм. Чтобы обуздать свое поведение, научиться “властвовать собой”, надо знать законы саморегуляции, уметь их применять.

Курс “Управляй собой” дает представление о классических формах воздействия на свое внутреннее состояние и внешнее поведение, включает различные тренинги, упражнения.

8 11-й класс.

“Реализуй себя”

. Курс “Реализуй себя” обращен к старшим школьникам, будущим выпускникам. Самореализация — это процесс и результат осуществления (реализации) человеком своих жизненных сил, возможное-тей и способностей, своего предназначения в процессе своей жизни, в своей судьбе.

Самореализация составляет сущность жизни, является важнейшей стороной человеческого счастья. Потребность в самореализации заложена в человеке природой, в процессе развития она проявляется в форме интересов, стремлений, ценностных ориентации и социальных установок, целей жизни. Это стремление к самореализации, еще не имеющей завершения, называют самоактуализацией.

Самоактуализация, по А. Маслоу, означает активное переживание, постоянный духовный рост и выбор: движение вперед или отступление (7).

Самоактуализация — это доверие к своему Я, а не опора на авторитеты, честность перед собой и другими, это способность принять ответственность за свои действия и решения.

Самоактуализация — это прежде всего труд, труд ради того, чтобы сделать хорошо то, что человек хочет в будущем.

Одиннадцатиклассники уже живут этим ближайшим будущим, связывая его с выбранной профессией, со статусом будущего Мужа или Жены, Отца или Матери, Человека и Гражданина. Социально важными качествами в современных условиях становятся предприимчивость, конкурентоспособность, деловитость. Обостряются требования ко всем сторонам социализации личности (социальной адаптации, автономизации и социальному закаливанию).

Курс “Реализуй себя” готовит юношей и девушек к важнейшим социальным ролям, в которых будет реализоваться положительная программа послешкольной жизни — ролям труженика, семьянина и гражданина.

  КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на 1 полугодие лекторского клуба “Социальный вектор”

Кол-во уроков Тема занятия Основные понятия занятия Материалы, пособия
2 Вводное занятие Определение цели и задач в работе клуба  
2 Общие понятия курса “Саморазвитие личности” Определение понятий
  • социум, социология, свобода выбора
  • шкала потребностей личности А.Маслоу
  • воспитательное пространство
В.Лавриненко “Социология”
2 Введение в курс “Саморазвитие личности” Технология саморазвития личности предусматривает целенаправленное и системное обучение детей основам теории самосовершенствования личности. Развитие ребенка идет нелинейно и одновременно во всех направлениях. В школьном периоде можно выделить некоторые сенситивные периоды для проявления определенных потребностей и развития функции самосознания. К ним и привязаны разделы обучающего курса “Самосовершенствования личности” по классам; кроме того, при выстраивании логики курса учтена иерархическая структура потребностей, обоснованная А.Маслоу.  
2 Упражнение “Ситуация-проба” Ситуации-пробы. В серии наших пособий (см.: список литературы) по самосовершенствованию личности содержится более сотни ситуаций-проб, охватывающих обширную тематику жизненных ситуаций. Они могут использоваться и как домашние задания и применительно к конкретным урокам.  
2 Урок 1.

Цикл “Познай себя”

“Знакомство с собой”
  • Упражнение “Знакомство с самим собой”.
  • Цель занятия – научиться составлять мнение о самом себе.
  • Дом.задание — завести дневник самонаблюдений.
 
2 Урок 2.

Цикл “Познай себя”

Образ вашего “Я”.
  • Понятие “Я-концепция”
  • Упражнение “Узнавание”. Упражнение по ТРИЗ “Изобрази”
 
2 Урок 3.

Цикл “Познай себя”

Посмотрим в зеркало — “Я-физическое". “Я-эстетическое”
  • Упражнение “Зеркало”
  • Правило делового этикета
Н.Кукушкин “Деловой этикет”
2 Урок 4.

Цикл “Познай себя”

Я и окружающие
  • Упражнение “Круг моих связей и отношений с окружающими”
  • Упражнение “Что в имени тебе моем?”
Н.Козлов “Как относиться к себе и людям”
2 Практическое занятие Подготовка к проведению классного часа “Фактор риска” 23.11.06, в рамках всероссийской акции “Спорт против вредных привычек”.
  • Выбор тестов, анкет.
  • Обучение технике подсчета результатов тестирования
Методичка

“Родительский всеобуч”

2 Урок 5

Цикл “Познай себя”

Вы — личность
  • Понятийный ряд: Знание. Умственные способности. Трудолюбие. Ответственность. Самостоятельность.
  • Дом. Задание “Мой портрет в лучах солнца”.
 
2 Урок 5

Цикл “Познай себя”

Ситуация-проба “Какие качества важнее?”
  • Дом.задание “Анализ воспитанности в семье”
 
2 Урок 6 цикл “Познай себя” Оценивание себя.
  • Техника самонаблюдений
  • Дом.задание “Режим дня – фиксирование каждые 15 минут”
 
2 Урок 7

Цикл “Познай себя”

Сходство и различие наших “Я”
  • Упражнение “Выяснение сходства и различий”
  • Упражнение “Я-индивидуальный”
  • Дом.задание – анкета “Я и моя семья”
 
2 Урок 8

Цикл “познай себя”

Как мы воспринимаем окружающий мир.
  • Ощущения и их яркие проявления
  • Упражнение “Иллюзия восприятия”
Н.Козлов “Как относится к себе и людям”
2 Итоговое занятие первого полугодия Жизнь-это праздник. Новогодний маскарад “Маска – я тебя знаю!”  

Проанализировать результативность курса по итогам первого полугодия и составить планирования на второе полугодие с учетом полученного анализа работы.

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на 2 полугодие лекторского клуба “Социальный вектор”

Кол-во уроков Тема занятия Основные понятия занятия Материалы, пособия
2 Урок 9 цикла “Познай себя” Тема: “Внимание”
  • Понятие. Произвольное-непроизвольное.
  • Упражнения “Что изменилось?”, “Самооценка внимания”
  • Ситуация-проба “Внимание”
 
2 Урок 10 цикла “Познай себя” Тема: “Воображение”
  • Понятие
  • Упражнения “Дорисуй”, “Упражнение Леонардо да Винчи”, “Фантазия”.
 
2 Урок 10 цикла “Познай себя” Тема: практическое занятие. Дорисовать картину.
  • Рассмотреть их с точки зрения продуктивности воображения.
  • Оформить выставку.
 
2 Урок 11 цикла “Познай себя” Тема: “Эмоции”

Понятие.

  • Составление шкалы. Я–концепция с эмоциональной точки зрения. Тест “Уровень тревожности”.
  • Составление памятки по управлению эмоциями и чувствами.
 
2 Урок 11 цикла “Познай себя” Практическое занятие по теме “Эмоции”
  • Упражнение “Эмоции в мимике” — театрализация эмоциональных состояний.
 
2 Урок 12 цикла “Познай себя” Тема: “Настроение”
  • Понятие. Упражнения “Опиши настроение”, “Контроль за настроением”.
  • Таблица “Что может повлиять на ваше настроение”,
  • Ситуация-проба “Успокой приятеля”
 
2 Урок 13 цикла “Познай себя” Тема: “Характер”
  • Понятия: органы чувств, нерв, мозг. Сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик — “–“ и “+”
  • Упражнение “Мой темперамент”
 
2 Урок 13 цикла “Познай себя” Практическое занятие. Тестирование на темперамент  
2 Урок 14 цикла “Познай себя” Тема : “Характер”
  • Понятие. Упражнение “Описание характера”
  • Упражнение-дискуссия “Наши отличия”, “Плюсы и минусы характеров”
 
2 Урок 15 цикла “Познай себя” Тема : “Воля”
  • Понятие. Тест “Волевое усилие”
  • Упражнение “Практичность и самостоятельность”
  • Ситуация-проба “Ваше решение”
 
2 Урок 16 цикла “Познай себя” Тема: “Дружба”
  • Понятие. Тест “Какой вы друг”
  • Упражнение “Я-друг”. Ситуация –проба “Друг выдал вашу тайну”
 
2 Урок 17 цикла “Познай себя” Тема: “Основное отличие человека от обезьяны”
  • Объем мозга, его возможности.
  • Тест на осведомленность. Упражнение “Ассоциация”
  • Ситуация-проба “Трудный ученик”
 
2 Урок 17 цикла “Познай себя” Практическое занятие: просмотр н\п фильма “Тайны мозга”  
2 Урок 18 цикла “Познай себя” Тема: “Память”
  • Понятие. Виды памяти. Ситуация-проба “Амнезия”
 
2 Урок 19 цикла “Познай себя” Тема: “Мышление”
  • Понятие. Упражнение “Сравнение”, “Анализ”, “Синтез”, “Абстрагирование”, “Классификация”
 
2 Урок 20 цикла “Познай себя” Тема: “Логика”
  • Понятие. Упражнение “Суперинтеллектуал”
 
2 Урок 21 цикла “Познай себя” Тема: “Свобода выбора”
  • Понятия. Упражнение “Свобода “от” и “для”
  • Ситуация-проба “Свобода и ответственность”
 
2 Урок 22 цикла “Познай себя” Тема: “ В плену у умного ящика” (компьютер и человек)
  • Понятия. Новые технологии и человеческий разум
 
2 Урок 23 цикла “Познай себя” Тема: “ Познавать – значит работать над собой”.
  • Занятие-дискуссия – полученные знания: нужны или нет?
 
2 Итоговое занятие Анализ проделанной работы. Планирование работы на следующий год