"Забавы для математиков". Сценарий праздника

Разделы: Математика


План мероприятия

1. Вступление. “И Вы так сможете”

Начисление баллов. Каждая команда может получить за демонстрацию придуманного фокуса 5 баллов, за дачу безошибочных ответов 5 баллов. Всего 10 баллов.

2. Фокусы с домино.

Приготовить наборы домино, по количеству команд.

Начисление баллов. Каждая команда может получить

5 баллов за сложенную цепочку,
5 баллов за сложенную цепочку без одной костяшки домино,
5 баллов за разгадку фокуса со спрятанной костяшкой домино,
5 баллов за демонстрацию фокуса со спрятанной костяшкой домино и безошибочное указание чисел на спрятанной костяшке.

3. Освобождение.

Приготовить веревочки, длиной около 1м. Количество веревочек в два раза больше, чем команд.

Начисление баллов. Каждая команда может получить 5 баллов за освобождение.

4. Феноменальные способности.

Понадобятся книги (сборники стихов, художественная или научная литература…).

Книги у всех команд одинаковые. Заранее проверьте страницу 108 и 9 строку сверху (снизу)

5. Обман.

Ведущий и его друг находятся в сговоре

Начисление баллов. Каждая команда может получить 5 баллов за демонстрацию этого фокуса для команд соперников и его безошибочное отгадывание.

6. Домашнее задание.

Нужны 24 конфеты, карандаш, линейка, стерка

Начисление баллов. Каждая команда может получить 40 баллов за верный ответ.

Ход игры

Ведущий: Сегодняшнее состязание хочу открыть словами известного популяризатора математики Якова Исидоровича Перельмана “Вы думаете, конечно,—как и я думал когда-то, что на свете есть ненужные вещи. Ошибаетесь: нет такого хлама, который не мог бы для чего-нибудь пригодиться. Что не нужно для одной цели—полезно для другой; что не надобно для дела—годится для забавы”.

Пират: Для забавы, для забавы. Все бы им только забавляться. Вот был у меня знакомый маг-волшебник, тот то же все забавлялся. Бывало, пристанет: загадай число, да умножь на два, да прибавь четыре…

Ведущий: Подождите, подождите. Это ведь очень интересно. Пусть наши участники (каждый) возьмут в руки ручки и проделают все, что вы им скажете.

Пират: Интересно им. Ну, поглядим, поглядим. Готовы?

Каждый игрок пусть задумает число.
Умножит его на два.
Прибавит четыре.
Результат умножит на четыре.
Отнимет шестнадцать.
Разделит результат на задуманное число…

Ведущий: Ну, а дальше?

Пират: А что дальше, могу сказать, у кого, сколько получилось (у тебя восемь и у тебя восемь и у тебя…). Каждый раз получается восемь. Ладно, некогда мне тут с вами, дел полно.

Ведущий: Ну куда же вы, это конечно фокус, но точнее эксперимент, основанный на знании школьной математики. Сегодня мы хотим вам показать, что математика тоже может быть интересной.

Фея: Интересной?? Да я всю жизнь на уроках математики только и делала, что в волшебстве тренировалась. А учительница, была у нас Мария Ивановна, как заметит, так и кричит “два тебе за урок, два в четверти, два в году”. Так я и стала волшебницей –недоучкой, исполняющей чужие желания. А чтобы я людям не навредила, не дала мне Мария Ивановна “Волшебную палочку”, а подарила только книгу волшебную “Математика” называется. Я иногда думаю, что она этим сказать хотела? Ну да ладно, я вам лучше свою силу волшебную покажу. Готовы?

Загадайте любое число.
Прибавьте пять.
Результат умножьте на три.
Отнимите пятнадцать.

Сейчас вы скажете, сколько получилось у вас, а я назову то число, которое вы загадали. (подходит к участникам и отгадывает числа)

Ведущий: Да разве это волшебство? Математика чистой воды. Видать Мария Ивановна не зря на тебя кричала. Она хотела из тебя человека сделать. Вот смотри(берет в руки мел), а ну-ка повтори свой фокус.

Фея:

Загадайте любое число.
Прибавьте пять.
Результат умножьте на три
Отнимите пятнадцать.

Ведущий:

Х
Х+5
(Х+5)·3=3Х+15.
3Х+15-15=3Х

Чтобы назвать число, которое задумали тебе всего то и надо ответ разделить на три.

Фея: Всего то …?! А вот ваши то участники смогут, что ни будь подобное продемонстрировать?

Ведущий: Не сомневаюсь. По образцу попробуйте “сочинить” и продемонстрировать свой фокус. (дается время, чтобы участники продумали фокус, а затем продемонстрировали для команды соперника)

. . . . .

Фея: Ну что же, переубедили вы меня. Видать и правда математику надо учить, чтобы такие фокусы проделывать

Фокусы с домино

В.: Фокусы могут и не иметь ни какого отношения к счету. Перед вами набор домино.

А) знаете ли вы, как играют в эту игру?

. . . . . . .

Б) а теперь попробуйте сложить цепочку из всех костяшек домино. Начали! А ну-ка покажите кто вперед?

. . . . . . .

В) ну а теперь сам фокус. Перемешайте костяшки домино. Я заберу у вас одну из них и смогу сказать, какие цифры у вас будут на концах цепочки. Готовы? Сложите цепочку!

. . . . . .

Г) а хотите, я угадаю, какую костяшку вы сейчас спрячете? Выберите одну костяшку из всего набора. Запомните ее. Пусть один игрок из вашей команды, спрятав ее в карман, выйдет ко мне. А остальных (на местах) я попрошу очень внимательно выполнить мои команды. На костяшке домино два числа.

Выберите любое из них. Запишите.

Умножьте на два.

Прибавьте семь.

Результат умножьте на пять.

Прибавьте другое число со спрятанного домино. Назовите мне результат.

(Ведущий отнимает 35 и называет число. Например, 63 это 6—3, 10 это 1—0, и т. д.)

А сможете ли вы разгадать этот фокус? Попробуете! (дается время, если есть участники отгадавшие секрет, то ведущий предлагает им попробовать свои силы (переходит к пункту “д”). Если таких нет, раскрывает секрет сам

Было х
Стало 2х
Затем 2х+7
После (2х+7)·5=10х+35

И наконец 10х+у+35=(10х+у)+35. Чтобы разгадать какую костяшку вы спрятали мне надо от вашего результата отнять 35 и назвать цифры в разряде десятков и единиц.)

Д) ну а теперь вы попробуйте свои силы. Кто из первой команды хочет попробовать себя в роли фокусника?

. . . . . .

А кто из второй команды?

Освобождение.

В.: Вы наверняка уже устали, предлагаем вам следующий конкурс, который называется ОСВОБОЖДЕНИЕ… Из каждой команды попрошу выйти по два человека. Мои помощники мне помогут и завяжут вам руки особым способом. А вы не развязывая и не разрезая веревок попробуйте “отделиться” от своего соперника. Команды могут помочь своим пленникам.

Феноменальные способности.

В.: Сегодня придя домой вы сможете буквально ошеломить своих родителей способностью видеть сквозь толстые обложки книги. Но прежде попросите проделать их следующее:

1) напишите любое трехзначное число, в котором все цифры разные. 846
2) запишите это число в обратном порядке. 648
3) из большего числа отнимите меньшее. 198
4) запишите это число в обратном порядке. 891
5) сложите числа из последних двух пунктов. 1089
6) в результате зачеркните цифру из разряда единиц. 108…

У вас осталось трехзначное число. Откройте эту страницу в книге. Отсчитайте сверху (снизу) столько строк, какую цифру в разряде единиц вы зачеркнули.

Готовы? Я читаю: … Еще хотите?(приготовьте другие книги).

(секрет фокуса в том, что всегда получается 1089, остается только дать участникам нужную книгу, посмотрев предварительно, что же написано на 108 странице 9строке сверху (снизу)).

Обман

В.: а бывают и другие фокусы. Но здесь нужна обязательно помощь друга. Сейчас я начерчу несколько отрезков. А пока из первой команды попрошу выйти одного игрока. Мне сейчас завяжут глаза, а Вы покажете моему другу на один из нарисованных отрезков. Затем мне развяжут глаза и я отгадаю на какой отрезок вы указали.

. . . . . .

Не верите? Попрошу игрока из второй команды!

. . . . . .

Все равно не верите? Ну, пожалуйста, еще один игрок из первой команды

. . . . . .

А теперь из второй!

. . . . . .

Среди участников есть желающие провести этот фокус?

. . . . . .

(секрет фокуса в том, что отрезки не просто рисуют они символизируют части тела: волосы, лоб, брови, уши, нос, рот, шею. Когда отгадывающему развязывают глаза, тот смотрит на “друга”, который касается своего носа, шеи, бровей,… ).

Домашнее задание.

В.: а теперь, чтобы из вас вырос человек, а не маг и волшебник, предлагаю вашему вниманию фокус, который предстоит разгадать дома. А вот спустя неделю вы расскажете его секрет своему учителю математики. Всех кто расскажет секрет, будет ждать приз. Готовы?

1) Подойдите ко мне из первой команды три человека. Одному я дам 1 конфету(не надо ее кушать!), другому 2 конфеты, третьему 3 конфеты.
2) Я сейчас отвернусь и попрошу одного из вас (любого) взять карандаш, другого линейку, а третьего стерку. Спрячьте эти предметы, чтобы их у вас не было в руках.

3) Тот, у кого карандаш возьмет еще столько конфет, сколько у него уже есть. Обладатель линейки возьмет в два раза больше чем есть. И тот, у кого стерка возьмет в четыре раза больше, чем у него уже имеется.

4) ну а теперь повернувшись к вам я могу сказать кто какой предмет взял.

. . . . .

Провести игру с каждой из команд.

. . . . .

(секрет фокуса: запомните, кому и сколько конфет вы дали, и посмотрите, сколько конфет осталось. В соответствии с таблице вы без труда определите у кого какой предмет.)

1 конфета была 2 3 Осталось конфет в конце конкурса
К. Л. С. 1
Л. К. С. 2
К. С. Л. 3
Л. С. К. 5
С. К. Л. 6
С. Л. К. 7

Подведение итогов.

Выступление членов жюри. Начисление и комментарии дополнительных балов за смелость , за организованность, за артистизм…

ЛИТЕРАТУРА

  1. Я. И. Перельман. Занимательные задачи и опыты.—М.: Терра. Книжный клуб, 2001.