Использование модульно-рейтинговой технологии на уроках информатики

Разделы: Информатика


Цели:

  1. разработать и апробировать модульно - рейтинговую технологию на уроках информатике,
  2. развитие у учащихся самостоятельности и познавательной активности,
  3. объективный и своевременный контроль качества знаний учащихся,
  4. усиление мотивации учащихся на более высокие результаты обучаемости,
  5. повысить качество знаний по предмету через применение элементов модульно – рейтинговой технологии.

Задачи:

  1. изменение поурочного тематического планирования,
  2. разделить учебный материал на небольшие части, легко усваиваемые учащимися с учетом самостоятельного изучения информации;
  3. после каждого этапа проверить степень усвоения материала (3-5 вопросов);
  4. соблюдать этапы организации учебного занятия: мотивация, организация самостоятельной деятельности учащихся, проверка сформированности навыков.
  5. использование расширенного оценочного диапазона при сохранении традиционной системы оценки учебной успешности учащихся, получение возможности детализированного анализа учебной успешности учащихся по ряду критериев учебно-воспитательного процесса
  6. разработка рейтинговой системы для каждого модуля.
  7. подготовка дидактического материала к проведению уроков.
  8. определение экспериментального и контрольного классов.
  9. проведения в данных классах диагностики по предварительному качеству знаний.
  10. воспитать у учащихся стойкий интерес к предмету и вести профориентационную работу.
  11. повышение информационной активности учащихся,
  12. повышение уровня коммуникативной культуры учащихся;

Состав участников эксперимента:

- учитель информатики Корнилкина Н.С.
- учащиеся 9 в класса – контрольный класс
- учащиеся 9 а класса – экспериментальный класс.

Этапы (сроки и содержание работы)

1 этап - предварительный 2005-2006 учебный год. Он включал в себя работу по подготовки эксперимента. (использование элементов модульной технологии на уроках)

2 этап – разработка модулей и рейтинга по каждому модулю.2006-2007 учебный год. Апробация данной технологии на уроках. Получение предварительных результатов. Анализ результатов, выяснение недостатков.

3 этап – основной 2007-2008 учебный год. Использование данной методики на уроках с учетом всех недостатков. Составления мониторинга уровня успеваемости и успешности по итогам года и сравнение с результатами предыдущего учебного года.

4 этап обобщающий. Анализ всей работы.

Второй этап включал в себя разработку модулей и составление балловой шкалы по каждому модулю. Знакомство учащихся экспериментального класса с данной технологией, разъяснение цели и задач эксперимента, выяснение желания учащихся участвовать в эксперимента (96% учащихся согласились участвовать, 4% учащихся высказали несогласие).

Весь учебный материал был разбит на 9 модулей. Каждый модуль разбит на подмодули, которые разбиты на учебные элементы. Обязательно осуществляется текущий и промежуточный контроль в конце каждого учебного элемента. Его цель – выявить уровень пробелов в усвоении учебного элемента и устранить его. Кроме этого учащимся начисляются баллы за каждое выполненное задание. Каждое задание имеет максимальное и минимальное количество баллов. Учащиеся знакомятся с количеством баллов.

После завершения работы с модулем осуществлять выходной контроль. Его цель – выявить уровень усвоения модуля с последующей доработкой, производится подсчет количества баллов, и на основании этого выставляются оценки.

Кроме этого велись технологические карты, в которых отражались баллы.

Баллы можно было набрать, не только выполняя задания, но и выполняя творческую работу:

  • составление презентации к уроку – до 10 баллов;
  • реферат – до 20 баллов;
  • кроссворд – до 15 баллов;
  • тест – до 15 баллов;
  • доклад по теме – до 10 баллов
  • составление заданий к уроку – до 15 баллов
  • работа в качестве консультанта – до 50 баллов.

Уроки информатики в нашей школе начинаются с 9 класса и ведутся по учебникам Н.Д. Угринович Информатика 7,8,9. Уроки проводятся спарено по 90 минут.

В данной работе я представляю уроки к модулю по теме “Аппаратные и программные средства ИТК”. Презентации и тесты к урокам можно найти на сайте фестиваля.

М 2.1. ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ КОМПЬЮТЕРА И ИХ ФУНКЦИИ (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память). Поколения ЭВМ. (2 урока 90 мин)

Цели занятия:

  • Познакомить с историей развития вычислительной техники
  • Дать начальные представления о назначении компьютера, его устройствах и функциях основных узлов
  • Узнать как характеристики компьютера влияют на его производительность
  • Познакомить учащихся с организацией информации в оперативной и долговременной память
  • Воспитать интерес к предметам информатика и история.
№УЭ УЧЕБНЫЙ ПЛАН с указанием заданий. Руководство по усвоению учебного материала
УЭ-0 Знакомство с темой и целями урока 2-3 мин. Рационально используй время урока.
УЭ-1 ЦЕЛЬ: знакомство с историей развития вычислительной техники.

1. откройте тетради и запишите тему урока и дату.

2. займите место за рабочим столом.

3. просматривая презентацию, делайте записи в тетрадях.

4. управляйте презентацией с помощью стрелок и клавиши пробел

5. после окончания работы займите место за партой

Возьмите с собой за рабочий стол компьютера тетрадь, ручку и линейку.

20-25 мин

 

За конспект урока 5б.

УЭ-2 ЦЕЛЬ: проверка полученных знаний

Тест №1

3-5 мин

0,5 б за правильный ответ

ответы пишем на листочках и в тетради (для проверки и выставление баллов). Листочки сдаем. Ответы в тетради проверяем самостоятельно в тетради. На доску вывешиваются ответы по окончанию времени.

УЭ-3 ЦЕЛЬ: знакомство учащихся с программой обработкой данных на компьютере.

1. откройте учебник за 8 класс

п 2.1. (стр 34-36).

2. внимательно прочитайте материал.

3. выпишите основные тезисы

5-7 мин

0, 5 б за каждый тезис.

УЭ-4 ЦЕЛЬ: проверка д/з

Сообщение учащихся о составных частях компьютера.

10-15 мин

10 б за сообщение

2б за дополнение

УЭ-5 ЦЕЛЬ: проверка полученных знаний

Тест №2

3-5 мин.

0, 5 б за правильный ответ. Выполняем в тетрадях. Затем обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Он и выставит вам баллы. На доску вывешиваются ответы по окончанию времени.

УЭ-6 ЦЕЛЬ: определить разрешающую способность мыши и экрана монитора.

1. открываем в учебнике 8 класс стр 146

2.Практическая работа №5 “Определение разрешающей способности экрана монитора и мыши”

7-10 мин

1б за каждый пункт

после выполнения работы позовите преподавателя.

УЭ-7 ЦЕЛЬ: тренировка ввода текстовой информации с помощью клавиатурного тренажера.

1. запустить клавиатурный тренажер baby type.

2. установите уровень сложности, где вы закончили на предыдущем занятии

7-10 мин
УЭ-8 ЦЕЛЬ: подведение итогов урока.

1. что нового узнали?

2. выставление баллов в оценочные листы и их сдача

3-5 мин
УЭ-9 ЦЕЛЬ: домашнее задание

1. подготовить сообщение об операционных системах.

2. записи в тетради

1-2 мин

Тестовые задания раздаются по мере необходимости. Если не все учащиеся успевают выполнять тесты по времени то ответы проверяет сам учитель.

М 2.2. ДАННЫЕ И ПРОГРАММЫ. ФАЙЛЫ И ФАЙЛОВАЯ СИСТЕМА. ПРОГРАММНЫЙ ПРИНЦИП РАБОТЫ КОМПЬЮТЕРА. ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, ЕГО СТРУКТУРА. ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ, ИХ ФУНКЦИИ. ЗАГРУЗКА КОМПЬЮТЕРА.

Цели:

  • Ввести понятия: данные, программы, файл
  • Знакомство с обработкой данных на компьютере
  • Ввести понятие файловой структуры.
  • Научить работать с файловыми менеджерами (поиск файлов, создание, сохранение, копирование, перемещение, переименование файлов)
  • Знакомство с составом и назначением программного обеспечения компьютера
  • Знакомство с видами и назначением операционной системы
  • Научиться загрузке компьютера
  • Воспитание внимания, аккуратности при работе.
№УЭ УЧЕБНЫЙ ПЛАН с указанием заданий. Руководство по усвоению учебного материала
УЭ-0 Знакомство с темой и целями урока 2-3 мин. Рационально используй время урока.
УЭ-1 ЦЕЛЬ: проверка усвоенных знаний

Тестирование.

5-7 мин
УЭ-2 ЦЕЛЬ: знакомство с файлами и файловой структурой.

1. откройте тетради и запишите тему урока и дату.

2. займите место за рабочим столом.

3. просматривая презентацию, делайте записи в тетрадях.

4. управляйте презентацией с помощью стрелок и клавиши пробел

5. после окончания работы займите место за партой

6. проверь себя учебник 7 кл. стр. 36

Возьмите с собой за рабочий стол компьютера тетрадь, ручку и линейку.

10-15 мин

 

За конспект урока 5б.

 

 

6. 2-3 мин. ,по 1б за правильно записанное полное имя файла (на листочках). После выполнения сдать учителю

УЭ-3 ЦЕЛЬ: научиться выполнять операции над файлами, их архивация

1. откройте учебник 7 кл. стр. 103

2. выполните практические работы №2 и №3

10-15 мин

0.5 б за каждое задание (всего 8 баллов)

УЭ-4 ЦЕЛЬ: знакомство с операционными системами.

1. сообщение по теме

записи основных компонентов систем

10 б за сообщение

2 за дополнение

7-10 мин

УЭ-5 ЦЕЛЬ: знакомство с программным обеспечение компьютера. Драйверами

1. откройте учебник 7 класса на стр. 39

2. сообщение учащихся по теме

Сделайте схему программного обеспечения в тетради.

5 б за сообщение

7-10 мин

УЭ-6 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: загрузка операционной системы (учебник 8 кл стр.58) 3-5 мин
УЭ-7 ЦЕЛЬ: проверка полученных знаний

Тестирование.

7-10 мин

работы выполнить и в тетради и на листочках. Листки сдать учителю. Ответы в тетради сверить с доской и проставить баллы по 0,5 за правильный ответ.

УЭ-8 ЦЕЛЬ: подведение итогов урока, проставление баллов. 3-5 мин
УЭ-9 ЦЕЛЬ: домашнее задание.

Подумайте какие программы вы бы установили на свой компьютер и почему?

2 мин

М 2. 3. КОМАНДНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ С КОМПЬЮТЕРОМ, ГРАФИЧЕСКИЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИЙ ИНТЕРФЕЙС ( рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню)

Цели занятия:

  • Ввести понятия графический интерфейс и информационное пространство
  • Знакомство с рабочим столом, окнами, диалоговой панелью.
  • Уметь находить и работать с элементами рабочего стола и окон.
  • Воспитание бережного и внимательного отношения к компьютеру.
№УЭ УЧЕБНЫЙ ПЛАН с указанием заданий. Руководство по усвоению учебного материала
УЭ-0 Знакомство с темой и целями урока 2-3 мин. Рационально используй время урока.
УЭ-1 ЦЕЛЬ: проверка усвоенных знаний

Выбери правильное высказывание.

5-7 мин

0,5 б за правильный ответ

проверка парами, ответы на доске. Описание программного обеспечения “своего” компьютера сдать учителю

УЭ-2 ЦЕЛЬ: Ввести понятия графический интерфейс и информационное пространство, познакомить с элементами окон, рабочего стола, диалоговых панелей, меню.

ЛЕКЦИЯ

Внимательно слушай учителя и аккуратно делай записи в тетради.

15-20 мин

УЭ-3 ЦЕЛЬ: проверка полученных знаний.

Тестирование.

7-10 мин, 0,5 б за прав. ответ

Работу сдайте учителю.

УЭ-4 ЦЕЛЬ: научиться работать с графическим интерфейсом WINDOWS.

Практическая работа №6 (7 кл., стр 111)

20-23 мин

1б за каждое задание

УЭ-5 ЦЕЛЬ: проверка полученных знаний

Выбери правильное утверждение №2

10-15 мин

0.5 б за прав. Ответ (в тетради и на листочка). Самопроверка и выставление баллов

УЭ-6 ЦЕЛЬ: подведение итогов урока, проставление баллов. 3-5 мин
УЭ-7 ЦЕЛЬ: домашнее задание.

Творческое: нарисуйте свои: рабочий стол и окно для работы на компьютере.

Сообщение на тему: “Компьютерные вирусы и антивирусные программы”

2-5 мин

М 2.4. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ВИРУСЫ И АНТИВИРУСНЫЕ ПРОГРАММЫ.

Цели занятия:

  • Познакомить с понятием компьютерный вирус
  • Знакомство с различными видами компьютерных вирусов
  • Знакомство с антивирусными программами
  • Уметь “лечить” дискеты от вирусов
  • Воспитание наблюдательности.
№УЭ УЧЕБНЫЙ ПЛАН с указанием заданий. Руководство по усвоению учебного материала
УЭ-0 Знакомство с темой и целями урока 2-3 мин. Рационально используй время урока.
УЭ-1 ЦЕЛЬ: проверка усвоенных знаний

Укажите элементы окна

3-5 мин

0,5 б за правильный ответ

ответы сдать учителю. Рисунок “своего” компьютера сдать учителю

УЭ-2 ЦЕЛЬ: Знакомство с различными видами компьютерных вирусов.

1. просмотр презентации “КОМПЬЮТЕРНЫЕ ВИРУСЫ И АНТИВИРУСНЫЕ ПРОГРАММЫ”

2. сообщение учащихся о компьютерных вирусах

3. обобщение материала в виде таблицы

1. 10-15 мин

2. 7-10 мин

5 б. за сообщение

2б за дополнение

3. 5-7 мин

УЭ-3 ЦЕЛЬ: Знакомство с антивирусными программами

1. сообщение учащихся об антивирусных программах

2. обобщение материала в виде таблицы

1. 7-10 мин

5 б. за сообщение

2б за дополнение

2. 3-5 мин

УЭ-4 ЦЕЛЬ: научиться использовать антивирусные программы для проверки компьютера на наличие вирусов и его извлечения 10-15 мин

0.5 б за каждое задание

УЭ-5 ЦЕЛЬ: проверка усвоенных знаний за 2 модуль

Тест итоговый

10-15 мин

ответы на листочках и в тетрадях. Проверка ответов в тетрадях с учителем и его комментарии.

УЭ-6 ЦЕЛЬ: подведение итогов урока, проставление баллов. Подсчет баллов за 2 модуль и выставление оценок за модуль 5-7 мин.