Открытый урок по теме "Односоставные предложения"

Разделы: Русский язык


Современная школа переходит на учебники нового поколения, поэтому перед учителем остро встает проблема подбора дидактического материала, способного обеспечить повышение качества образования. Медиаобразование, интегрированное в школьные дисциплины, призвано подготовить школьников к работе в информационном пространстве, повысить интерес к предмету. Наблюдая за происходящим на экране, учащиеся анализируют, систематизируют материал и делают вывод, то есть выводят правила. Учитель выступает в роли консультанта. Слайд – фильмы полезны и при закреплении и проверке знаний.

Стремясь к высокому профессионализму, понимаю, что применение компьютерной технологии потребует от меня не только компьютерной грамотности, но и умение использовать на уроках, а также составлять самой электронных учебников.

ХОД УРОКА

I. Вспоминаем изученное

– Ответьте на следующие вопросы:

  1. Какой раздел науки изучает словосочетания  и предложения?
  2. Что такое подлежащее?
  3. Что такое сказуемое?
  4. Что такое грамматическая основа?
  5. Чем отличается распространённое предложение от нераспространённого?

Записываем в тетради следующие предложения:

Мутная вода. Белые волны хлещут по глине.

Я прошу учеников найти в каждом из данных предложений грамматическую основу.
Ответ: В первом предложении вода подлежащее, сказуемого нет, грамматическая основа состоит только из главного члена предложения – подлежащего. Во втором предложении: волны – подлежащее, хлещут– сказуемое. Это двусоставное предложение.

II. Усвоение нового материала

Коллективно проверяем выполненное задание и продолжаем дальше работать над усвоением нового материала. Считаю, что развивать у учащихся ассоциативное мышление очень важно и особенно полезно при знакомстве с новой темой. Выяснив, какие ассоциации возникают у восьмиклассников в связи с терминами «односоставное» и «двусоставное»  предложение, мы начинаем на их основе составлять кластер, который выглядит так, как на слайде №1.

Вывод: в односоставных предложениях грамматическая основа состоит из одного главного члена предложения (подлежащего или сказуемого), причем второй член не нужен для понимания смысла предложения.

Примеры: 

Чтобы закрепить данное умозаключение, класс делится на группы по уровню знаний. Каждая группа выполняет задания по своей карточке и в конце урока знакомит нас с выводами по данной теме.  

Уровень I

Найдите и подчеркните главные члены предложения. Отметьте односоставные предложения. (С одним главным членом – подлежащим или сказуемым.)

Подъемы. Спуски. Мелколесье. Елочки. Сосны. Иногда под ногами скользкий лед. Шагаю возле зарядного ящика номер четыре. Мне трудно идти. Я устал. Приводят лошадей. Цепляем свои пушки к передкам и уходим длинной процессией во тьму. (В. Катаев.)

Уровень II

Продолжите фразы:

1. Определенно-личными называются односоставные предложения, в которых _______________________________________________________________
2. Назывные предложения – это такие предложения, в которых ______________________________________________________________________________
3. В определенно-личных предложениях главный член выражен _____________________________________________________________________________
4. В неопределенно-личных предложениях главный член выражен ___________________________________________________________________________

Уровень III

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания. Определите тип предложения по строению грамматической основы.

По выучке….  маст…ра  знают. В…дой солнца (не)пог…сить. Думай хорошо и мысли созр…вают в добрые поступки. Доброму ч…ловеку бывает стыдно даже перед с…бакой.

Уровень IV

Используя определенно-личные предложения, напишите правила поведения для учащихся в школе. К какому стилю речи будет относиться ваш текст?
Работа по тексту «Осенний лес». Задания к тексту:

  1. Прочитать текст; определить тип и стиль речи;
  2. Выделить односоставные предложения; определить вид односоставного предложения;
  3. Сделать синтаксический разбор первого абзаца;
  4. Кратко пересказать текст.

III. Закрепление нового материала

Для закрепления выполняются задания:

1. Переделать двусоставные предложения в односоставные. Определить вид односоставных предложений.

Мороз усиливается. – Морозит. 
Наступает вечер. – Вечереет.
С утра мы хорошо работали. –  _ _ _ _ _ _ _ _ _

2. Замените глаголы в неопределенной форме глаголами в повелительном наклонении.

Читать – читай, читайте; различать, развивать, создавать, сохранить, принимать, говорить, угостить, сказать, указать.

3.  Графический диктант.

1. Мне приходилось ночевать в стогах в октябре.
2. Люблю грозу в начале мая.
3. Сегодня же меня здесь не будет.
4. Не догнать тебе бешеной тройки.
5. В избе жарко натоплено.
6. Мне довелось написать много разных книг.

Сказ.в безличном предложении.

1

2

3

4

5

6

Простое            
Сост.глагол.            
Сост.именное            

IV. Подводя итоги урока, я предлагаю ученикам заполнить диаграмму Венна, чтобы наглядно представлять, чем односоставные предложения отличаются от двусоставных
Читаю отрывок из стихов С.Есенина «Ночь», где поэт использовал назывные и двусоставные предложения: 

Ночь. Вокруг тишина.
Ручеек лишь журчит.
Своим блеском луна
Все вокруг серебрит…

V. На дом ученики получают задание самостоятельно подобрать примеры односоставных и двусоставных предложений из художественных произведений.