Открытый урок по теме "Неполные квадратные уравнения". 8-й класс

Разделы: Математика

Класс: 8


Эпиграф:

Чтобы решить уравненье,
Корни его отыскать,
Нужно немного терпенья,
Ручку, перо и тетрадь.

Цели урока: учащиеся знакомятся с определением квадратного уравнения и изучают методы решений неполных квадратных уравнений; развитие логического мышления, внимания, аккуратности учащихся.

Метод урока: проблемно - поисковая ситуация.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний. Устная работа.

1. Найдите, корень уравнения: 7х- 4 = 10. (2)

Корнем следующих уравнений тоже является число 2. Восстановите пропущенное число.

  • -4х+10.=? (2);
  • 10х +2 =? (22).

2. Какое из данных уравнений имеет два корня; один корень; не имеет корней? (ответ в виде голосования)

  • х2 = 0;
  • х2 = - 4;
  • 6х = 3;
  • х2=4;
  • 2 = 0;
  • х2 = 3;
  • -5х2 = 5.

3. Вместо пропусков назовите такие, числа или буквенные, выражения, чтобы равенства были верными.

  • Зв-12 = (в-4);
  •  + = 7(у+11);
  • 9с + = (9 + 6) ;
  • ах + вх2 = (а + вх);
  • т + тх = т ( +х);
  • х2 - 1/25 = (х - )(х + ).

III .Задача.

Я задумала число, больше. 1, удвоенный квадрат которого равен этому числу, увеличенному в три раза. Найдите это число.

  • Задуманное число_____
  • Его удвоенный квадрат____
  • Его увеличили в 3 раза_____
  • Получим уравнение _________

Итак, мы получили уравнение 2х2 = 3х.

Данное уравнение называется неполным квадратным уравнением. Целью нашего урока будет научиться решать неполные квадратные уравнения. Позже, мы вернемся к задаче и решим ее.

Вообще, квадратным уравнением или уравнением II степени называется уравнение вида: ах2 + вх + с = 0, где а, в, с - числа, а 0.

а- 1 коэффициент; в-2 коэффициент; с - свободный член.

Рассмотрим все возможные случаи равенства нулю чисел в ис.

  1. Если в = 0, то уравнение примет вид ах2 +с = 0.
  2. Если с =0,, то ах2 + вх = 0.
  3. Если в = с =0, то ах2 = 0.

Всему классу предложено решить уравнение Зх2 =0, затем в общем виде ах2 = 0. Корнем данных уравнений является число ноль.

Затем класс делится на две команды и каждой предложено найти способ решения следующих уравнений:

  1. -Зх2 + 27 = 0
    х1 =3; х2 = - 3.
  2. 2 + 8х = 0
    х1= 0; х2 = - 2.

Решаем уравнения в общем виде:

ах2 + в = 0 и ах2+вх=0

Вернемся к решению задачи.

2=3х

х1=0, х2=1,5

Поскольку по условию задачи число больше единицы, то ответом является только число 1,5.

IV. Закрепление материала.

Следующее тестовое задание оформлено на карточке 1), 2). (Приложение 1)

V. Решить уравнение с параметром.

При каких значениях а корень уравнения х(а² - 5) = х + 3 равен -1?

VI. Подведение итогов урока. Оценки.

Пояснить домашнее задание, которое оформлено на карточке 3). (Приложение 1)