"Государственная символика моей Родины"

Разделы: Внеклассная работа


Цель:

  1. Совершенствовать систему патриотического воспитания через внеклассную работу учителя-предметника;
  2. Закрепить знания о государственной символике;
  3. Воспитать гражданского-патриотичсекие чувства, любовь к Родине.

Звучит гимн Российской Федерации.

(После того как звуки гимна смолкают, все садятся).

l-й чтец

Россия – Родина святая
Люблю тебя я всей душой
Россия – ты обитель рая
Горжусь Великою страной
От Запада до Поднебесной
С сияньем северных ночей
Природа красоты чудесной
Земля родная, нет милей
Народ Росси мудрый, честный
Веками доблесть доказал
В суровых битвах – Победитель
Дух, волю, силу показал
Многострадальная Отчизна
Грааль духовной частоты
Великодушна, не капризна
Культуры цвет и доброты
Россия – Родина святая
Люблю тебя я всей душой
Россия – ты обитель рая
Горжусь Великою страной.

Малышев А.А. [1]

2-й чтец

Чем ты, Россия, не изобильна?
Где ты, Россия, не была сильна?
Сокровище всех добр ты едина,
Всегда богата, славе причина.
Коль в тебе звезды все здравьем блещут!
И россияне коль громко плещут:
Виват Россия! виват драгая!
Виват надежда! виват благая.

Александр и Елена Михайловы [2]

3-й чтец

Хлеб да соль... простые лапти...
и монашеский твой лик...
Церковь белая и паперть,
где юродивый стоит....
чинно старцы выступают,
и старушек тихий взгляд –
добрым сердцем назидают,
умным словом наделят...

Светлана Магницкая

Ведущий: Наверное, каждый человек, способный ощущать себя как частицу своей Родины, испытывает законное чувство гордости, слушая стихи и песни, посвященные родной земле... Сегодня мы с вами поговорим об истории нашей страны, ее символах и задумаемся над тем, как мы сами относимся к своей Родине, любим ли ее, сможем ли посвятить ей какое-то доброе и достойное дело.

Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы. А какие еще символы страны мы знаем?

l-й чтец: Государственный герб, Государственный флаг и Государственный гимн. Эти символы занесены в Конституцию России, они называются государственными символами

2-й чтец: Рассмотрим рисунок Государственного герба России (герб в переводе с немецкого – наследие, наследство). Через проектор по степени рассказа идёт изображений изменений в государственном гербе.

3-й чтец: В Московском государстве герб появился после избавления от монголо-татарского ига и принятия Иваном III титула “Государя Всея Руси”. Изображение двуглавого орла на государственной печати впервые появляется в 1497, но канон его изображения не был отработан. При Василии III у орла меняется форма корон – они теперь не западные, королевские, а русские, царские. (Слайд 1).[3]

При Иване Грозном на печатях изображение двуглавого орла соединяется с древним княжеским символом Москвы – всадником, поражающим змея. Также на печатях Ивана IV на оборотной стороне печатей часто изображается единорог, который, видимо, был личным символом или гербом царя. На большой государственной печати Ивана IV изображение орла окружают фигуры, символизирующие русские земли. (Слайд 2).

l-й чтец: Серьезная разработка канона герба начинается при Алексее Михайловиче. В герб были введены три короны, представляющие три покоренных царства – Казанское, Астраханское и Сибирское, с 1654 у орла в лапах появляются скипетр и держава. В царствование Алексея Михайловича орел стал изображаться с простертыми крыльями. (Слайд 3).

Петр I, уделявший немалое внимание геральдике, короны орла заменяет императорскими и дает орлу цепь ордена Святого Андрея Первозванного. (Слайд 4). С 1727 всадник на щитке орла в государственных документах называется Георгием Победоносцем (Слайд 5).

При Екатерине I утверждаются цвета для изображения герба: орел должен быть черным на золотом поле, всадник красный на белом поле. (Слайд 5).

Павел I делал попытку видоизменить герб. На утвержденном им рисунке титульные гербы размещаются не на крыльях орла, а на большом щитке, разделенном на сорок три малых щитка. Появляется сень (мантия), щитодержатели в виде фигур ангелов и др., в символику вводится мальтийский крест. Этот неосуществленный Павловский проект стал основой для видоизменений второй половины 19 века.

2-й чтец: При Александре I было восстановлено петровское изображение орла, но с крыльями, не слегка приподнятыми кверху, а простертыми горизонтально. Это было воспринято отрицательно, как подражание всему французскому (подобного орла ввел в свой герб Наполеон Бонапарт). Но новации допускались лишь при изображении на монетах, гербовой бумаге, мундирных пуговицах и др., а государственная печать оставалось неизменной. (Слайд 6).

По желанию Николая I во время общей реформы российской геральдики, был разработан новый герб под руководством барона Б. В. Кене, выполненный в немецком стиле. Рисунок герба получил многие отрицательные отзывы, в том числе великого князя Константина Николаевича, но был утвержден Николаем I и употреблялся до февральской революции 1917. (Слайд 6).

На щите герба в золотом поле двуглавый орел черного цвета, в лапах скипетр и держава. Орел увенчан тремя императорскими коронами, на его груди щиток с изображением Георгия Победоносца, поражающего крылатого змея. Георгий повернут вправо (раньше по русским традициям он был повернут влево) и внешне стал походить на рыцаря.

Щит поддерживают фигуры архангелов Михаила и Гавриила, он увенчан шлемом Александра Невского и окружен парадной цепью ордена Святого Андрея Первозванного.

Щит и архангелы находятся под сенью (шатром), представляющей собой золотую мантию с узором из двуглавых орлов, подбитую горностаевым мехом. На сени надпись “С нами Бог”. Сень венчается императорской короной и государственной хоругвью. Вокруг изображены щитки с гербами земель, входивших в императорский титул. Самый нижний щиток нес фамильный герб Романовых (его основной фигурой был грифон). (Слайд 8). [4]

3-й чтец: В современной России в качестве герба с изменениями принято изображение времен Александра II. Он представляет собой изображение золотого двуглавого орла на красном щите. Над орлом – три короны (две малые и одна большая). В лапах орла – скипетр (золотой жезл) и держава (золотой шар), а на груди, на красном щите, всадник, поражающий копьем дракона.

Двуглавый орел является символом единения народов России; его короны – символы союза республик, краев и областей. Скипетр и держава означают силу и мощь единого государства. Всадник на щите – олицетворение побеждающего добра, готовности народа защищать страну от врагов. (Слайд 9).

l-й чтец:

Упал снаряд, и совершилось чудо:
На опаленной порохом стене
Возник в дыму неведомо откуда
Святой Георгий на лихом коне.

От сотрясенья обнажилась фреска,
Упала штукатурка поздних лет,
И он возник торжественно и дерзко,
Как древний знак сражений и побед.

В сиянии возвышенного лика
Простер десницу грозную свою.
И острая карающая пика
Пронзила ядовитую змею.

А пулемет стучал в старинном храме,
И ладил ленту молодой солдат,
И трепетало яростное пламя,
И отступил проклятый супостат.

Автор не известен (Слайд 10). [5]

2-й чтец: Георгий Победоносец (в России Егорий Храбрый), христианский святой, великомученик. Согласно христианскому преданию, уроженец Каппадокии (на территории современной Турции). Принял мученическую смерть в 303 году во время гонений на христиан при римском императоре Диоклетиане; день памяти в Православной церкви отмечается 23 апреля (6 мая), 26 ноября (9 декабря – Юрьев день).

У разных народов можно найти легенду о храбром юноше и злом драконе. Возле города, где жили веселые и трудолюбивые люди, появился дракон. Трудно было противостоять его коварству и силе. И стали приносить ему в жертву юных девушек. Когда настал черед царской дочери, на ее защиту встал отважный юноша. Он сумел поразить чудовище и освободить возлюбленную.

3-й чтец: Такую же историю рассказывает житийная литература о Георгии Победоносце... это реальный исторический персонаж – уроженец Каппадокии (территория современной Турции), принявший мученическую смерть в 303 г. во время гонений на христиан при римском императоре Диоклетиане; день памяти в Православной церкви отмечается 23 апреля (6 мая), 26 ноября (9 декабря – в Юрьев день). Первые письменные сведения о Георгии Победоносце относятся к IV-V вв. н.э. О нем говорится как о воине знатного происхождения, которого пытались принудить к отречению от веры во Христа.

Ведущий: А где же тут знаменитая битва с драконом?

1-й чтец. Сейчас расскажу! Согласно старинным текстам, посвященным Георгию Победоносцу, этот святой победил дракона вовсе не копьем, а именем Иисуса Христа, т.е. молитвой, после чего привел покорившееся чудовище в город. Как зло покорилось беззлобию, так и пораженные горожане, увидевшие чудо, отвергли языческую веру и приняли христианскую.

2-й чтец. Но почему святой Георгий так часто изображается с копьем?

3-й чтец. Все просто. Копье, поражающее страшного дракона, символизирует слово Божие, разящее зло в самое сердце. В России с XIV в. изображение всадника с копьем появилось на эмблеме Москвы. Имя Георгия (Джирдис) известно также и среди мусульман – у них это герой, который троекратного умирает и воскресает во время пыток.

1-й чтец. Да, образ Георгия Победоносца – древний символ. Кстати, старинная русская серебряная монета – копейка получила свое название именно благодаря изображенному на ней копьеносцу, пронзающему змея – олицетворение мирового зла. [6]

Ведущий. Теперь поговорим о Государственном флаге, развевающемся над Большим Кремлевским дворцом. Это бело-сине-красное полотнище. 22 августа мы отмечаем День Государственного флага России. Кто знает, что означают цвета нашего флага? (Слайд 11).

2-й чтец. Красный цвет символизирует человеческие достоинства: отвагу, доблесть, героизм. Белый и синий – это цвета Русской православной церкви. Синий следует понимать как стремление к небу, постоянство, верность; белый – благородство, совершенство. Бело-сине-красный национальный флаг впервые был поднят на кораблях Российского флота при Петре I.

3-й чтец. Государственный флаг Российской Федерации поднимается на зданиях верховных органов государственной власти и управления, посольств, торгпредств, консульств Российской Федерации за рубежом, судах, плавающих в открытом море и в территориальных водах иностранных государств

Ведущий. У Военно-Морского флота России тоже есть знамя. Это бело-голубой Андреевский стяг. (Ведущий показывает изображение Андреевского знамени.) Кстати, кто знает, откуда пошло это слово – знамя? А происходит оно от однокоренных “знаменье”, “знак”. О боевом знамени, о героизме и жертвенности наших воинов нередко слагались песни, которые не предаются забвению. Есть ли кроме герба и флага иные государственные символы?

l-й чтец. Гимн страны! Он исполняется в особо торжественных случаях: при встречах и проводах глав государств, при проведении парадов, больших государственных праздников. Все присутствующие при этом встают, а военные отдают честь.

2-й чтец. Гимн в переводе с греческого – торжественная хвалебная песня, или похвала, исполняемая в особых случаях. Гимны как торжественные культовые песнопения зародились в древности. Использование их в качестве национального и государственного символа с исторической точки зрения – явление молодое: самому старому национальному гимну (это голландский “Вильгельмус ван Нассауве”) чуть больше четырех веков.

В России до XVI в. все торжественные церемонии сопровождались церковными песнопениями. Что касается “виватных кантов”, которые появились в XVII в., то они имели характер “временных” гимнов, Т.е. сочинялись для каждого конкретного случая специально (коронации, победы в решающем сражении). Особое место начиная с петровских времен заняли военные марши, например “Преображенский”, ставший по сути главным маршем России.

3-й чтец. На рубеже XVIII-XIX вв. вошло в обычай в европейских государствах встречать монархов под звуки английского “Боже, храни короля”. Британский королевский гимн стал настоящим “интернационалом” царственных особ (что вполне объяснимо: страны разные, но венценосцы в большинстве связаны узами родства). В 1815 г. В.А. Жуковский опубликовал слова, написанные им для английской мелодии, под названием “Молитва русских”.

Боже, Царя храни!
Славному долгие дни
Дай на земли!
Гордых смирителю,
Слабых хранителю,
Всех утешителю
Все ниспошли!

1-й чтец. Через год Александр I издал указ всегда исполнять эту мелодию при встречах императора и утвердил текст Жуковского. Этот первый официальный государственный гимн России просуществовал семнадцать лет. Через 2 год Жуковский дополнил его двумя строфами, а окончательный вид гимн приобрёл в 1833 году благодаря офицеру и композитору А.Ф. Львову.

В 1833 г. Николай I поручил А.Ф.Львову написать новую музыку для гимна. Всемирно известный скрипач, дирижер и композитор, сочинив мелодию, поспешил к Жуковскому, который и написал к ней стихотворение “Боже, Царя храни” и таким образом удостоился стать автором двух вариантов гимна.

Боже, Царя храни!
Сильный, державный,
Царствуй на славу, на славу нам.
Царствуй на страх врагам,
Царь православный.
Боже Царя, Царя храни...

2-й чтец. Львов действительно, как говорится, “попал в точку”: простая, яркая и запоминающаяся мелодия (и очень короткая – 16 тактов) стала находкой для гимна и признанной классикой жанра. 11 декабря 1833г. состоялось первое публичное исполнение гимна в московском Большом театре. К хору присоединилась вся драматическая труппа, включая великого артиста М.С. Щепкина. Пели сразу около 400 человек. Публика встретила гимн восторженно, слушая стоя. Гром рукоплесканий и крики “ура” долго не смолкали.

В период от Февральской до Октябрьской революций на право называться гимном претендовали несколько песен: “Марсельеза”, “Коль славен”, некоторые из вышеупомянутых маршей, львовская мелодия с текстом “Боже, народ храни...”, но выбрать что-либо так и не успели. Вскоре в качестве гимна был утвержден “Интернационал”. В конце 19 века поэт и революционер Эжен Потье написал революционные стихи “Интернационал”. Так называлась и международная организация революционеров. Рабочий – композитор Пьер Дегейтер сочинил для них подходящую музыку. После этого песня грозно зазвучала во всех странах, где рабочие боролись за свои права. Так она дошла и до России. Поэт Аркадий Яковлевич Коц перевёл слова на русский язык. “Интернационал” стал гимном революционеров. В октябре 1917 года гимн “Интернационал” стал государственным гимном РСФСР, потом и СССР.

Вставай, проклятьем заклейменный,
Весь мир голодных и рабов!
Кипит наш разум возмущённый
И в смертный бой вести готов...

3-й чтец. Но с годами сущность Советского государства менялась. Если после1917 г. страна представляла собой плацдарм мировой революции, то ближе к 1941 г. она стала чем-то походить на традиционную русскую империю с ее историческими ценностями.

В 1943 г. Советская Армия, отбросившая гитлеровцев на Запад, готовилась преследовать их по Европе. Но переступить границу под звуки “Интернационала” было не суждено. Правительство поставило вопрос о смене гимна, и в Европу наши войска вошли под иные звуки.

1 января 1944 г. по радио впервые прозвучал гимн на музыку А.В.Александрова и слова С.В.Михалкова и Эль-Регистана.

Союз нерушимый республик свободных
Сплотила навеки Великая Русь.
Да здравствует созданный волей народов
Великий могучий Советский Союз…

1-й чтец. Прошли годы, распался СССР, и страна опять оказалась без гимна. В 2000 г. Владимир Путин высказался за принятие “старого” варианта гимна на музыку Александрова. В ночь на 28 декабря 2000 г. музыка Александрова впервые прозвучала в качестве гимна страны на “Радио Россия”.

2-й чтец. В новое тысячелетие Россия вступила с утвержденными согласно Конституции символами государства: двуглавым орлом в качестве герба, трехцветным флагом и гимном на музыку А.В. Александрова и слова С.В. Михалкова. По опросам населения, более 77% граждан поддержали идею возвращения старого гимна в таком варианте. [7]

Ведущий. Государственные символы, с которыми мы сегодня ознакомились, должен знать каждый из нас. Они не просто вобрали в себя историю народа и его традиции. Эти символы достались России высокой ценой. Будем ли мы уважать наше наследие, защищать и беречь его, как это делали наши предки, покажет время.

Сноски

1. http://pesni.voskres.ru/songs/mikha15.htm;

2. http://www.svet-slova.ru/content/blogcategory/3/130/10/30/

Александр и Елена Михайловы;

3. Е.В Пчелов Государственные символы России – Герб, Флаг, Гимн.- М.: ТИД Русское слово – РС, 2002;

4. Алексеев Ю.А., Зуев М.Н., Ковалёв В.Е. Государственные символы России. Моя Родина – Россия. – М.: Триада-форм, 2002;

5. Родная страна. – М.:Просвещение, 1989;

6. В.К. Романовский Символы российской государственности. Флаг. Герб. Гимн. Пособие для учителя. – М.: Торговое издательство Русское слово – РС, 2002;

7. И.В. Можейко, Н.А. Сивова, Н.А. Собалева Государственная символика России. История и современность. – М.: ЦНСО, 2003.

Список литературы:

1. Родная страна. – М.:Просвещение, 1989;

2. http://pesni.voskres.ru/songs/mikha15.htm;

3. http://www.svet-slova.ru/content/blogcategory/3/130/10/30/

Александр и Елена Михайловы;

4. Алексеев Ю.А., Зуев М.Н., Ковалёв В.Е. Государственные символы России. Моя Родина – Россия. – М.: Триада-форм, 2002;

5. В.К. Романовский Символы российской государственности. Флаг. Герб. Гимн. Пособие для учителя. – М.: Торговое издательство Русское слово – РС, 2002;

6. Е.В Пчелов Государственные символы России – Герб, Флаг, Гимн.- М.: ТИД Русское слово – РС, 2002;

7. И.В. Можейко, Н.А. Сивова, Н.А. Собалева Государственная символика России. История и современность. – М.: ЦНСО, 2003.