Конспект занятия для детей 10–14 лет "Уж как ткали поясок"

Разделы: Внеклассная работа


Цели занятия:

  • эстетическое, художественно-нравственное воспитание детей на основе северных традиций народной вышивки,
  • воспитание уважения и бережного отношения к материальным и духовным ценностям народного искусства.

Основные задачи:

  • знакомство с подлинными образцами народного искусства русского Севера, художественным особенностями архангельского народного костюма и вышитого пояса, необходимого традиционного элемента народной одежды северян;
  • творческое освоение традиционных приемов плетения северного пояса “на игле” (“в бутылку”);
  • комплексное развитие художественных способностей детей средствами рукоделия, пения, театра и т.п.;
  • воспитание у детей интереса к народному искусству, творческих способностей, трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Оформление комнаты для занятия

Оборудование:

  • печь русская (макет), лавки, прялка, половик;
  • веретено, клубочки шерстяных ниток (5 основных цветов - красный, белый, желтый, синий, зеленый или черный), клубочек хлопчатобумажной нити для основы (ирис), любого цвета; все нити одинаковой толщины.

Дети одеты в традиционные костюмы: девочки - в сарафанах, мальчики в рубахах. Педагог - тетушка Арина в народном костюме.

На занятии присутствует девочка-старшеклассница Настя, умеющая плести пояса (по сценарию дочь тети Арины).

Стук в дверь, входят дети, здороваются.

Дети: Тетушка Арина, мороз на улице трескучий, можно у тебя похороводиться да рукоделию поучиться?

Тетушка Арина: Что ж, проходите. Доченька, гости пожаловали.

Настя: Некогда мне, матушка, работы много.

Дети: А что делаешь, Настенька?

Настя: Пояс на игле тку, по-другому - в “бутылку” называется. Вещь в одежде обязательная.

Дети: Мы тоже хотим научиться!

Тетушка Арина: Милости просим.

Дети рассаживаются.

Тетушка Арина: Пояса ценились особо. Они считал оберегами. Пояс, как и крест, никогда не снимался. Распоясать человека - считалось, обесчестить.

Настя: Послушайте загадку: “Для работы нам понадобятся маленькие, кругленькие, а за хвост их не поймаешь, что это?”

Дети: Клубок ниток.

Тетушка Арина: Правильно, клубок ниток. Чтобы пояс игле соткать, нужно пять основных цветов. Цвета запоминай красный, белый, желтый, синий, зеленый. Нить каждого цвета отмеряется в десять раз длиннее пояса.

Расстановка детей для наматывания ниток.

Тетушка Арина: Нитки берутся шерстяные или пол шерстяные, одинаковой толщины.

Дети: Бабушка говорила, что из таких ниток ткали будничные пояса, а из шелковых - праздничные.

Тетушка Арина: Чтобы нить была, спрясть ее нужно.

Настя запевает песню “Прялица”, дети встают в хоровод и поют.

Уж ты прялица моя,
Ты красавица моя,
Ты расписана листочками,
Разукрашена цветочками.

Ой, ты прялица, ты прялица моя,
Сослужи-ка службу верную,
Спряди-ка нитку тонкую,
Нитку тонкую, шелковую.

Я ткачам те нитки шелковы отдам,
Нитки шелковы отдам,
Да прикажу, чтоб соткали разноцветный поясок,
Поясок такой, какой я накажу.

Дети подготавливают нитки к работе.

Тетушка Арина: В давние времена верили, что ходит по земле богиня Макошь. Невидимая, босая, с распущенными волосами. Из кудели прядет она нити и в клубочек сматывает. Это нити судьбы человеческой. У каждого свой клубочек есть. Если человек добрый - клубочек указывает дорогу к счастливой жизни, а у злого нитки клубка рвутся и всякие неприятности случаются.

Дети сматывают нитки.

Тетушка Арина: А какие узорные пояса плели в старину мастерицы! (Дети рассматривают орнаменты уральских, архангельских и местных поясов, делятся впечатлениями). Такой богатый пояс был украшением и оберегом мужского праздничного костюма. Интересно разгадать значение узора. Что обозначают геометрические фигуры и цвет композиции? (Дети объясняют значение традиционных символов орнамента). Настя: Нитки готовы. Так же намотаем основу (хлопчатобумажную нить в несколько сложений), в десять раз длиннее пояса. Все нити по цвету сматываются в удобную “скруточку” - восьмеркой, на большой и указательный пальцы, затягиваются.

Тетушка Арина: Где ниточка, там и иголочка. Берем спицу. Пять шерстяных нитей и нить основы завязываем в узел, продеваем иглу-спицу и опускаем в бутылку, потому как способ плетения называется... Кто помнит, как? (“В бутылку”).

Разбираем нити по цветам и начинаем плести.

Тетушка Арина: Нить основы берем в правую руку, следим за тем, чтобы она всегда была натянута, завязываем на ней шерстяную нить узлом. Затем ее отпускаем, берем следующую, повторяем операцию. Если брать нить не в правую, а в левую руку и завязывать узлы по часовой стрелке, спираль на поясе будет обращена в другую сторону. Если хлопчатобумажную нить брать по очереди, через определенное количество раз в правую, а затем в левую руку, меняя тем самым направление плетения, рисунок на поясе будет представлять собой змейку-зигзаг.

Поясу обязательно нужно сделать кисти.

Традиционная кисть для этого вида поясов будет в три яруса, но можно сделать и обычную кисть в один ярус. Для этого нарезаем нити в два раза длиннее предполагаемой длины кисти. Крючком продеваем насквозь концы пояса, шерстяной ниткой обматываем несколько раз, завязываем. (Проводится беседа с детьми). Устали? Чего плели - ткали? Как называется способ? Сколько цветов? Зачем нужны пояса? (Дети отвечают).

Приглашение к игре.

Настя: Делу время - потехе час! Поиграем в игру сейчас!

Игра “Поясочек” (дети ходят по кругу, приплясывают, притопывают,поют).

Поясочек. Поясочек, ниточка шелковая,
Я молодка, я молодка, молода, бедовая.
Кого люблю, того выберу,
Кого выберу, того поцалую.
Поясочек, дорогой мне, тому подарю.

Тетушка Арина: О каком поясе рассказывается в песне? Почему так решили?

Дети: О свадебном поясе.

Тетушка Арина: Замените шерстяные нитки шелковыми и плетите сами праздничный пояс! Масленица на носу!

На русском севере, в Архангельской области изготовляли пояса разными способами: тканые на сволочке, на кружевах, на дощечках, бердышке, вязаные крючком и спицами, плетеные на пяльцах и игле. Пояса не только ткали, но и плели. Один из них - “пояс на игле” или пояс “в бутылку”. Пояс этот плели из шерстяных ниток ярких цветов (будничный). Для этого использовали крашеную овечью шерсть, основа была хлопчатобумажная. Для плетения крученого пояса брали нити пяти-семи цветов, обязательно белого, красного, черного цвета.

Красный цвет означал плодородие, благополучие, здоровье, радость, тепло; черный - это символ земли, плодородия; белый - знак чистоты, целомудрия, а также “задабривания” потустороннего мира. Символика орнамента - ромб, ромб с точкой внутри, что означало плодородие.

Итоговая беседа с детьми о традиционной технике плетения пояса, символической значимости узора.

Тетушка Арина: Понравилось ли вам?

Дети благодарят.

Тетушка Арина: Ступайте да приходите еще, коли надобность будет!