Обобщающий урок "Реакции в растворах электролитов"

Разделы: Химия


Цели урока: обобщение и систематизация знаний об электролитах, реакциях ионного обмена.

Задачи урока:

  • формирование умений составлять уравнений реакций в молекулярном и ионном видах;
  • закрепление умений составлять формулы веществ и называть вещества;
  • формирование общеучебных познавательных умений (логического мышления, сравнения, анализирования, обобщения, аргументации), коммуникативных и организационных умений.

Тип урока: урок обобщения (взаимообучение и взаимоконтроль).

Учащиеся класса делятся на группы по 4-5 человек (смешанный состав по силам). Каждому ученику учитель выдаёт карточку с заданиями (задания во всех карточках одного уровня сложности), лист для выполнения и проверки заданий, краткую памятку по ключевым вопросам темы и алгоритм работы учащегося.

Урок начинается с постановки проблемного вопроса: “Ученик, желая внести в почву азотное удобрение, полил цветок раствором нитрата бария. Растение погибло. Почему это произошло? Как можно было спасти растение?”. Ответ на этот вопрос учащиеся формулируют в конце занятия (таким образом, ставится цель и задачи урока перед учащимися).

Затем, в целях актуализации знаний, повторяем основные моменты пройденных тем. Для этого можно использовать материалы учебных электронных изданий “Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория” (Лаборатория систем мультимедиа, МарГТУ, 2004), “Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки химии (8-9 классы)” (Москва,2004), либо, если данных дисков нет, то можно воспользоваться презентацией (Приложение 1) или опорным конспектом (Приложение 2).

После того как прошло краткое повторение, ребята приступают к работе с карточками, используя “Алгоритм” (Приложение 3). Примеры карточек с заданиями:

Карточка 1

1. Даны формулы ионов: Са2+, ОН-, К+, Сl-. Выпишите формулы анионов и катионов.

2. Составьте формулы веществ, комбинируя катионы и анионы. Назовите эти вещества.

3. Подчеркните формулы растворимых веществ и составьте уравнения электролитической диссоциации этих электролитов.

4. Составьте уравнение реакции образования нерастворимой соли AgCl в сокращённом ионном виде.

5. По этому ионному уравнению составьте уравнение в молекулярном виде.

6. Дано уравнение реакции в полном ионном виде:

+ + 2NO3- + Ca2+ + 2OH- = Ca2+ + 2NO-3 + 2H2O

Запишите это уравнение в сокращённом ионном и молекулярном виде.

7. Найдите и исправьте ошибки в уравнениях диссоциации:

а) MgCl2=Mg2++ Cl2- ;

б) NaNO3=Na+3NO;

в) Ba3(PO4)2 = 3Ba2+ + 2PO43-;

г) Al(NO3)3 = Al+ (NO3)-.

8. Составьте уравнение в молекулярном, полном и сокращённом ионном видах по схеме:

Используйте формулы веществ, составленные при выполнении задания 2.

Карточка 2.

1. Даны формулы ионов: Ва2+, СО32-, Na+, NO3-. Выпишите формулы анионов и катионов.

2. Составьте формулы веществ, комбинируя катионы и анионы. Назовите эти вещества.

3. Подчеркните формулы растворимых веществ и составьте уравнения электролитической диссоциации этих электролитов.

4. Составьте уравнение реакции образования нерастворимого основания Zn(OH)2 в сокращённом ионном виде.

5. По этому ионному уравнению составьте уравнение в молекулярном виде.

6. Дано уравнение реакции в полном ионном виде:

FeCO3 + 2H+ + 2Cl- = Fe2+ + 2Cl- + CO2 + H2O

Запишите это уравнение в сокращённом ионном и молекулярном виде.

7. Найдите и исправьте ошибки в уравнениях диссоциации:

а) MnSO4=Mn2++ SO42- ;

б) CaBr2=Ca2++Br2-;

в) Al2(SO4)3 = 2Al3+ + 3SO42-;

г) Fe(NO3)3 = Fe+ (NO3)-.

8. Составьте уравнение в молекулярном, полном и сокращённом ионном видах по схеме:

Используйте формулы веществ, составленные при выполнении задания 2.

Выполнение и проверка каждого задания строго регламентированы временными рамками, за соблюдением которых следит учитель. Учащиеся выполняют задания в таблице, которая лежит на столах (Приложение 4).

Данное занятие рассчитано на два спаренных урока. На повторение и актуализацию знаний отводится 10-15 минут; на выполнение работы по совершенствованию знаний и отработке умений – 40 минут. По истечении этого времени учитель собирает таблицы с выполненными заданиями и выдаёт каждому учащемуся индивидуальную карточку с заданиями для проверочной работы. Пример одной такой карточки:

  1. Выпишите формулы электролитов и неэлектролитов: КОН, СН3СООН, FeCl2, NaCl, SO2, Ba(OH)2.
  2. Составьте уравнения электролитической диссоциации электролитов из задания 1.
  3. Составьте уравнения возможных реакций между данными веществами в молекулярном и ионном виде.
  4. По приведённому ниже уравнению реакций в сокращённом ионном виде составьте уравнение в молекулярном виде: Н+ + ОН- = Н2О

Этот вид работы рассчитан на 15-20 минут.

После выполнения этой проверочной работы подводим итоги урока и отвечаем на проблемный вопрос, поставленный в начале урока.

После урока учитель просматривает заполненные таблицы, выставляет оценки за работу на уроке наиболее активным учащимся. Самостоятельная работа оценивается отдельно.