Образовательная программа "Технология"

Разделы: Технология


Пояснительная записка

Образовательная область “Технология” является одной из содержательных областей учебного плана общеобразовательных учреждений.

Образовательная область “Технология” обеспечивает формирование политехнических и общетрудовых знаний в области технологи, экономики, организации и экологии современного производства, представления о перспективах его развития, о мире профессий, об основах предпринимательства, ведении домашнего хозяйства, вооружает опытом самостоятельной практической деятельности, содействует развитию творческого мышления у каждого обучающегося.

Содержание образования предметной области “Технология” определяется на основе нормативных документов:

  • Базисный учебный план (БУП-98г.) об общеобразовательный учреждений (Приказ Миобразования России от 09.02.98г. № 322)
  • Временные требования к обязательному минимуму содержания основного общего образования (Приказ Минобразования России от 19.05.98г. № 1236)
  • Об особенностях реализации минимального содержания образовательной области “Технология” (письмо Минобразования России от 22.05.98г. № 811 (14-12))
  • Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования (Приказ Минобразования России от 30.06.99г. № 56) ИЛИ/И

1.Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089)

2.Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующие программы общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004г.№ 1312).

Технический труд: строительные, ремонтно-отделочные работы, техника (элементы машиноведения), электротехника и электроника, информационные технологии, художественная обработка материалов, основы предпринимательства, основы проектирования, профессиональное самоопределение.

Обслуживающий труд: культура дома, техника (элементы машиноведения), электротехника и электроника, информационные технологии, художественная обработка материалов, основы предпринимательства, основы проектирования, профессиональное самоопределение.

Программы и учебники, допущенные (рекомендованные) Министерством образования и науки РФ на основании которых разработана данная программа:

  • Программа “Технология” (трудовое обучение) 1-4, 5-11 классы под ред. Хотунцева Ю.Л., Симоненко В.Д.-М.: Просвещение,1998, (переиздание – 2000, 2001, 2005, 2006).
  • Программа “Технология” 5-11 классы В.М.Казакевич, А.В. Марченко – М. Дрофа, 2000.

Программы ориентированы на организацию самостоятельной практической деятельности учащихся, знакомят учащихся с различными технологиями и готовят к профессиональному самоопределению. Основным методом обучения является проектная деятельность.

Минимальный уровень технологической подготовки учащихся 8-9 классов задается обязательным минимумом содержания образования по образовательной области "Технология" и требованиями к уровню подготовки выпускников основной, средней (полной) общеобразовательной школы (приказы Минобразования России № 1236 от 19.05.98 г. и № 56 от 30.06.99 г.).

Изучение ОО “Технология” на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений о различных технологических, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, в том числе и средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

В 8 классе осуществляется дальнейшее освоение технологий: знакомство с основами домашней экономики, электротехническими и ремонтными работами, выполнение творческих проектов с использованием информационных технологий.

В 9 классе акцент делается на базовые технологические приемы обработки конструкционных материалов, через применение цифровой техники, ЭВМ.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения ОО “Технология” ученик должен

знать/понимать

  • виды технологических, информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
  • программный принцип работы компьютера, электрических приборов;
  • назначение и функции используемых информационных технологий, технологий изготовления металлов, пластмасс, обработки древесины;

уметь

  • выполнять базовые операции над объектами; проверять свойства этих объектов;
  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
  • создавать информационные объекты, в том числе:
    • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления;
    • проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
    • создавать и использовать различные формы представления информации:
      • формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
  • создавать рисунки, чертежи, графические представления реального
  • объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
  • создавать презентации на основе шаблонов;
  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде
  • изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем);
  • проведения экспериментов с использованием готовых моделей
  • объектов и процессов, в том числе и компьютерных;
  • создания информационных объектов, в том числе для оформления
  • результатов учебной работы;
  • организации индивидуального информационного пространства,
  • создания личных коллекций информационных объектов;

передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Тематическое планирование 8 класс, 2 часа в неделю

№ урока Тема урока  
1 четверть
Основы информационных технологий 16 часов
1/1 Инструктаж по ТБ. История развития вычислительной техники  
2/2 Поколения ЭВМ  
3/3 Устройство и принцип работы компьютера  
4/4 Операционная система  
5/5 Основы работы в текстовом редакторе  
6/6 Практическая работа “Создание документа в текстовом редакторе”  
7/7 Практическая работа “Создание документа в текстовом редакторе”  
8/8 Основы работы Excel  
9/9 Практическая работа “Создание таблиц, диаграмм, графиков”  
10/10 Практическая работа “Создание таблиц, диаграмм, графиков”  
11/11 Основы работы в графическом редакторе  
12/12 Практическая работа “Создание рисунка”  
13/13 Практическая работа “Создание рисунка”  
14/14 Основы работы в Power Point. Технология публичного выступления  
15/15 Практическая работа “Создание презентации”  
16/16 Практическая работа “Создание презентации”  
Домашняя экономика 10 часов  
17/1 Создание презентации “Я и моя семья”  
18/2 Семья и экономика. Изучение потребностей семьи  
2 четверть
19/3 Семейный бюджет. Трудовые отношения в семье  
20/4 Экономика дачного участка  
21/5 Использование информационных технологий в домашней экономике  
22/6 Создание творческого проекта “Семейная экономика”  
23/7 Создание творческого проекта “Семейная экономика”  
24/8 Создание творческого проекта “Семейная экономика”  
25/9 Создание творческого проекта “Семейная экономика”  
26/10 Защита творческого проекта “Семейная экономика”  
Электричество в нашем доме 26 часов
27/1 Электрические измерительные приборы  
28/2 Однофазный и трехфазный переменный ток.  
29/3 Выпрямители переменного тока  
30/4 Разработка творческого проекта “Меры безопасности при работе с электроприборами”  
31/5 Бытовые нагревательные приборы и светильники  
32/6 Творческий проект “Бытовые нагревательные приборы и светильники”  
3 четверть
33/7 Электромагниты  
34/8 Презентация “Электромагниты”  
35/9 Электродвигатели  
36/10 Презентация “Электродвигатели”  
37/11 Электрический пылесос  
38/12 Презентация “Пылесос”  
39/13 Стиральная машина  
40/14 Презентация “Стиральная машина”  
41/15 Холодильник  
42/16 Презентация “Холодильник”  
43/17 Швейная машина  
44/18 Презентация “Швейная машина”  
45/19 Профессии, связанные с электроприборами  
46/20 Создание творческого проекта “Электричество в нашем доме”  
47/21 Создание творческого проекта “Электричество в нашем доме”  
48/22 Создание творческого проекта “Электричество в нашем доме”  
49/23 Создание творческого проекта “Электричество в нашем доме”  
50/24 Создание творческого проекта “Электричество в нашем доме”  
51/25 Создание творческого проекта “Электричество в нашем доме”  
52/26 Защита творческого проекта “Электричество в нашем доме”  
4 четверть
Ремонтно – строительные работы в доме 10 часов
53/1 Ремонт оконных блоков  
54/2 Ремонт дверных блоков  
55/3 Создание буклета - рекомендаций  
56/4 Ремонт дверей  
57/5 Создание буклета - рекомендаций  
58/6 Технология установки врезного замка  
59/7 Создание буклета - рекомендаций  
60/8 Утепление дверей и окон  
61/9 Создание буклета - рекомендаций  
62/10 Презентация буклетов  
Зачетные творческие проекты 8 часов
63/1 Выбор и обоснование зачетного творческого проекта. Требования к работе  
64/2 Работа над проектом  
65/3 Работа над проектом  
66/4 Работа над проектом  
67/5 Работа над проектом  
68/6 Работа над проектом  
69/7 Защита проекта  
70/8 Защита проекта  

Планирование 9 класс 1, 5 часа в неделю

№ урока Тема урока  
1 четверть
Основы информационных технологий 16 часов
1/1 Инструктаж по ТБ. История развития вычислительной техники  
2/2 Поколения ЭВМ  
3/3 Устройство и принцип работы компьютера  
4/4 Операционная система  
5/5 Основы работы в текстовом редакторе  
6/6 Практическая работа “Создание документа в текстовом редакторе”  
7/7 Основы работы Excel  
8/8 Практическая работа “Создание таблиц, диаграмм, графиков”  
9/9 Основы работы в графическом редакторе  
10/10 Практическая работа “Создание рисунка”  
11/11 Основы работы в Power Point. Технология публичного выступления  
12/12 Практическая работа “Создание презентации”  
13/13 Основы сайтостроения  
2 четверть
14/14 Практическая работа “Мой первый сайт”  
15/15 Практическая работа “Мой первый сайт”  
16/16 Основы анимации  
17/17 Практическая работа “Мой первый мультфильм”  
18/18 Практическая работа “Мой первый мультфильм”  
Радиоэлектроника. Цифровая электроника.20ч  
19/1 Правила электросбережения. Радиомонтажные работы  
20/2 Источники электрического тока. Создание буклета  
21/3 Резисторы. Конденсаторы. Катушки индуктивности. Полупроводниковые приборы  
22/4 Создание презентации  
23/5 Создание презентации  
24/6 Генераторы электрических колебаний. Простейшие автоматы  
  3 четверть  
25/7 Создание буклета – рекомендаций по проектированию электронных устройств  
26/8 Создание буклета – рекомендаций по проектированию электронных устройств  
27/9 Сотовые и радиотелефоны  
28/10 Создание сайта “Мир сотовых телефонов”  
29/11 Создание сайта “Мир сотовых телефонов”  
30/12 Создание сайта “Мир сотовых телефонов”  
31/13 Создание сайта “Мир сотовых телефонов”  
32/14 Аналоговые и цифровые способы представления информации  
33/15 Логические элементы и триггеры  
34/16 Шифраторы и дешифраторы  
35/17 Создание пособия “Проектирование цифровых устройств”  
36/18 Создание пособия “Проектирование цифровых устройств”  
37/19 Создание пособия “Проектирование цифровых устройств”  
38/20 Презентация пособия “Проектирование цифровых устройств”  
Технология обработки конструкционных материалов
39/1 Металлы  
4 четверть
40/2 Технология изготовления металлических конструкций  
41/3 Создание презентации “Технология изготовления металлических конструкций”  
42/4 Дерево  
43/5 Основные приемы обработки древесины  
44/6 Создание обучающего пособия по обработке древесины  
45/7 Пластмассы  
46/8 Технология изготовления изделий из пластмассы  
47/9 Творческий проект “Утилизация отходов из пластмассовых емкостей”  
48/10 Творческий проект “Утилизация отходов из пластмассовых емкостей”  
49/11 Творческий проект “Утилизация отходов из пластмассовых емкостей”  
50/12 Защита творческого проекта  
51/25 Защита творческого проекта