Диагностический материал

Разделы: Работа с дошкольниками


В 2007 году была разработана программа по риторике “Страна Златоустия”. Программа может быть использована педагогами дошкольного образования, дефектологами и родителями. Целью программы является формирование и коррекция навыков общения детей дошкольного возраста с использованием личностно-ориентированной ситуации в игровой деятельности.

Программа направлена на:

  1. Ознакомление с нормами русского языка.
  2. Развитие качества голоса, дикции, темпа речи и дыхания.
  3. Активизацию и обогащение словарного запаса.
  4. Формирование умения излагать свои мысли последовательно, умение убеждать, отстаивать свою точку зрения.
  5. Получение знаний об искусстве человеческих взаимоотношений, помощь в приобретении навыка и опыта, необходимого для адекватного поведения в различных речевых личностно-ориентированных ситуациях.
  6. Привлечение внимания дошкольников к живому слову, пробуждение интересов к истории языка; воспитание уважительного отношения к чистоте и богатству родной речи.
  7. Создание максимально благоприятных условий для раннего выявления и развития интересов, склонностей и способностей.
  8. Формирование мотивации общения.

Для реализации цели программы были подобраны игры и упражнения. Для выявления уровня сформированности риторических знаний, умений и навыков детей был разработан диагностический материал.

В данной работе представлен диагностический материал (Статья.DOC) с диагностическим инструментарием (Приложение 1) и конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия в старшей группе по формированию лексико-грамматического строя речи с элементами риторики (Приложение 2).

Диагностический материал

Критерии, показатели коммуникативных функций дошкольников

Таблица 1

Компонент, критерий

Показатели

Методы измерения

1 Когнитивно-ориентировочный Знает и понимает личную необходимость общения. Беседа с использованием опорных картинок. (Приложение 1)
2 Мотивационно-аффективный Стремится к общению. Анкета для ребёнка. (Приложение 1)
3 Деятельностный
  1. Проявляет активность в общении.
  2. Проявляет активность в сотрудничестве.
  3. Различает и воспроизводит эмоциональные состояния.
Карта наблюдений, анкета для родителей. Карта наблюдений. (Приложение 1)
4 Рефлексивный
  1. Уровень притязаний.
  2. Самооценка в сторону занижения или повышения.
Карта наблюдений. (Приложение 1)
5 Речевой: -фонетический строй речи
-лексический строй речи
-грамматический строй
  1. Правильно произносит все группы звуков.
  2. Умеет выявлять обобщающие понятия лексических групп.
  3. Правильно согласовывает слова в роде, числе и падеже.
  4. Умеет составлять предложения по сюжетной картинке и серии сюжетных картин.
Речевая карта. (Приложение 1)

Уровни сформированности коммуникативной функции дошкольника

Таблица 2

Уровни.

Проявления.

Высокий Знает, понимает личную необходимость общения. Стремится общаться, хочет иметь новых друзей. Любит играть с детьми. С удовольствием знакомится с посторонними. Достаточно легко вступает в контакт. Правильно воспринимает ситуацию, понимает смысл ситуации. Адекватно себя ведёт. Самооценка адекватная или завышенная. Правильно произносит все звуки, замечает ошибки в произношении. Правильно согласовывает слова в роде, числе и падеже. Умеет составлять предложения по сюжетной картинке и серии сюжетных картин.
Средний Понимает, но не имеет желания общаться. Стремится общаться, но стесняется. Избирательно вступает в контакты. Стесняется знакомиться с посторонними. Общение затруднено, понимание ситуации и реагирования на неё не всегда или не совсем адекватны. Выбирает сложные задания независимо от постигшей его неудачи, самооценка неустойчивая. Дефектна одна группа звуков. Правильно строит предложения, но встречаются грамматические ошибки. Единичные ошибки при классификации, подборе антонимов, синонимов. Есть логические нарушения при составлении рассказа.
Низкий Не испытывает необходимости общения. Инактивность в общении. В играх с детьми проявляет нежелание. Не любит сотрудничать в игре. Сотрудничает только по принуждению. Не обращается за помощью и испытывает сильные затруднения в понимании ситуации. Контакт сопровождается негативной реакцией (пугливость, нерешительность). Выбирает несложные задания, независимо от того, достигает успеха или нет, заниженная самооценка. Имеет дефекты двух и более групп звуков. Не умеет выявлять обобщающие понятия лексических групп. Речь аграмматична. Не владеет навыком составления предложений по сюжетной картине и серии сюжетных картин.