Управляющий совет как орган государственно-общественного управления системного развития школы

Разделы: Администрирование школы


Высшим органом общественного управления в МОУ СОШ № 3 является общешкольная родительская конференция, на которой в 2002 году впервые был создан орган государственно-общественного управления образовательным учреждением – Попечительский совет, а в сентябре 2006 года - Управляющий Совет. В его состав входят представители родительской общественности, администрации школы, учителя, учащиеся и представители городских общественных организаций, предприятий города и выпускники школы.

В процессе управления образовательным учреждением возрос удельный вес решений, принимаемых МОУ СОШ № 3 с привлечением Управляющего Совета. Если до создания Управляющего Совета и наделения его соответствующими компетенциями удельный вес нормативно-правовых, организационно-педагогических, финансово-хозяйственных и культурно-досуговых решений составлял 17%, то к 2007 году он составляет 78,3%. Таким образом, наблюдается динамика роста удельного веса на 61,3%.

Именно Управляющий Совет, по представлению руководителя образовательного учреждения, после одобрения педагогическим советом утвердил: Программу развития МОУ СОШ № 3, годовой календарный учебный график, учебный план, правила внутреннего трудового распорядка, Программу благоустройства МОУ СОШ № 3, ежегодный публичный доклад директора школы по итогам учебного и финансового года (для обеспечения открытого доступа к данной информации ежегодный публичный доклад размещен на сайте учреждения www. skool3gel@narod.ru), Правила и Положения, являющиеся локальными нормативными (правовыми) актами образовательного учреждения; согласовал по представлению директора учреждения заявки на бюджетное финансирование и сметы расходования средств, полученных учреждением от условно приносящей доходы деятельности и иных внебюджетных источников, распределение выплат стимулирующего характера по результатам труда педагогическим работникам; заявил кандидатуры из числа учащихся и педагогических работников для участия в конкурсах различных уровней («Ученик года», «Коллектив года», «Учитель года», «Лучшие школы России», «Лучший учитель России» и т.д.); определил порядок охраны образовательного учреждения, способы оказания помощи детям из социально-незащищенных семей, правила общественного контроля за соблюдением здоровых и безопасных условий обучения и воспитания в школе и ряд других жизненно-важных решений.

Позитивным результатом совместной деятельности администрации и Управляющего Совета является переход учреждения на нормативно-подушевое финансирование и новую систему оплаты труда педагогическим работникам. За полтора года работы в данном режиме, благодаря оптимизации штатного расписания, численного состава учащихся и учебного плана, рост заработной платы педагогов составил 128%.

Об опыте работы МОУ СОШ № 3 в этом направлении опубликованы статьи в краевом научно-методическом сборнике и газетах; ежемесячно информировались директора школ города-курорта Геленджик, рассказывалось на заседании экспериментальных учреждений в департаменте образования и науки Краснодарского края (ноябрь 2006), сообщалось на совещании заместителям глав районов края (декабрь 2006).

Положительным результатом следует отметить разработку и внедрение программы развития МОУ СОШ № 3 «Школа деятельной личности». Ее реализация позволила образовательному учреждению стать победителем всероссийского конкурса образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы и получить грант в 1миллион рублей в рамках приоритетного национального проекта «Образование», а также победителем краевого этапа всероссийского конкурса «Лучшие школы России–2007».

По инициативе Управляющего Совета, с помощью привлечения бюджетных и внебюджетных средств для эффективной реализации Программы развития в школе создана деятельная среда, способствующая формированию учащихся, как субъектов собственной жизнедеятельности: имеется неограниченный доступ к использованию высокоскоростного Интернета, работает и регулярно обновляется школьный сайт, создана переговорочная площадка, позволяющая обеспечивать проведение государственно-общественных консультаций, образовательный процесс обеспечивает шесть интерактивных досок, 7 мультимедийных комплексов, 3 компьютерных класса, один из которых мобильный (всего в школе работает 62 компьютера), функционируют школьная типография и радиоузел.

На муниципальном уровне МОУ СОШ № 3 первой включилось в эксперимент по предпрофильному и профильному обучению. При согласованной деятельности администрации , Управляющего Совета, органа ученического самоуправления – Актива школы и педагогического коллектива, школа реализует базовые, развивающие и углубленные образовательные программы. В школе осуществляется ранняя профилизация (5 – 9 классы) и профильное обучение (10 – 11 классы) по направлениям: физико-математическое, лингвистическое, социально-экономическое. Школа имеет научные, творческие, информационно-методические контакты по линии подготовки абитуриентов для образовательных учреждений профессионального высшего образования с Московским государственным авиастроительным технологическим институтом (МАТИ), Южным институтом менеджмента (ЮИМ) г. Краснодара, Геленджикским филиалом Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. На сегодняшний день 17 (51,5%) классов работают на основе БУП - 2004

При поддержке Управляющего Совета организуется повышение профессионального мастерства педагогических и административных сотрудников школы. Система повышения квалификации педагогов основывается на различных предоставляемых возможностях и условиях: курсы повышения квалификации (очные, заочные, дистантные, выездные и стационарные), участие педагогов в конкурсах, фестивалях, конференциях, опубликование своих работ в методических изданиях и на Интернет-сайтах. Результатом этой деятельности явилось выдвижение Управляющим Советом МОУ СОШ №3 четырёх учителей на участие во Всероссийском конкурсе «Лучшие учителя России» в рамках ПНП «Образование» и их победа.

Деятельность Управляющего Совета позволила создать безопасные и комфортные условия для обучения и воспитания школьников, как одного из условий повышения качества образования. С целью эффективного управления деятельностью всех участников образовательного процесса в данном направлении созданы и реализуются Программа «Здоровье», а в феврале 2007 года был разработан «Паспорт благоустройства МОУ СОШ № 3» и принята школьная целевая Программа «Благоустройство МОУ СОШ № 3» на 2007 – 2009 годы. Об этом опыте работы сообщалось на заседании депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края в июне 2007 года. Финансирование мероприятий программы осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования город-курорт Геленджик. Общий объем финансирования Программы составляет 3039417 рублей. Для реализации мероприятий Программы привлекаются средства из внебюджетных источников. В результате реализации Программы к сентябрю 2007 года освоено бюджетных средств 2309531 рублей и 1034000 рублей из внебюджетных источников. В расчете на 100 школьников объем привлеченных внебюджетных средств составляет 103400 рублей. В рамках Программы отремонтирован фасад начальной школы, цокольные и рекреационные помещения двух учебных зданий, благоустроен и оснащен современным оборудованием школьный двор, произведен монтаж пожарной сигнализации, в школьном дворе созданы зоны для отдыха и занятий спортом, работают тренажерный зал и сенсорная комната, школьный пищеблок и девять учебных кабинетов оснащены сплит-системами, в учебных помещениях размещены элементы зимнего сада. По инициативе членов Управляющего Совета для обеспечения безопасности каждого первоклассника, впервые осваивающему дорогу в школу, администрацией МОУ СОШ № 3 были разработаны и вручены маршрутные листы, позволяющие изучить маршрут следования школьника.

Я как руководитель заинтересована в эффективной совместной работе со всеми участниками образовательного процесса и общественности по устройству школьной жизни, в которой мы сами создаем атмосферу для обучения, основанную на взаимном доверии и уважении. Условия взаимоотношений обеспечиваются через совместно выработанное соглашение. Все четко представляют общие цели и задачи, каждый является важным участником образовательного процесса. Такая позиция позволяет воспринимать учеников, родителей и общественность как партнеров, имеющих право на свою позицию и способных как внести свой позитивный вклад в управление школой, так и разделить ответственность за принятые решения. Каждый учащийся, являясь членом Управляющего Совета или Актива школы, класса проявляет самостоятельность, инициативность, организаторские коммуникативные способности, приобретает практический опыт в принятии управленческих решений, что способствует успешной социализации личности. Отличительная черта управления МОУ СОШ № 3 – работа школьного пресс-центра: регулярные выпуски школьной газеты «Веселая перемена», трансляция радиопередач посредством школьного радиоузла, систематическое обновление школьного сайта. Управляющий Совет также является инициатором благотворительных акций, волонтерского движения, культурно-досуговых мероприятий. Результаты деятельности школьного самоуправления освещаются в муниципальной газете «Прибой», на местном радио и телевидении.