Урок на тему "Явления электромагнитной индукции" в 9-м классе

Разделы: Физика


Цели урока:

  • Обучающая – ознакомить с понятием явления электромагнитной индукции и ее применение на практике.
  • Развивающие – развивать умение работать самостоятельно, память, внимание, речь.
  • Воспитательные – воспитывать внимание, прививать культуру умственного труда.

Тип урока – комбинированный

Оборудование: подковообразный постоянный магнит, гальванометр, катушка, соединительные провода, компьютер, проектор.

Оформление: Плакат – таблица 7 “Электромагнитная индукция. Использование электромагнитной индукции”.

План урока

1. Организационный момент 1 мин.
2. Проверка домашнего задания. Проверочный тест 5 мин.
3. Актуализация опорных знаний 7 мин.
4. Зарядка 2 мин.
5. Освоение нового материала 15 мин.
6. Закрепление нового материала 6 мин.
7. Задание на дом 2 мин.
8. Подведение итогов и результатов урока 2 мин.

Ход урока

1. Организационный момент

Дидактическая задача этапа: Подготовить учащихся к работе на уроке.

  • Приветствие
  • Определение отсутствующих
  • Организация внимания

2. Проверка домашнего задания. Проверочный тест.

Дидактическая задача этапа: глубоко и всесторонне проверить знания учащихся.

Проверка домашнего задания по изученной ранее теме “Магнитный поток” осуществляется в виде теста с разноуровневыми заданиями. Учащимся раздаются заранее подготовленные карточки с различным уровнем сложности заданий. Каждый уровень сложности оценивается соответственно на оценку “3”, “4”, “5”.

Имеются 2 варианта заданий.

Выполнение 1, 2, 3 задания оцениваются на оценку “3”. Эти задания соответствуют тестам I уровня сложности, где предусматривается конструктивное воспроизведение.

Выполнение 1, 2, 3, 4 задания оценивается на оценку “4”. 4 задание соответствует тестам II уровня сложности, т.е. ученик проявляет знания и понимание основных положений, понятий, свободно владеет изученным материалом.

Выполнение 1, 2, 3, 4, 5 задания оценивается на оценку “5”. 5 задание – задание III уровня сложности. На тест дается 6 минут. (Приложение 1)

3. Актуализация опорных знаний.

Дидактическая задача этапа: Актуализировать опорные знания ранее изученной темы для изучения новой.

Проверим I – вариант теста. Учащиеся по желанию читают задания и

ответы на них. Учитель записывает все на доске.

Используется активная деятельность всего класса в ходепроверки знаний отдельных учащихся. А также привлечениеучеников к исправлению ошибок, если они находятся.

Особое внимание заостряется на задании 4. В котором говорится об изменении магнитного потока через контур. Учащиеся должны четко представлять, что при приближении магнита к контуру магнитный поток через контур увеличивается. И, наоборот, при удалении магнита магнитный поток ослабляется, что необходимо знать для изучения новой темы.

Физкультминутка

4. Освоение нового материала.

(Приложение 2)

Дидактическая задача этапа: Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся. Дать учащимся конкретное представление об изучаемом явлении. Определить цели и задачи урока. Добиться от учащихся восприятия, осознания первичного обобщения новых знаний, усвоение учащимися путей, которые привели к данному обобщению.

а) Формулировка темы урока

Тема нашего урока называется “Изучение явления Э.М.И.”

б) Постановка цели урока

Цель нашего урока – изучить явление ЭМИ

в) Показ практической значимости изучения нового материала.

Явление Э.М.И. было открыто Фарадеем 29 августа 1831г. и вошло в основу устройства генераторов всех электростанций мира, превращающих механическую энергию в энергию электрического тока.

г) Постановка перед учащимися учебной проблемы.

Все Вы знаете, что вокруг проводника с током образуется магнитное поле. Но если электрический ток “создает” магнитное поле, то не существует ли оборотное явление? Нельзя ли с помощью магнитного поля “создать” электрический ток? Такую задачу в начале XIX века пытались решить многие ученые. Поставил ее перед собой и английский ученый Майкл Фарадей. “Превратить магнетизм в электричество” - так записал в своем дневнике эту задачу Фарадей. 10 лет потребовалось Фарадею для ее решения. А мы рассмотрим решение этой задачи сегодня на уроке.

Чтобы понять, как Фарадею удалось “превратить магнетизм в электричество” выполним опыт Фарадея, используя современные приборы.

Опыт 1

Оборудование:

Подковообразный магнит, гальванометр, соединительные провода.

Порядок выполнения:

  1. Собираем цепь
  2. Вдвигаем молнии в катушку. Замечаем, что стрелка гальванометра при этом откланяется указывая на появление индукционного (наведенного) тока в цепи катушки.
  3. Выдвигаем магнит из катушки.

При извлечении магнита из катушки снова наблюдается отклонение стрелки гальванометра, но в противоположную сторону, что указывает на возникновение в катушке тока противоположного направления.

Как только движение магнита относительно катушки прекращается, прекращается и ток.

Вывод: Ток в цепи катушки существует только во время движения магнита относительно катушки.

Опыт 2

Оборудование:

Подковообразный магнит, гальванометр, соединительные провода.

Порядок выполнения:

  1. Собираем цепь
  2. Двигать катушку к одному из полюсов. Происходит отклонение стрелки гальванометра.
  3. Двигать катушку от выбранного полюса.

Происходит отклонение стрелки гальванометра в противоположную сторону.

Вывод: Индукционный ток возникает когда движется катушка, а магнит остается неподвижным.

Во всех рассматриваемых нами опытах индукционный ток возникал при изменении магнитного потока.

Следовательно: Явление ЭМИ заключается в возникновении индукционного тока в замкнутом проводнике при всяком изменении магнитного потока, пронизывающего контур замкнутого проводника. Существование тока наблюдается в течении всего процесса изменения магнитного потока.

Так в I опыте при приближении магнита к катушке магнитный поток через контур увеличивается, при удалении катушки магнитный поток через контур уменьшается. Поток меняется за счет изменения индукции магнитного поля. Во II опыте катушка попадает в области поля с большей или меньшей магнитной индукцией.

На основании явления ЭМИ были созданы мощные генераторы электрической энергии.

5. Закрепление нового материала.

Дидактическая задача этапа: Закрепить у учащихся знания по новому материалу.

Для закрепления нового материала учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:

  1. В чем заключается явление ЭМИ?
  2. При каком условии в катушке, замкнутой на гальванометр, возникает индукционный ток?
  3. Что происходит с током при изменении магнитного потока?

6. Домашнее задание дифференцированное.

Дидактическая задача этапа: Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

  1. Прочитать и выучить материал п. – 49.
  2. Выполнить упражнение 39.
  3. Ответить на вопрос микротеста.
1 – “3” 1,2 – “4” 1, 2, 3 – “5”

7. Подведение итогов и результатов урока.

Дидактическая задача этапа: Подвести итоги урока, дать оценку успешности достижения цели.

Сегодня мы ознакомились с явление ЭМИ и выяснили где оно находит применение в наши дни.