Интеллектуально-познавательная игра "Умники" как средство интеллектуального и духовно-нравственного развития личности подростка

Разделы: Литература, Музыка, МХК и ИЗО


В ходе организации и проведения интеллектуальной игры участники получают знания об истории, культуре, традициях, обычаях своей страны, что способствует воспитанию патриотизма, развитию духовно-нравственных качеств и расширению кругозора. Учащиеся повышают интеллектуальный и творческий потенциал, развивают навыки поисково-исследовательской деятельности, личностные качества: решительность, объективность, уверенность, целеустремленность, настойчивость, стрессоустойчивость, развивают умения социального взаимодействия со сверстниками.

Игра проходит в форме «интеллектуального казино»: отвечая на вопросы игры, команды делают ставки; если команда отвечает верно, то ставка удваивается, а если ошибается - команда теряет ставку. Данная форма и содержание проведения игры «Умники» объективно подходит для большого количества участников (13–14 команд): в течение 1–1,5 часов можно выявить победителя и каждая команда зарабатывает свое количество баллов.

Проведение игры предполагает использование следующих форм, методов и приемов:

  1. На подготовительном этапе: КТД, работа с литературой, лекции, экскурсия, встреча с интересными людьми.
  2. На этапе проведения игры: КТД, игра, викторина, работа в малых группах, метод эвристической беседы (метод проблемного вопроса), аудио метод восприятия, визуальный метод восприятия.
  3. На этапе рефлексии: анализ КТД, анкетирование, самоанализ, получение обратной связи (взаимоанализ).

Правила игры

Игра состоит из 5 раундов. В начале игры каждая команда получает стартовый капитал - 25 лепт. Отвечая на вопрос, команды делают ставки, записывают ответ в листах и поднимают карточку, соответствующую номеру выбранного ответа (в «Тестовом» раунде), или записывают вариант ответа на листе, который потом вслух зачитывает крупье. Если ответ правильный – ставка удваивается, если нет – команда лишается лепты (лепт). Время обдумывания – 30 секунд (1 мин).

В конце игры подсчитывается заработанный капитал. Победителями тура становятся команды, набравшие наибольшее количество лепт. Победителями всей игры (сезона) становится команда, которая набрала наибольшее количество лепт за 3 тура.

Игра предусматривает разнообразные по форме и содержанию раунды:

  • «Тестовый» - состоит из 25-ти тестовых вопросов. Ставка раунда: один вопрос – 1 лепта. Отвечая на вопрос, команда получает (или теряет) 1 лепту.
  • «Сопоставление» - участникам игры предлагается сопоставить предложенные показатели, например, «Даты и события», «Фамилии знаменитых людей и их подвиги» и т.п. В данном раунде предлагается 1 вопрос – сопоставление, за 1 (1,5) минуты участники игры должны сопоставить показатели. Ставка раунда: один вопрос – 4 лепты. Если команда ответила на вопрос верно – получает 4 лепты, а если допустила хотя бы одну ошибку – теряет 4 лепты.
  • «Описание» - необходимо по описанию чего-либо или кого-либо определить название или имя, например – раунд «Историческая справка» - представлены описания битв и сражений, необходимо узнать - о чем идет речь. Ставка раунда: один вопрос – 2 лепты. За один неправильный ответ забирается 2 лепты.
  • «Видео – раунд» - участникам игры предлагаются видео-вопросы по теме игры. Ставка раунда: один вопрос – 2 лепты. За один неправильный ответ забирается 2 лепты.
  • «Музыкальный раунд» - участникам игры предлагаются музыкальные вопросы по теме игры, например, звучат песни военных лет, нужно отгадать исполнителя или название песни. Ставка раунда: один вопрос – 2 лепты. За один неправильный ответ забирается 2 лепты.
  • «Кот в мешке» - участники должны угадать, какой предмет лежит в мешке. Раунд состоит из 3-х вопросов. Ставка - один вопрос - 1 лепта. За один неправильный ответ забирается 1 лепта.
  • «Ва-банк» - это решающий раунд! Командам предложен один сложный вопрос. Они должны за 1 минуту дать на него один, единственно верный ответ. Ставку команда выбирает сама: она может поставить 1 лепту, а может все лепты, заработанные за игру. Ответ команда пишет на листе. Крупье зачитывает ответ.  Если ответ верен - ставка удваивается. Если нет - все поставленные лепты забираются.

Традиционно в игре 3 раунда существуют всегда. Это – «Тестовый», «Кот в мешке» и «Ва-банк». Остальные раунды подбираются в соответствии с темой игры и возможностями организаторов.

Необходимо отметить, что на игре используется презентация Microsoft Power Point: на экране высвечиваются названия раундов, вопросы и правильные ответы, материалы «Видео-раунда» и пр. Презентация позволяет участникам игры лучше понять содержание вопроса, и в течение времени, отведенного для обсуждения, участники игры могут, глядя на вопрос, уточнить непонятные факты.

В рамках проведения игры для участников игры разрабатывается положение, в котором описываются цели и задачи игры, порядок и условия проведения, перечисляются названия 3-х туров игры и даты их проведения. Так же разрабатывается приложение к положению, в котором описывается круг знаний для участников игры, т.е. определяются разделы материала, который необходимо знать для успешного участия в игре. Описывается рекомендуемая литература к игре, объявляется о проведении дополнительной подготовке к игре (для команд по возможности проводятся лекции и экскурсии по теме игры, которые проводят специалисты Центральной библиотечной системы или Музейного ресурсного центра). Объявляется организационный сбор для команд, который проводится за 3 дня до игры (на нем организаторы игры называют тематику раундов, объявляется ставка каждого раунда, уточняются организационные вопросы).

Тематика игр разрабатывается совместно с педагогами, руководителями школьных интеллектуальных сообществ.

Например, в 2004 – 2005 учебном году игра «Умники» была посвящена Великой Отечественной войне.

Тема всей игры «Священная война».

I тур – «Великие битвы и сражения» (Приложение 1), речь шла об основных битвах и сражениях ВОВ.

II тур – «Они сражались за Родину» (Приложение 2), вопросы были составлены о 20-ти персонах – героях и антигероях ВОВ.

III тур – «Никто не забыт, ничто не забыто…» (Приложение 3), вопросы были составлены по литературным, музыкальным произведениям и фильмам о войне и военных лет, также об авторах этих произведений, исполнителях песен.

Для успешного участия в игре по данной тематике учащиеся должны знать:

К I туру

  1. Хронологию основных битв и сражений ВОВ: Курская битва, блокада Ленинграда, оборона Москвы, Сталинградская оборона, оборона Киева, Брестская крепость, операция Багратион, битва за Берлин.
  2. Время, ход, стратегические и тактические вехи основных сражений ВОВ.

 Ко II туру

1. Основные вехи биографии следующих военных деятелей ВОВ:

  1. И.В. Сталин
  2. К.К. Рокоссовский
  3. К.Г. Жуков
  4. Н.Г. Кузнецов
  5. Н.Ф. Ватутин
  6. А.М. Василевский
  7. В.И. Чуйков
  8. В.В. Талалихин
  9. К.Е. Ворошилов
  10. С.А. Ковпак
  11. Р. Зорге
  12. Н.Ф. Гастелло
  13. А. Матросов
  14. А.П. Маресьев
  15. З. Космодемьянская
  16. М.А. Егоров и М.В. Кантария
  17. А.А. Власов
  18. И.В. Панфилов
  19. А. Гитлер
  20. Ф. Паулюс

2. Их годы жизни, основные жизненные победы и достижения (почему их можно назвать героем (антигероем) ВОВ), роль названных персон в ВОВ.

К III туру

1. Факты биографии и творческие достижения писателей (с чего началась карьера писателя, какие премии – награды были получены), их произведения.

1) М.А. Шолохов «Они сражались за Родину», «Судьба человека».
2) В. Быков «Обелиск», «Сотников».
3) Б.Васильев «А зори здесь тихие».
4) Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке».
5) А.Т. Твардовский «Василий Теркин», стихи о войне.
6) К. Симонов «Жди меня» и другие стихи о войне.

Примечание. Названные произведения необходимо рассмотреть по схеме: «Автор – название произведения – главные герои – сюжетная линия». Кроме выше указанных произведений, нужно знать названия и других произведений этих авторов.

2. Факты биографии, репертуар и творческие достижения исполнителей песен военных лет и песен о войне (Л.И. Русланова, К.И. Шульженко, М.Н. Бернес, Л. Утесов и другие).

3. Самые известные песни о ВОВ (военных лет и написанные после ВОВ), их историю создания, авторов слов и музыки, первых исполнителей. Песни: «Священная война», «Синий платочек», «Темная ночь», «Журавли», «В лесу прифронтовом», «Смуглянка», «Три танкиста», «Катюша», «День победы», «Бухенвальдский набат», «Огонек», «Моя Москва»  и др.

4. Художественные фильмы о ВОВ: «А зори здесь тихие», «Летят журавли», «В бой идут одни старики», «Два бойца», «Судьба человека», «Они сражались за Родину», «Аты-баты, шли солдаты…», «17 мгновений весны», «Баллада о солдате» и др.. (Рассмотреть названные фильмы по схеме «Название – режиссер – год создания – исполнители главных ролей – основная сюжетная линия – награды фильма (если есть)». Названия других фильмов о ВОВ.

5. Какие события в культурной жизни страны происходили во время ВОВ (кино-, литературно-, музыкальные премьеры , выступления прифронтовых бригад и т.п.).

Ведут игру обычно 2 представителя клуба «Умники»: мальчик и девочка.

На игре необходимы 14 крупье (по числу команд), которые следят за ходом игры за столом. В их обязанности входит: отдавать команде заработанные лепты в случае правильного ответа или забирать, если ответ не верен; поднимать карточки в «Тестовом» раунде; зачитывать ответы команд в остальных раундах. 1 человек отвечает за сопровождение игры презентацией. 1 человек – за музыкальное сопровождение игры. Также необходимы 1-2 помощника, которые выносят мешки для раунда «Кот в мешке», помогают в церемонии награждения, следят за тишиной в зале и фойе.

Необходимое материально-техническое обеспечение игры

1. Помещение для проведения игры (актовый зал школы или ЦДТ, который позволит свободно разместить команды и зрителей).
2. Столы для команд и 6 посадочных мест (5 участников команды и крупье).
3. Проектор, компьютер и экран для презентации.
4. Музыкальная аппаратура.
5. Художественное оформление зала (название темы игры, красочное оформление и т.д.)
6. Доска с названием всех команд по порядку ОУ (в конце игры записывают на доске количество баллов и место команды).
7. Лепты – картонные жетоны, на которых написано слово «ЛЕПТА» (по 25 штук на каждый стол и по 40-50 лепт в коробочку крупье).

8. Коробочки для лепт (для крупье).
9. Таблички с цифрами 1, 2, 3 на каждый стол.
10. Название команды на столе.
11. Лист ответов, в который команды записывают свои варианты ответов.
12. Задание на раунд «Сопоставление».
13. Протокол для экспертной группы, в котором записывается количество лепт, заработанных каждой командой и их место в данном раунде.
14. Лист мнений и предложений для руководителей команд, в листе они могут отметить, что в каждом раунде было интересным, необычным, запоминающимся, или что в каждом раунде можно изменить, дополнить.
15. Дипломы и ценные призы (на 3 туре) для награждения.