Театрализованно-игровая технология на уроках литературы. Уроки-путешествия "Волшебная страна — Театр"

Разделы: Литература


УРОК ПЕРВЫЙ

ТЕМА: Волшебная страна – театр.

ЦЕЛИ УРОКА:

  • ознакомить учащихся, как организовывается театр;
  • развивать умения учащихся рассуждать, находить ответы на проблемные вопросы;
  • развивать навыки культуры речи.

ХОД УРОКА

На доске оформлены станции, по которым придется путешествовать ученикам (организация театра, речевая станция, театр кукол, театр людей). Ученики разделены на 3 группы.

Учитель: Дорогие ребята, сегодня у нас необычный урок: урок-путешествие. Скажите, ребята, а что такое по-вашему театр? (рассуждения ребят) Молодцы! Я очень рада, что вы много знаете о театре. А сегодня, вы сможете пополнить свои знания о театре, а помогут вам в этом вот эти станции, на которых нам придется делать остановку. А чтобы нам было веселее, давайте споем.

Дети (поют):

Мы едем, едем, едем
В далекие края;
Веселые соседи,
Хорошие друзья!

Учитель: Стоп – первая остановка: организация театра.

Как вы думаете, ребята, что нужно для того, чтобы организовать театр?

(Рассуждения ребят).

А что самое главное в организации театра? (рассуждения ребят).

Молодцы, ребята, давайте разберемся, а какое произведение нужно для театра? Посмотрите на доску: там написано слово “пьеса”. Давайте попробуем дать определение этому слову (на партах у ребят толковые словари, по которым они ищут значение слова “пьеса”).

Учащиеся выбирают точное значение слова – пьеса!

Пьеса – это художественное произведение, которое предназначено для исполнения на сцене (фиксируют в тетради).

Учитель: Ребята, пьеса состоит из диалогов, давайте вспомним, что такое диалог (рассуждения ребят).

Учитель: А теперь давайте по группам сочиним диалоги на школьную тему! (ребята работают, а потом озвучивают по группам).

Учитель: Молодцы, вот мы и преодолели первую трудность! А теперь в путь! (дети опять поют песенку).

Учитель: Стоп, ребята! Вторая станция – речевая.

Ребята, как вы думаете, когда нам интересно будет смотреть спектакль? (рассуждения ребят).

Учитель: Молодцы! Очень приятно, когда актеры правильно говорят! Давайте представим себе, что мы актеры, поучимся работать с речью, с интонацией.

Итак, вот вам первое задание по группам:

1 группа 2 группа 3 группа
Произнести фразу с чувством страха: Произнести фразу с чувством радости: Произнести фразу с чувством грусти:

Сегодня на улице чудесная погода!

Сегодня на улице чудесная погода!

Сегодня на улице чудесная погода!

Учитель: Молодцы! А теперь давайте поработаем с интонацией и логическим ударением. Ваша задача – прочитать стихотворные строчки, выразительно, выделив логическим ударением на слова, которые вы считаете самыми важными:

У лукоморья – дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том;
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.

(Учащиеся работают в группах, а потом озвучивают свою работу).

Учитель: Пора нам отправляться в дорогу. Поехали! (ребята поют песенку).

Учитель: Стоп, следующая станция – театр кукол! На этой станции вам придется остановиться и на следующем уроке! Прежде всего, давайте познакомимся с нашими героями:

1 группа 2 группа 3 группа

Знакомится с Петрушкой и Настенькой.

Знакомится с волком  и зайцем.

Знакомится с котом и мышкой.

(Ребята тренируются управлять куклами, проговаривают фразы).

Учитель: Ребята, чтобы продолжить наше путешествие на следующих уроках, я попрошу вас сочинить дома небольшую пьесу для ваших героев и подготовить статью из учебника “Русский народный театр”.

УРОК ВТОРОЙ

ТЕМА:

Знакомство с кукольным театром (Русский народный театр).

ЦЕЛЬ:

  • Познакомить учащихся с работой в кукольном театре;
  • Развивать умения учащихся выразительно читать драматическое произведение;
  • Развивать навык речевой культуры;
  • Знакомство учащихся с русскими народными традициями.

ХОД УРОКА

Учитель: Итак, ребята, сегодня мы продолжим наше путешествие в волшебную страну – театр. Мы остановились на следующей остановке: кукольный театр.

Но прежде всего давайте сначала поговорим об истоках зарождения кукольного театра в России.

Ребята рассказывают статью “Русский народный театр” (по учебнику).

общенародные праздники: Рождество, Масленица, Пасха, Троица и другие;
главный герой – Петрушка;
изобретательность актеров русского кукольного театра;
кукольный театр Образцова;
музыкальное оформление кукольного театра.

Учитель: Молодцы, ребята! Я очень довольна, как вы подготовились к уроку! А теперь, я думаю, что пора начинать организовывать свой кукольный театр. Но сначала давайте послушаем те пьесы, которые вы сочинили дома, и сможем выбрать три лучших для постановки в нашем кукольном театре. (Учащиеся зачитывают пьесы и в группах выбирают лучшие работы).

Учитель: Молодцы! А теперь в группах готовим пьесу уже с занавесом и куклами, выступать попробуйте все. (Учащиеся готовятся к выступлению. Занавес, куклы для ребят готовит учитель).

Учитель: Молодцы, давайте попробуем высказать свое мнение о том, что вы увидели. (рассуждения учащихся).

Учитель: Ребята, у нас осталась одна остановка – театр людей! Чтобы нам хорошо провести время на следующем уроке, я попрошу вас дома сделать следующее:

1) 1 группа готовит инсценировку “Озорник Петрушка” - сцены 2,3.
2 группа – инсценировку “Озорник Петрушка” - сцены 4,5.
3 группа – инсценировку “Озорник Петрушка” - сцены 6,7.

(По учебнику)

2) Нарисовать рисунки на тему: “Я в театре людей”.

УРОК ТРЕТИЙ

ТЕМА:

Познакомить учащихся с театром, где артистами являются люди.

ЦЕЛЬ:

  • познакомить ребят с работой артистов в театре людей;
  • развивать умения учащихся инсценировать драматические произведения;
  • развивать навыки культуры речи у учащихся.

(На доске выставка рисунков учащихся).

ХОД УРОКА

Учитель: Итак, ребята, сегодня заканчивается наше путешествие в волшебную страну – Театр. У нас осталась последняя остановка – театр людей.

Но прежде, я хочу, чтобы вы меня познакомили со своими рисунками, на которых вы отразили то, что вам больше всего запомнилось из посещения театра людей.

(Учащиеся выходят по очереди к доске и рассказывают, точнее описывают свои рисунки).

Учитель: Ребята, прежде чем мы организуем свой театр, я попрошу вас ответить на вопрос: как вы думаете, чем отличается кукольный театр от театра людей? Где сложнее играть артистам: в кукольном или театре людей? (рассуждения ребят).

Учитель: Ну а теперь пора начинать наш театр. Вы готовы? Ну тогда вперед! (Учащиеся инсценируют сцены из пьесы “Озорник Петрушка” по группам. После каждого выступления учащихся, учитель предлагает ребятам дать оценку увиденному).

Учитель: Спасибо, ребята, за чудесное инсценирование. А теперь давайте подведем итог всему тому, что мы увидели и узнали во время путешествия в волшебную страну – Театр.

УСТНЫЙ ОПРОСНИК (ДЛЯ УЧАЩИХСЯ)

  1. Что такое театр?
  2. Какие театры вы знаете?
  3. Что такое пьеса, ее структура?
  4. В чем мастерство актеров?
  5. Особенности русского кукольного театра и т.д.

Домашнее задание: Ответить в тетрадях письменно на вопросы 4, 5, 6 (стр. 76 по учебнику).